Папки-передвижки

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство

Ирина Щепетинникова
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство

Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья» поможет определить научный подход к изучению проблемы. Содержание работы:

Введение.

Обоснование актуальности темы, цель, задачи работы, определение объекта, предмета и информационных источников исследования.

Основная часть.

Публикация «Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство» размещена в разделах

Раздел 1. Проблема интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательное пространство.

1.1. Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в ДОУ.

1.2. Имеющийся мировой практический опыт как основа положительных достижений внедрения интеграции, его особенности.

1.3. Специфика Российской интеграции как необходимость гуманного отношения к детям дошкольного возраста с ОВЗ.

1.4. Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ.

Раздел 2. Анализ особенностей процесса интеграции в образовательном пространстве ДОУ.

2.1. Цели, задачи, методы и результаты аналитического исследования по проблеме интеграции в дошкольном образовании.

2.2. Модели интеграции с учетом уровня развития ребенка.

2.3. Система работы по организации интегративных процессов в условиях общеобразовательных групп и групп компенсирующей направленности.

2.4. Выявление динамики и анализ эффективности внедрения интегративных подходов.

Раздел 3. Пути решения выявленных проблем интегративного процесса.

3.1. Предложения по организации интеграции в ДОУ на основе проведенной аналитической работы.

3.2. Авторский вклад в решение поставленных задач по интеграции дошкольников с ОВЗ

Заключение.

Важность интеграции в дошкольном учреждении как инновационного процесса в общей системе образования.

Список литературы.

Введение.

Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Если ранее преобладала спонтанная интеграция, или интеграция в единичных случаях, то теперь система образования подошла вплотную к организации интегрированного обучения на разных уровнях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года определяет права обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Задача образовательных учреждений - реализация этих прав на практике.

На сегодняшний день в Российской системе образования происходят значительные изменения, направленные на модернизацию, реализацию разных проектов, переход на личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию, начиная с дошкольного образования. Это творческий инновационный поиск, который заставляет стремиться к разработке новых моделей, форм, содержания образовательного процесса и организации образовательной среды по-новому, эффективных технологий для получения каждым ребенком качественного образования и его дальнейшей успешной социализации в школьной жизни и обществе.

Особую тревожность вызывает проблема увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование таких детей предусматривает создание для них специального коррекционно-развивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равные с обычными детьми возможности, в пределах образовательных стандартов, воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Один из значимых приоритетов –реализация потребностей и возможностей детей с ОВЗ, обеспечение им полноценного образования вне зависимости от тяжести нарушения развития. Для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно получить не только квалифицированную помощь педагогов и специалистов, но и приобрести неоценимый опыт общения со сверстниками как социальную интеграцию.

Актуальность внедрения интеграции в образовательное пространство детей с ОВЗ на современном этапе развития образования обусловлена усилением гуманистических позиций, признанием прав лиц с ОВЗ на совместное существование в социуме, в том числе в образовании, пониманием важности значения индивидуального подхода.

Известно, что проблема интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство изучена не в полной мере, поэтому необходимо определить условия и современные подходы, которые бы обеспечили правильную организацию процесса интеграции таких детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования: интеграция детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство групп дошкольных учреждений.

Предмет исследования: особенности интеграции как процесса в условиях современного дошкольного образования.

Цель исследования: изучение возможно правильных подходов к интеграции в дошкольном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья будет проходить более эффективно, если система внедрения оптимальных моделей интеграции будет оптимально продумана.

Задачи исследования:

1. Изучить необходимую научную литературу по проблеме исследования.

2. Провести исследование условий интеграции как комплексного инновационного процесса.

3. Провести цикл мероприятий в рамках интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ.

4. Подготовить материалы авторских разработок для интегрированных подходов в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Методологические основы исследования:

При рассмотрении данной проблемы опорой послужили принципы интеграции, рассмотренные в источниках зарубежной и отечественной научно-исследовательской литературы авторов: Дж. Лернера, С. Кирка, Л. С. Выготского, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, Е. А. Екжановой.

Теоретико-практические материалы научных разработок, а также опыт экспериментальной работы авторов: Н. Н. Малофеева, Н. Д. Шматко, И. М. Гилевич, Л. И. Тиграновой, С. Г. Шевченко, А. Н. Коноплевой, Е. А. Стреблевой и др.

Кроме того, изучение нормативно-правовой базы по теме и дополнительное рассмотрение материалов проблемы инклюзивного образования, сопряженной с интеграцией:

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г. ;

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования,2013 г. ;

Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г. ;

«Декларация о правах инвалидов», 1975 г. ;

«Декларация о правах умственно отсталых лиц», 1971 г.

Саламанская декларация лиц с особыми потребностями, 1994 г.

Хочется обратить внимание на то, что нормы международного гуманитарного права гарантируют право каждому ребенку, в том числе имеющему интеллектуальный недостаток, получить образование в соответствии со специальными государственными программами для обучающихся с отклонениями в развитии, на обучение по индивидуальным учебным планам, учитывающим возможности и способности каждого ребенка. (Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г., ст. 29, «Декларация о правах умственно отсталых лиц», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г.)

В работе использовались следующие методы:

1. Анализ педагогических, психолого-педагогических, социологических, экономических источников по проблеме исследования.

2. Педагогический поэтапный эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный сравнительный этапы)

3. Методы качественного и количественного анализа обработки результатов.

4. Сравнительный анализ, обзор статистических данных.

5. Метод оптимизации профессионального потенциала для авторских разработок.

Публикации по теме:

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов Актуальность художественно-эстетического развития дошкольников определяется тем, что художественно-эстетическое развитие является важнейшей.

«Что такое истина?» — образовательное мероприятие для детей старшего возраста«Что такое истина?» — образовательное мероприятие для детей старшего возраста П\С: Создать условия для осознания детьми понятия «правда – есть приближение к истине». Взгляд людей на предметы окружающего мира, явления,.

Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

Актуальность проблемы интеграции дошкольного образования Дошкольный возраст – это сензивный период для формирования фонематического восприятия детей, развитие всех сторон речи, расширение и обогащение.

Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство Консультация для педагогов Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов.

Консультация для педагогов «Проблемы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Проблемы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста» В настоящее время одной из проблем, стоящих перед.

Образовательное мероприятие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возрастаОбразовательное мероприятие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста П\С: Упражнять в количественном счете. Закреплять умение сравнивать предметы по величине. Развивать навыки ориентировки в пространстве.

Проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Готовность детей к школе- одна из самых актуальных задач воспитания.

Уголок природы как образовательное пространство экологического образования детей подготовительной группы Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, поэтому в нашей группе был создан уголок природы. Цель создания.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ Цель: Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями (кооперация с семьей, открытость в отношении семьи).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 08:38
+191Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 111.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД