Получи документы

Проект «Академия семейного счастья»

Тамара Коренькова
Проект «Академия семейного счастья»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад МАДОУ №8 Гармония комбинированного вида № 8 «ГАРМОНИЯ» г. Новороссийск

Служба психолого-педагогической поддержки Семь «Я»

ПРОЕКТ

«Академия СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»

Педагог-психолог: Тамара Николаевна Коренькова

г. Новороссийск, 2016-2018 г.

Представление ПРОЕКТА

Публикация «Проект „Академия семейного счастья“» размещена в разделах

Одной из принципиальных и отличительных особенностей современного дошкольного сопровождения образовательного процесса детей инвалидов и детей с ОВЗ, является глубокое и пристальное внимание к проблемам взаимодействия психологической службы ДОУ и семьи.

В «Концепции модернизации российского образования до 2020 года» подчеркивается, что повышение эффективности воспитания и обучения возможно только при условиях объединения усилий семьи и других социальных институтов.

Определяющую роль в организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями играет служба психолого-педагогического сопровождения.

В настоящее время семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, уделяется много внимания со стороны государства. Но, тем не менее, такие семьи часто сталкиваются с непредвиденными трудностями, для успешного преодоления которых у родителей часто не хватает знаний, умений и навыков эффективного взаимодействия с ребенком, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Необходимо отметить, что, несмотря на интенсивную работу специалистов и педагогов в оказании помощи семьям воспитывающих особых детей по детско-родительскому взаимодействию, а так же, на отдельные эмпирические данные, свидетельствующие о позитивных результатах этой работы, таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда.

Объясняется это, прежде всего отсутствием структурированной системно-методологической базы организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Все вышеизложенное обуславливает целесообразность апробации данного проекта, целью которого является: психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ, и наработка методологической и практической базы в области взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семей воспитывающих особых детей (принципы, формы и методы организации взаимодействия с ребенком).

Представленные в проекте материалы могут быть использованы во всех образовательных учреждениях дошкольного и школьного образования, где воспитываются или обучаются дети с ОВЗ.

Проект включает в себя два раздела: в первом - содержатся практические материалы проекта; во втором - даны методические рекомендации к подготовке и проведению работы по взаимодействию с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями.

Концепция проекта отражает важный пласт в развитии взаимодействия ДОУ с семьей воспитывающей особого ребенка и нацелена обеспечить возможность на получение качественного и полноценного психологического сопровождения родителей (или лиц их заменяющих) воспитывающих детей с особыми возможностями здоровья.

Как уже говорилось выше, идея проекта предполагает возможность использования данного опыта и другими образовательными учреждениями компенсаторной направленности и проектирует создание совершенно нового и адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Непременным условием исполнения миссии проекта становится работа с семьями, находящихся в зоне риска социальной депривации.

Внутренний стандарт качества сопровождающего процесса синтезируется из следующих (верифицируемых) качеств:

- формы работы, направленные на вариативность работы с семьями;

- уровень профессионализма специалиста (владение широким спектром терапевтических направлений, а также арсеналом сопутствующего инструментария;

- уровень контактности и заинтересованности участников проекта (на выходе - качества родительского потенциала);

- средств сопровождающего процесса;

Образ родителя или семьи в соответствии с миссией проекта предполагает :

- развитие индивидуальности каждого родителя, его особенных, уникальных способностей и возможностей участия в воспитании и развитии ребенка инвалида и ребенка с ОВЗ;

- развитие потребности в сохранении и укреплении своего родительского ресурса;

- формирование целостного миропонимания, личностной самооценки, культуры межличностных отношений;

- умение взаимодействовать с другими людьми и жить в любых коммуникативных режимах;

-формирование у семьи в целом универсальных знаний, позволяющих решать проблемы в сфере взаимодействия с особым ребенком;

- формирование компетентностей, которые смогут стать основой успешной социализации семьи воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.

Структура проекта

Взаимодействие образовательного учреждения компенсирующей направленности и семьи – это систематизированный, сознательно организованный процесс, интегрирующий действия специалистов, педагогов, родителей и детей, направленные друг к другу. Это взаимосвязь образовательного учреждения и семьи в процессе совместной деятельности и общения.

Определяющую роль в организации психолого-педагогического сопровождения такой семьи играет служба психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Данный проект ориентирован на неизбежность вступления всех его участников в специфическую социальную связь. Таким образом, социальная связь осуществляется путем зависимого взаимодействия всех участников проекта, реализующаяся через их социальные действия.

Однако от того, насколько оно будет продуктивным, зависит эффективность всего психолого-педагогического процесса сопровождения семьи.

В социальной связи образовательного учреждения (в формате данного проекта) и семьи, можно выделить:

- объекты связи (психолог, муз. работник, родители, дети);

- предмет связи (воспитание, обучение и развитие детей, их социализация и формирование личности; поддержка и развитие ресурса родителей воспитывающих особого ребенка);

- механизм регулирования взаимоотношений психолого-педагогической службы образовательного учреждения и членов семьи.

В зависимости от участия во взаимодействии всех участников проекта могут осуществляться четыре варианта взаимодействия:

- межличностное;

- личностно-групповое;

- личностно-массовое;

- межгрупповое.

Любое действие определяют:

- действующий субъект (его индивидуальные психологические особенности, характер, темперамент, коммуникативные умения, способности);

- субъект, на которого направлено воздействие;

- средства воздействия;

- способ использования средств воздействия;

- реакция индивида, на которого направлено действие.

Продуктивное взаимодействие участников проекта неизбежно приводит к позитивному изменению их личности.

В связи с этим, определяющая роль в осуществлении замысла проекта принадлежит подбору адекватных и продуктивных способов, приемов и средств воздействия на семью воспитывающую ребенка особыми образовательными потребностями.

Для организации продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида и таких семей необходимо :

1) равенство психологических позиций всех субъектов взаимодействия, независимо от их возраста и социального статуса;

2) равное признание активной роли в жизни образовательного учреждения каждого субъекта взаимодействия;

3) психологическая поддержка друг друга и взаимопомощь.

Достижение таких условий продуктивного взаимодействия осуществляется в процессе совместной деятельности и коммуникативного контакта.

В организации взаимодействия образовательного учреждения комбинированного вида и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ следует выделить основные принципы и правила, соблюдение которых эффективно влияет на организацию сотрудничества всех участников проекта «АСС».

4 основных принципа проекта :

1. Обеспечение субъективной позиции всех участников проекта

2. Организация совместного творческого сотрудничества

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей воспитывающей особого ребенка.

4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников проекта, направленных на психолого-педагогическое сопровождение семьи в целом.

Основные требования реализации проекта :

1) Специалисты и педагоги максимально содействуют развитию способности родителя осознавать свое «Я» в связях с ребенком, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия;

2) Стремиться к поиску совместных решений;

3) Обязательное включение семьи в процесс целеполагания и планирования воспитательной и развивающей деятельности направленной на положительную динамику социализации ребенка в обществе;

4) Развивать, у членов семьи мотивацию к участию в совместной деятельности через опору на внутрисемейные интересы и потребности;

5) Способствовать успеху и результативности в любой деятельности;

6) Опираться на положительные стороны родителей и детей;

7) Организация взаимодействия участников проекта строится только при условии адекватного представления о функционировании конкретной семьи, об особенностях внутрисемейных взаимоотношений;

8) Содействие оптимизации семейных взаимоотношений посредством программ ориентированных на развитие ресурса семьи в целом;

9) Предоставление возможности родителям и детям активно участвовать в распределении ролей, функций, обязанностей, ответственности в совместной деятельности.

В проект «АСС» входят следующие программы:

1. "Мой родительский ресурс"

2. "Счастливы вместе"

3. "Семейная плассотерапия"

4. "Семейная развивайка"

5. "Семейная клоунтерапия"

Данный проект предполагает, прежде всего, совместную работу службы психологического сопровождения образовательного учреждения с родителями в различных форматах встреч по формуле: СПЕЦИЛИСТ + РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК. Этот вариант сотрудничества с семьей, на наш взгляд, является весьма продуктивным.

В состав групп входят семьи с похожими проблемами, что очень способствует принятию своей внутрисемейной ситуации и ориентированию родителей на преодоление основных проблем в воспитании ребенка и социализации семьи в целом.

Например, родительские терапевтические группы могут формироваться для семей имеющих детей с различными трудностями в развитии (с ЗПР, гиперактивных, с невротическими расстройствами, синдромом Дауна, аутизмом и др. проблемами в развитии).

Содержание работы по данному проекту может меняться в зависимости от уровня просвещения родителей по вопросам воспитания детей до психотерапевтической работы с ними, направленной на выявление и проработку родительского стиля (детский опыт родителя, супружеские проблемы, личностные проблемы родителя).

Каждое занятие, входящее в программы проекта состоит из 5 этапов работы:

1. Приветствие и разминка. 2. Информационная часть, направленная на повышение уровня родительской компетенции в воспитании детей. 3. Упражнения, игры и техники на развитие новых умений. 4. Рефлексия. Подведение итогов, получение обратной связи. 5. Постановка новых целей и задач.

Условия реализации проекта и режим работы

Место проведения – образовательное учреждение, целевые (тематические) выездные встречи.

Целевые группы – родители и дети, возможно включение в группу родителей из принимающих семей.

Оптимальное количество – 8 - 10 семей.

Общее количество занятий по каждой из программ – 10 один раз в месяц.

Ожидаемые результаты: развитие устойчивых позитивных родительских установок в отношении детей, расширение внутреннего родительского ресурса в воспитании и развитии детей с особыми потребностями.

Сопровождение презентацией, видео-анонс представление проекта.

15.04.2017 г.

Прикреплённые файлы:

2-proekt_purnl.pptx | 335,3 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Секреты семейного счастья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Смоленская областьг. Рославль.

Детско-родительский проект «Семейный календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» I. Информационная карта проект «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья». Авторы: воспитатели 2 младшей группы «Буратино».

Конспект клуба выходного дня «Цветок семейного счастья» Тема: «Цветок семейного счастья» Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека. Задачи • Укрепить привязанность.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветок семейного счастья»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветок семейного счастья» Задачи: •расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях •Познакомить детей с понятием «Семейное дерево» •Воспитываться.

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Академия здоровья» Конспект родительского собрания во 2-ой младшей группе Тема: «Академия здоровья» Подготовили: Лаврова И. И. воспитатель 1 кв. категории.

Проект «Библиотека семейного чтения» Цель проекта: возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей. Задачи проекта:.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Семья — опора счастья» .

Программа кружка «Академия военных наук» АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» Программа кружка «Академия военных наук» Воспитатель: Бобков С. А. 2016 г. Пояснительная записка.

Родительский клуб «Семейная академия» Пояснительная записка Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей.

Сценарий семейного клуба «Фестиваль семейного творчества» 2. Сценарий семейного клуба «Фестиваль семейного творчества» Цель: Активизировать родителей к участию в совместном творчестве с детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Академия семейного счастья»
Опубликовано: 15 апреля 2017 в 12:46
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД