Юлия Федосеева
Проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленький финансист»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию основ финансовой грамотности
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни.
Актуальность.
В современной жизни финансы играют важную роль, а дети, как правило, очень рано включаются в экономическую жизнь своей семьи. Свои первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне, например, многие из них получают карманные деньги, но не знают ценности труда родителей, не знакомы с ценностью денег и понятием «траты» и «экономия». Поэтому формирование адекватных установок и моделей финансового поведения детей
Публикация «Проект по формированию основ финансовой грамотности „Маленький финансист“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
В связи с особой актуальностью и востребованностью данной темы, мною был, разработан и реализован проект «Маленький финансист», который имеет практическую значимость.
Для ознакомления детей со сложными финансовыми понятиями существуют различные формы и методы, но я выбрала наиболее приемлемые и результативные, помня о том, что пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует игра с интересными и познавательными сюжетами.
Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи:
- расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
- способствовать овладению простейших экономических понятий, их значения и применения в жизни;
- развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность;
-воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых;
-повышать компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
Тип проекта:
Долгосрочный, групповой, интегрированный, информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.
Реализация проекта осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап:
В ходе подготовительного этапа, было создано развивающее образовательное пространство по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Подобрана художественная литература, иллюстративно-наглядный материал, дидактические игры, натуральные средства (макеты) по теме проекта. Определена информационно-просветительская форма работы с родителями по теме проекта.
Работа с детьми в ходе основного этапа строилась на основе интеграции содержания всех образовательных областей и использовании разнообразных форм организации детской деятельности с учётом их возрастных особенностей.
Социально коммуникативная область, в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Сюжетно – ролевая игра «Сбербанк».
Практическая игра «Банкомат».
Экономическая игра «Магазин».
Речевое развитие в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие».
Беседа по формированию финансовой грамотности: «Что такое деньги?», «Купюры и монеты России», «Где живут деньги?», «Денежкин дом», «Семейные доходы и расходы», «Магазин бывает разный», «Труд и профессии», «Что такое цена?», «Заработная плата – плод труда», «Экономика в сказках». Чтение сказок, помогающих понять значение таких экономических качеств человека, как экономность, предприимчивость, расчётливость, практичность: «Кот в сапогах», «Аленький цветочек», «Муха цокотуха», «Золотой ключик или приключения Буратино».
Беседа по ознакомлению с историей развития вычислительных устройств, являющихся предшественниками компьютеров «Путешествие в прошлое счётных устройств».
Настольная игра «Лото – Магазин».
Дидактическая игра «Что с начала».
Познавательное развитие в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие».
Игра с использованием метода «ТРИЗ» «Что сколько стоит».
Развивающие игры Воскобовича «Семейный бюджет».
Знакомство с денежными знаками зарубежных стран.
Игра «Иностранная валюта» с использование методики «Доска Сегена».
Игра «Поезд монет и купюр».
Игра-головоломка «Пазл – Профессии».
Художественно - эстетическое развитие в интеграции с образовательной областью «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
«Монеты в копилке» в нетрадиционной технике рисования «Фроттаж».
«Домик для денег – кошелёк» в технике пластилинография.
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-plastilinografi-koshelyok-domik-dlja-deneg.html
Физическое развитие в интеграции с образовательной областью
«Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Мало - подвижная игра с мячом «Не всё покупается».
Подвижная игра «Копилка».
При работе с родителями использовала такие формы работы, как беседа и консультирование.
Консультация «Финансовая грамотность детей».
https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2023/01/07/konsultatsiya-i-rekomendatsii-dlya-roditeley-doshkolnikov
Итогом проекта стало изготовление инновационного многофункционального пособия – Лэпбук «Юные экономисты», позволяющего воспитанникам оставить в памяти все этапы проекта и по желанию повторить пройденный материал в максимально доступной и увлекательной форме.
Реализация проекта «Маленький финансист», это не сама наука с ее нудными для ребенка «премудростями», это только база, фундамент, это сдобренная почва, на которой потом взойдут отличные «всходы» современного, разумного, организованного отношения к деньгам.