Светлана Дыбошина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Секреты семейного счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Смоленская областьг. Рославль.
Методическая разработка
занятия по духовно-нравственному воспитанию
«Секреты семейного счастья».
Педагог дополнительного образования:
С. Н. Дыбошина
т. о. «Росток»
2017г.
Тема занятия : «Секреты семейного счастья».
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию „Секреты семейного счастья“» размещена в разделах
Цель занятия :углубить представления учащихся о семейных ценностях, семейном счастье; помочь детям осознать, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга.
Задачи:
а) образовательные:
-учить детей осознавать важность семьи, семейных ценностей и традиций в жизни человека;
б) развивающие:
- развивать у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, укрепление дружеских семейных отношений.
в) воспитательные :
Воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство гордости за свою семью.
Методы обучения:
Наглядно – игровой
Проблемно – поисковый
Метод беседы
Метод поощрения
Здоровьесберегающая технология
Материал к занятию :
Демонстрационный: презентация Power point.макет большой «Птицы счастья», сундук с перьями жар птицы; свеча; музыкальное сопровождение.
Раздаточный: раскраска «Птица счастья»,
Форма организации занятия : групповая
Объем занятия : 30 мин.
Содержание занятия.
1. Оргмомент (3 мин.)
- Я настрой себе нашла,
Чтобы быть везучей.
Повторю сто раз его-
Разойдутся тучи.
У меня все хорошо-
А будет еще лучше!
- Ребята, давайте повторим вместе последние две строчки:
Определение темы разговора. Педагог читает стих.
Один человек остался один.
Сам себе слуга, сам себе господин.
Сидит в одиночестве, смотрит в окно -
За окном одиночество, темно.
Худо ему жить одному.
И попробуй, пойми, отчего, почему,
Казалось бы, свобода, казалось бы, рай,
А ему - хоть ложись да помирай.
Ему не спится, ему не естся,
Не может он найти в одиночестве места.
Время скользит сквозь пальцы как песок.
Каждый бывает иногда одинок.
Люди вокруг, а в душе - ни души,
пусто, как в поле, хоть пляши.
И тогда нам нужен кто-то другой,
кто бы к нам прикоснулся теплой рукой,
кто сказал бы: «Не бойся, не грусти, я с тобой,
ты мне близок и дорог любой.»
А секунды лапками шуршат как муравьи.
Нам порой не хватает обычной любви, Нам порой не хватает….
- Чего же не хватает этому человеку?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Мы сегодня на уроке будем говорить о семье.
2. Основной этап занятия(22мин)
Что такое семья?
- Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы семьи – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни.
Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Большинство из вас, присутствующих здесь живут в семьях.
- Считаете ли вы свою семью счастливой?
- Почему?
- Какой вы хотели бы видеть свою семью?
- «Счастливая семья», «семейное счастье» что по - вашему означают эти слова? (ответы детей)
Слайд 1 (семья)
Семья это поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный, и причал.
Она даёт признанье и рожденье
Семья для всех начало всех начал.
.
- В старину русский народ считал, что счастье в дом приносит Жар птица. Так вот Жар птица отправила нам свои волшебные перья, на каждом перышке секрет семейного счастья. Достав все перышки из сундучка, мы узнаем, что нужно, чтобы семья была счастливой.
Слайд 2 (любовь)
В счастливой семье все помогают друг другу, поддерживают и самое главное - любят друг друга.
- Как вы думаете, как можно выражать свою любовь к близким, родным вам людям? (ответы детей)
Свою любовь можно выразить не только хорошими делами и поступками, но и хорошими, ласковыми словами.
Сейчас мы зажжем свечу, огонек которой излучает тепло. Передавая свечу из рук в руки, будем называть теплые, добрые слова, которыми мы называем своих самых дорогих, любимых близких нам людей.
(Дети называют слова и передают свечу друг другу)
Любовь к близким это очень важно для семьи, поэтому первым перышком семейного счастья будет – «любовь».(Прикрепляется перышко - «любовь»).
Слайд 3 (бабушки и дедушки)
Начало семьи уходит в далёкое прошлое. В нём – прошлом, лица близких и дорогих вашей семье людей. Они подарили жизнь вашим родителям, а значит и вам. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас.
- Как вы думаете, о ком я сейчас говорю? (ответы детей)
Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки. Они, так же как и ваши родители с нетерпением ждали вашего рождения, и любили вас еще не родившихся.
Послушайте отрывок из стихотворения В. Берестова
Любили все вас без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Предложить воспитанникам рассказать о своих бабушках и дедушках (рассказы воспитанников) .
Настал и ваш черед – благодарностью за все это должно быть ваше уважение. Уважение к близким также как и любовь, очень важно для семьи, поэтому следующим перышком семейного счастья будет – «уважение».(Прикрепляется перышко – «уважение»)
Слайд 4 (Генеалогическое древо).
«Не гоже быть Иванами, не помнящими своего родства» – гласит народное изречение. Каждый современный человек, будь он ребенок или взрослый должен знать своих предков, свою родословную, гордиться за свой род, который славен разными достижениями, а может быть и великими делами, это очень важно! Поэтому можно с уверенностью сказать, что следующий лепесток нашего цветка семейного счастья обозначает родство, связь разных поколений. (Прикрепляется перышко - «родство»).
Физкультминутка.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Слайд5 (помощь, забота)
Семейные обязанности членов семьи.
Обеспечивает семью материально (работает);
Ведет домашнее хозяйство: готовит еду, моет посуду, стирает бельё, гладит белье, убирает квартиру, выносит мусор, ходит за покупками.
Занимается воспитанием детей : гуляет с детьми, играет с детьми, читает книги детям, водит детей в кружки и секции, помогает в подготовке домашнего задания, ходит на родительские собрания, занимается мелким ремонтом квартиры и бытовой техники
Трудится на дачном участке: перекапывание земли,посадка цветочных и овощных культур, полив грядок, прополка грядок,сбор урожая.
Организация отдыха и досуга семьи: организация походов в кино, театр, организация отдыха на природе.
- Могут ли дети выполнять какое-то дело, которое в их обязанности не входит?
Вот мы и выяснили, что в счастливой семье все заботятся друг о друге, помогают во всем, поэтому следующим перышкомсемейного счастья будет перышко «забота» (Прикрепляется перышко - «забота»).
Слайд 6 (понимание)
Семья. Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья– это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, все мы окружающие вас, это любовь и уважение, труд и забота, радости и печали, праздники и будни. Сейчас я расскажу вам одну легенду.
«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ»»
- Что по вашему означает слово «понимание»?
- Как объясните смысл слова «взаимопонимание»?
- Как вы думаете, почему именно так ответил старец?
– И действительно в семьях царит любовь и мир, когда есть взаимопонимание, поэтому пятое перышко семейного счастья «понимание» (Прикрепляется перышко «понимание»)
Слайд 7 (традиции)
Счастливой семью можно назвать не только тогда, когда члены ее любят, уважают, понимают друг друга, заботятся друг о друге, живут мирно, без ссор, ведут здоровый образ жизни, но и тогда, и это тоже главное, когда здесь хранят традиции и дорожат ими.
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
- Что такое семейные традиции?
- Кто же вас с этими традициями знакомит?
- Какие традиции сложились в ваших семьях?
- Какие традиции существуют у нас в «Центре творчества»? (ответы детей)
Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Вот и седьмое перышко счастья – «традиции»
(Прикрепляется перышко – «традиции»)
3. Рефлексия (5минут).
Отвечают на вопросы педагога. Высказываются о своем отношении к проведенному занятию.
Распустила птица счастья свой красивый хвост. Оказывается, что семья счастлива тогда, когда она имеет много родственников, и все они любят, уважают, понимают друг друга, заботятся и помогают друг другу, следят за здоровьем, хранят семейные традиции,
– Семья – это надёжная крепость для каждого из нас, где всегда можно найти понимание, заботу, любовь.
Ребята, конечно, мы разгадали далеко не все секреты семейного счастья. Их много и все они составляют крепкий фундамент семьи.
Как взмахнёт крылом Жар – птица
Перья в стороны летят
Прямо в руки нашим детям
Прилетают наугад.
Кто возьмет перо то в руки
Тот услышит от него
Что дороже папы с мамой
Нет на свете ничего
Нет дороже, чем бабуля,
Или тетушка твоя,
Потому что эти люди
Для тебя одна семья
Я желаю вам ребята.
Получить такой настрой,
Не ленитесь, научится
Дорожить своей семьей!
- Я хочу подарить вам, ребята и вашим семьям эту волшебную жар птицу, которая обязательно принесет счастье в ваш дом. (Раскрашивают птицу счастья,звучат песни о семье).
Литература:
Е. К. Ривина. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Мозаика синтез 200 год.
Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых»
Амрита-Русь 2005 год.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. «Комплексные занятия».Учитель 2016год.