Тамара Коренькова
Проект «Академия семейного счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад МАДОУ №8 Гармония комбинированного вида № 8 «ГАРМОНИЯ» г. Новороссийск
Служба психолого-педагогической поддержки Семь «Я»
ПРОЕКТ
«Академия СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»
Педагог-психолог: Тамара Николаевна Коренькова
г. Новороссийск, 2016-2018 г.
Представление ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Академия семейного счастья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Одной из принципиальных и отличительных особенностей современного дошкольного сопровождения образовательного процесса детей инвалидов и детей с ОВЗ, является глубокое и пристальное внимание к проблемам взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи.
В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» подчеркивается, что повышение эффективности воспитания и обучения возможно только при условиях объединения усилий семьи и других социальных институтов.
Определяющую роль в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями играет служба психолого-педагогического сопровождения.
В настоящее время семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, уделяется много внимания со стороны государства. Но, тем не менее, такие семьи часто сталкиваются с непредвиденными трудностями, для успешного преодоления которых у родителей часто не хватает знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную работу специалистов и педагогов в оказании помощи семьям воспитывающих особых детей по детско-родительскому взаимодействию, а так же, на отдельные эмпирические данные, свидетельствующие о позитивных результатах этой работы, таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда.
Объясняется это, прежде всего отсутствием структурированной системно-методологической базы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Все вышеизложенное обуславливает целесообразность апробации данного проекта, целью которого является: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ, и наработка методологической и практической базы в области взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семей воспитывающих особых детей (принципы, формы и методы организации взаимодействия с ребенком).
Представленные в проекте материалы могут быть использованы во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного образования, где воспитываются или обучаются дети с ОВЗ.
Проект включает в себя два раздела: в первом - содержатся практические материалы проекта; во втором - даны методические рекомендации к подготовке и проведению работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.
Концепция проекта отражает важный пласт в развитии взаимодействия ДОУ с семьей воспитывающей особого ребенка и нацелена обеспечить возможность на получение качественного и полноценного психологического сопровождения родителей (или лиц их заменяющих) воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья.
Как уже говорилось выше, идея проекта предполагает возможность использования данного опыта и другими образовательными учреждениями компенсаторной направленности и проектирует создание совершенно нового и адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Непременным условием исполнения миссии проекта становится работа с семьями, находящихся в зоне риска социальной депривации.
Внутренний стандарт качества сопровождающего процесса синтезируется из следующих (верифицируемых) качеств:
- формы работы, направленные на вариативность работы с семьями;
- уровень профессионализма специалиста (владение широким спектром терапевтических направлений, а также арсеналом сопутствующего инструментария;
- уровень контактности и заинтересованности участников проекта (на выходе - качества родительского потенциала);
- средств сопровождающего процесса;
Образ родителя или семьи в соответствии с миссией проекта предполагает :
- развитие индивидуальности каждого родителя, его особенных, уникальных способностей и возможностей участия в воспитании и развитии ребенка инвалида и ребенка с ОВЗ;
- развитие потребности в сохранении и укреплении своего родительского ресурса;
- формирование целостного миропонимания, личностной самооценки, культуры межличностных отношений;
- умение взаимодействовать с другими людьми и жить в любых коммуникативных режимах;
-формирование у семьи в целом универсальных знаний, позволяющих решать проблемы в сфере взаимодействия с особым ребенком;
- формирование компетентностей, которые смогут стать основой успешной социализации семьи воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.
Структура проекта
Взаимодействие образовательного учреждения компенсирующей направленности и семьи – это систематизированный, сознательно организованный процесс, интегрирующий действия специалистов, педагогов, родителей и детей, направленные друг к другу. Это взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в процессе совместной деятельности и общения.
Определяющую роль в организации психолого-педагогического сопровождения такой семьи играет служба психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения.
Данный проект ориентирован на неизбежность вступления всех его участников в специфическую социальную связь. Таким образом, социальная связь осуществляется путем зависимого взаимодействия всех участников проекта, реализующаяся через их социальные действия.
Однако от того, насколько оно будет продуктивным, зависит эффективность всего психолого-педагогического процесса сопровождения семьи.
В социальной связи образовательного учреждения (в формате данного проекта) и семьи, можно выделить:
- объекты связи (психолог, муз. работник, родители, дети);
- предмет связи (воспитание, обучение и развитие детей, их социализация и формирование личности; поддержка и развитие ресурса родителей воспитывающих особого ребенка);
- механизм регулирования взаимоотношений психолого-педагогической службы образовательного учреждения и членов семьи.
В зависимости от участия во взаимодействии всех участников проекта могут осуществляться четыре варианта взаимодействия:
- межличностное;
- личностно-групповое;
- личностно-массовое;
- межгрупповое.
Любое действие определяют:
- действующий субъект (его индивидуальные психологические особенности, характер, темперамент, коммуникативные умения, способности);
- субъект, на которого направлено воздействие;
- средства воздействия;
- способ использования средств воздействия;
- реакция индивида, на которого направлено действие.
Продуктивное взаимодействие участников проекта неизбежно приводит к позитивному изменению их личности.
В связи с этим, определяющая роль в осуществлении замысла проекта принадлежит подбору адекватных и продуктивных способов, приемов и средств воздействия на семью воспитывающую ребенка особыми образовательными потребностями.
Для организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и таких семей необходимо :
1) равенство психологических позиций всех субъектов взаимодействия, независимо от их возраста и социального статуса;
2) равное признание активной роли в жизни образовательного учреждения каждого субъекта взаимодействия;
3) психологическая поддержка друг друга и взаимопомощь.
Достижение таких условий продуктивного взаимодействия осуществляется в процессе совместной деятельности и коммуникативного контакта.
В организации взаимодействия образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ следует выделить основные принципы и правила, соблюдение которых эффективно влияет на организацию сотрудничества всех участников проекта «АСС».
4 основных принципа проекта :
1. Обеспечение субъективной позиции всех участников проекта
2. Организация совместного творческого сотрудничества
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей воспитывающей особого ребенка.
4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников проекта, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи в целом.
Основные требования реализации проекта :
1) Специалисты и педагоги максимально содействуют развитию способности родителя осознавать свое «Я» в связях с ребенком, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия;
2) Стремиться к поиску совместных решений;
3) Обязательное включение семьи в процесс целеполагания и планирования воспитательной и развивающей деятельности направленной на положительную динамику социализации ребенка в обществе;
4) Развивать, у членов семьи мотивацию к участию в совместной деятельности через опору на внутрисемейные интересы и потребности;
5) Способствовать успеху и результативности в любой деятельности;
6) Опираться на положительные стороны родителей и детей;
7) Организация взаимодействия участников проекта строится только при условии адекватного представления о функционировании конкретной семьи, об особенностях внутрисемейных взаимоотношений;
8) Содействие оптимизации семейных взаимоотношений посредством программ ориентированных на развитие ресурса семьи в целом;
9) Предоставление возможности родителям и детям активно участвовать в распределении ролей, функций, обязанностей, ответственности в совместной деятельности.
В проект «АСС» входят следующие программы:
1. "Мой родительский ресурс"
2. "Счастливы вместе"
3. "Семейная плассотерапия"
4. "Семейная развивайка"
5. "Семейная клоунтерапия"
Данный проект предполагает, прежде всего, совместную работу службы психологического сопровождения образовательного учреждения с родителями в различных форматах встреч по формуле: СПЕЦИЛИСТ + РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК. Этот вариант сотрудничества с семьей, на наш взгляд, является весьма продуктивным.
В состав групп входят семьи с похожими проблемами, что очень способствует принятию своей внутрисемейной ситуации и ориентированию родителей на преодоление основных проблем в воспитании ребенка и социализации семьи в целом.
Например, родительские терапевтические группы могут формироваться для семей имеющих детей с различными трудностями в развитии (с ЗПР, гиперактивных, с невротическими расстройствами, синдромом Дауна, аутизмом и др. проблемами в развитии).
Содержание работы по данному проекту может меняться в зависимости от уровня просвещения родителей по вопросам воспитания детей до психотерапевтической работы с ними, направленной на выявление и проработку родительского стиля (детский опыт родителя, супружеские проблемы, личностные проблемы родителя).
Каждое занятие, входящее в программы проекта состоит из 5 этапов работы:
1. Приветствие и разминка. 2. Информационная часть, направленная на повышение уровня родительской компетенции в воспитании детей. 3. Упражнения, игры и техники на развитие новых умений. 4. Рефлексия. Подведение итогов, получение обратной связи. 5. Постановка новых целей и задач.
Условия реализации проекта и режим работы
Место проведения – образовательное учреждение, целевые (тематические) выездные встречи.
Целевые группы – родители и дети, возможно включение в группу родителей из принимающих семей.
Оптимальное количество – 8 - 10 семей.
Общее количество занятий по каждой из программ – 10 один раз в месяц.
Ожидаемые результаты: развитие устойчивых позитивных родительских установок в отношении детей, расширение внутреннего родительского ресурса в воспитании и развитии детей с особыми потребностями.
Сопровождение презентацией, видео-анонс представление проекта.
15.04.2017 г.