Наталья Иващенко
Проект «Азбука финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Всякая инвестиция должна иметь
смысл и сегодня, и завтра»
Роберт Кийосаки
Информационная карта проекта
Проект "Азбука финансовой грамотности "
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 5.02.24 по 9.02.24г.)
Вид проекта : информационно –ориентированный, игровой
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители,
Актуальность:
Публикация «Проект „Азбука финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Таким образом, формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта :
• Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
• Совершенствовать коммуникативные качества детей;
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
• Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
• Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, сформировать развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. будет способствовать повышению педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам, поможет детям приобрести новые знания социально-экономического характера, первичные навыки рационального распределения доходов семьи, дети научатся уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, контролировать свои потребности в соответствии с возрастом, осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
Предварительный этап.
1. Определение темы проекта.
2. Формулировка цели и задач проекта.
3. Составить перспективный план мероприятия
4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
5. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.
Основной этап
Интеграция непосредственно образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта " Азбука финансовой грамотности "
Социально-личностное развитие Беседы: «Труд и продукты труда (товар)»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Дидактические игры: «Услуги и товары», «Услуги и товары».
Познавательное развитие НОД "Азбука финансов"
Беседы: «Что такое деньги», «Для чего надо трудиться?»
Дидактические игры: «Что быстрее купят?», «Назови монету»
Конструирование из бумаги «Кошелек»
Здоровье и физическое развитие Пальчиковые игры: «Мальчик-с-пальчик», «Белочкин запас»
Речевое развитие
НОД «Беседы: «Сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Дидактические игры: «Магазин продуктов»
Чтение литературных произведений: «Волшебный банкомат» Т. Л. Попова,
«Чудеса в кошельке» А. Романов,
«Муха цокотуха» К. И. Чуковский,
«Кем быть» В. Маяковский,
«Как старик корову продавал»
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Как старик корову продавал»
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Мешочек с мометками»
Рисование «Копилка»
Театрализованная игра «Муха цокотуха»
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
Работа с родителями:
1. Консультации: «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах».
2. Беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».
Заключительный этап.
Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.
Результаты реализации проекта :
В итоге реализации проекта дети старшей группы познакомились со значением основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных проектом; узнали, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
стали понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам, осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь.
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
Список литературы:
1. А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
4. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.