Получи документы

Конспект интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Праздник русской берёзки»

Надежда Жданова
Конспект интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Праздник русской берёзки»

Жданова Надежда Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №24 д/c «Колобок»

воспитатель 1 квалифицированной категории

Цель: Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников на основе культурных традиций своего народа.

Задачи:

• познакомить детей с праздником «Троица», с символом этого праздника - берёзой;

• поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, обрядов и обычаев, связанных с этим праздником;

• воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;

Публикация «Конспект интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию в старшей группе на тему „Праздник русской берёзки“» размещена в разделах

• воспитывать у детей интерес к истории России, любовь к природе.

Предварительная работа: Знакомство с русской берёзой, беседы о русских народных праздниках, чтение православной литературы, рисование берёзы, лепка, аппликация, рассматривание картин известных художников, песни о берёзе, стихи, загадки и т. д.

Интеграция образовательных областей: познание, художественно -эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, музыкально – художественная, игровая, двигательная, продуктивная.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, слайд – презентация; оформительский набор «береза»; платочки, ленты; аудиозаписи.

Ход занятия

Под спокойную русскую народную мелодию в зал входит воспитатель в русском народном сарафане

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Мальчики: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуйте, девчата!

Девочки: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице берёзе. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Берёза – это символ России. Мила она сердцу русского человека.

Ребёнок: Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную.

В белом сарафанчике, с платочками в карманчике.

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Ребёнок: Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,

То юную кипучую, то грустную, плакучую.

Ребёнок: Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками.

Под ветром сильно клонится, и гнётся да не ломится.

Хоровод «Во поле берёза стояла».

Воспитатель: А теперь, посидим, отдохнём, про старину разговор заведём.

А вы знаете, ребята, что у нашей березки есть свой праздник, он называется : «Троица».

Праздник Троицы - один из древнейших. В разные времена он назывался по-разному и всегда считался святым.

Показ слайд – презентации (Приложение 1)

Воспитатель: Сколько нежных, ласковых слов можно сказать о берёзке.

Береза моя, березонька,

Береза моя белая, береза кудрявая.

Ты стоишь, березонька, посреди долинушки,

На тебе, березонька, листья зеленые.

Под тобой, березонька, трава шелковая.

И зимою ты красива,

Белоснежна, горделива.

Все любуются тобой,

Глядя на наряд чудесный твой!

Ну, а коль весна пришла –

Ты стоишь вся зелена.

Твой наряд такой красивый,

Он любому сердцу милый.

Воспитатель: В день Троицы девушки плели венки, а я вам предлагаю поиграть в игру «Веночек»

Игра «Веночек»

Дети – «цветы» встают в круг, образуя венок. Водящий находится в кругу, он произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети разбегаются, а водящий старается их осалить. Пойманный садится на место.

Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Ребята, а чем отличается берёза от других деревьев?

Дети: Белой корой.

Воспитатель: А как эта кора называется?

Дети: Береста.

Воспитатель: Береста – это защитный слой дерева, она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки, они называются чечевичками, через них берёза дышит. В древние времена наши предки писали на бересте. А ещё из бересты плели корзины, делали коробочки, большие короба и даже посуду. Но не только в быту помогала людям берёза. До сих пор люди пользуются её целебными свойствами. А какие полезные свойства берёзы вы знаете?

Дети: Чай из берёзовых почек очень полезен и лечит многие болезни;

Распаренный берёзовый веник в бане выгоняет все болезни из тела, даёт бодрость и силу.

Воспитатель: А про пользу берёзового сока вы знаете? Весной, когда деревья пробуждаются, у берёзы выделяется вкусный сок. Говорят, когда его пьют, то в организме появляются бодрость и сила, укрепляется здоровье.

А еще, ребята, в старину в народе говорили о берёзе «Как о дереве об четырёх делах»:

– Первое дело – мир освещать (избы лучиной освещала, березовая лучина считалась самой лучшей – она горит ярко и почти без копоти).

– Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телеги смазывать).

–Третье дело – больных исцелять (лечила почками, соком, в бане веником).

– Четвёртое дело – чистоту соблюдать (из берёзы делали мётлы).

Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Еще больше стихов о ней сложено.

Ребенок: На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая береза –

Символ родины моей

Ребенок:

Мне милы твои сережки

И нарядный сарафан.

Побегу я по дорожке,

Обниму твой тонкий стан.

Ребенок:

Ветерок к тебе спешит,

Сарафанчик твой шуршит,

Кудри развеваются

Девчушки развлекаются.

Ребенок:

Летом я к тебе приду

И в тенечке посижу.

Ты прохладой освежишь,

И в жару ты охладишь.

Воспитатель:

Мы подарим ей платочек,

Ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей

Как раз к лицу!

Как березке без сережек?

Не бывает так в лесу!

Воспитатель: На Руси всегда любили белоствольную красавицу, ее называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Девочки, а давайте и мы с вами украсим нашу берёзку.

(Девочки под тихую музыку гуляют по залу, и говорят).

Девочка: «Вокруг берёзки хожу, вокруг беленькой хожу,

Я не знаю, чем берёзку наряжу.

Что я белой, да кудрявой подарю.»

Подарим берёзке ленты алые! (Прикалывает ленточки)

Ходят дальше и говорят…

Девочка: «Вокруг берёзки хожу, вокруг беленькой хожу,

Я не знаю, чем берёзку наряжу,

Что я белой, да кудрявой подарю.»

Подарим берёзке платочки шёлковые (прикалывают платочки) .

Ходят дальше и говорят…

Девочка: «Вокруг берёзки хожу, вокруг беленькой хожу,

Я не знаю, чем берёзку наряжу

Что я белой, да кудрявой подарю».

Подарим берёзке веночки разноцветные (вешают веночки)

Воспитатель: Ох, какая же берёзка у нас стала нарядная, как невеста.

Как ласково можно назвать нашу березу?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Дети: Березонька белоствольная, кудрявая, пушистая, родная, ненаглядная, любимая, милая и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько красивых слов придумали для березке.

А теперь айда на улицу –

Настоящую березку поздравлять да величать!

На участке детского сада (возле березки)

Ребёнок: На лугу зелёная берёзка стояла,

И ветвями детям берёзка кивала.

Мы стоим внизу, подставляя ладошки:

Брось скорей, берёзка, всем детям серёжки

Ребёнок: Мы тебя берёзонька чествуем, величаем.

Красоту твою воспеваем.

Ты лучиной избу освещала,

Из печи всех жаром согревала.

Воспитатель: Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к берёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

А теперь, ребята, берите ленты разноцветные - березку кудрявую нарядим,

косицы ей заплетем.

Дети вместе с воспитателем украшают веточки берёзки ленточками.

Воспитатель: Станем, ребятушки, в круг,

Песню споем, хоровод заведем.

Хоровод «В золоте берёзонька».

Ребенок: Мы берёзке белым платочком помашем,

До свиданье ей скажем!

Воспитатель: Вот сколько нового мы сегодня узнали о берёзе, о русских праздниках и традициях русского народа. Чтобы наша земля цвела, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужно любить и беречь ее, как любили и берегли ее наши предки.

Литература:

Сайт troitsa.paskha.ru «Праздник Святой Троицы»

Публикации по теме:

Конспект мультимедийного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Таинственная гжель» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 365» городского округа Самара (МБДОУ.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Жизнь дана на добрые дела» Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Знакомство с избой»Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Знакомство с избой» Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с русской избой» Провела и подготовила:.

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Небо» Программное содержание: ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; развитие наблюдательности, умений.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Чем фантазия отличается ото лжи?» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Чем фантазия отличается ото лжи?» Цель: Научить детей различать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Радость послушания» город Ульяновск «Начальная школа № 200» Конспект образовательной деятельности по социокультурным истокам на тему: «Радость послушания».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Марина Соловьева Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда».

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Знакомство с русской народной куклой по имени Коляда» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Уинский детский сад» Конспект занятия «Знакомство с русской народной куклойпо.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «В гостях у феи «Добра» Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «В гостях у феи «Добра» Воспитатели: Алексеенко Е. Н. Конспект занятий.

НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Хочешь, есть калачи-не сиди на печи» Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка через устное народное творчество. Задачи: Приобщать дошкольников к русской культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по духовно — нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Праздник русской берёзки»
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 22:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД