Надежда Новожилова
Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала, которым являются Логические Блоки Дьеныша и палочки Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
Формировать предпосылки финансовой грамотности детей через сюжетно-ролевую игру с использованием нетрадиционного дидактического материала;
Публикация «Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Логическое мышление
- Палочки Кюизенера
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Продолжать формировать сенсорные эталоны;
Продолжать формировать умение сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине;
Продолжать формировать умение детей подбирать предметы и атрибуты для игры.
Развивающие:
• Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развивать речь детей, пополнять активный и пассивный словарь детей;
• Развивать и обогащать сюжет игры;
• Развивать интерес к людям разных профессий.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономичность;
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Актуальность:
Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка - дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Начав работу по формированию финансовых представлений у детей, я наметила задачи:
• проанализировать особенности образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
• побуждать детей правильному отношению к деньгам, способам их разумного использования;
• побуждать детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
Работая по данному направлению, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.
Таким образом, актуальность моего опыта состоит в том, чтобы посредством нетрадиционного игрового материала обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Предпосылками использования нетрадиционного игрового материала, а именно Блоков Дьеныша и Палочек Кюизенера в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста, послужило много факторов:
Наличие интереса детей к данному игровому материалу;
Работа кружка в группе «Волшебные палочки Кюизенера» по разработанному перспективному плану на текущий учебный год;
Наличие большого количества методической литературы и методических пособий по теме, что даёт большие возможности в реализации задуманной идеи;
Заинтересованность и поддержка родителей в реализации данной методической разработки на практике.
Работа проходила в несколько этапов.
1 этап – подготовительный
1. Изучение методических материалов.
2. Создание необходимых условий для реализации методической разработки.
3. Создание развивающей среды.
4. Накопление опыта работы детьми с нетрадиционным игровым оборудованием, карточками-схемами, игровой документацией.
5. Разработка мероприятий.
К началу опробирования методической разработки мною был произведён анализ знаний детей по работе с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера. Так как работа с блоками Дьеныша началась с младшего дошкольного возраста, то выяснилось, что дети обладали достаточными знаниями на таких этапах освоения методики как: «Игровой», «Сравнение», «Поисковый». Дополнительных игровых навыков с блоками Дьеныша потребовалось на более сложных этапах.
На этапе «Знакомство с символами» я продолжила знакомить детей с кодовыми карточками. Объясняла детям, что угадать блоки нам помогут карточки.
Показывала 4 карточки геометрических фигур – эти карточки обозначают форму предмета (предлагалась игра).
Затем 3 цветных пятна – цвет фигуры (предлагалась игра).
Предлагала рассмотреть карточки с домиками большим и маленьким – размер фигуры.
Карточки с человечками толстым и худым – толщина фигуры.
Следует отметить, что в настоящее время в интернет – ресурсах встречается большое количество схем – карточек к блокам Дьеныша, поэтому перед началом работы по этой методике, мне пришлось ознакомить детей со значением всех возможных встречающихся условных обозначений.
Ребятам предлагались игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяло развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
На «Соревновательном» этапе, научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Использовались игры: «Рассели жильцов», «Этажи» и т. д. В игру с блоками включался соревновательный элемент. Использовались такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывал тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
На этапе «Отрицание» игры с блоками значительно усложнялись за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д. Например, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».
Опыт работы с палочками Кюизенера дети накапливали в ходе работы кружка «Волшебные палочки Кюизенра», который нам впоследствии так же пригодился в организации сюжетно-ролевых игр.
Затем с детьми была проведена беседа «Деньги бывают разными», с помощью которой я подвела детей к тому, что блоки Дьеныша и карточки-схемы к ним, а так же палочки Кюизенера, можно использовать в сюжетно-ролевых играх, где они будут выполнять, например, роль денег.
Чтобы сделать игры более интересными и задействовать как можно большее количество детей, я расширила сюжет игры, внедрив роль бухгалтера, который рассчитывает стоимость товара и роль мерчендайзера, человека, который занимается выкладкой товара на прилавок и установкой ценников на товар. С детьми были проведены предварительные беседы, в ходе которых они знакомились с этими профессиями.
Введение новых ролей в игру повлекло за собой идею разработки рабочей документации – накладных, которые помогли систематизировать и конкретизировать действия детей, заинтересовать их работой с серьёзными документами, точностью работы с ними и бережным к ним отношением, обогатило словарь детей новыми понятиями.
Предварительно дети приобретали игровой опыт в играх: «Сколько стоит помидор? (огурец, лук и т. п., «Рассчитай цену товара по накладной», «Найди ценники для продуктов» и т. п. Такие же игры предлагались детям и с палочками Кюизенера.
Следует отметить, что главной задачей педагога перед организацией игры является - обеспечение каждого участника игры необходимым количеством игрового материала. Чтобы ребёнок не запутался в карточках-схемах, так как их очень большое количество, желательно, конкретизировать игровые действия детей, например, заранее изготовить записку, в которой будет указываться, что нужно купить в магазине и сформировать нужный для этих покупок набор карточек-схем – «денег». В последствие, в ходе игры дети самостоятельно изготавливали такие записки с помощью зарисовок или буквенных символов.
Большую роль на данном этапе сыграли родители воспитанников, которые обеспечили наличие плоскостных наборов палочек Кюизенера на каждого ребёнка, а так же родители принимали активное участие в создании игровых атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Для создания атмосферы «бухгалтерии» в группе появились калькуляторы, счёты, специальные вывески, телефоны и многое другое.
На момент завершения подготовительного этапа дети в достаточной степени обладали навыками игры с нетрадиционным дидактическим материалом, понимали суть его использования в сюжетно-ролевых играх. В группе было создано необходимое игровое оборудование для игр: бейджики, схемы-деньги (билеты, наборы документов – накладных.
2 этап – основной (практический)
До начала игры в группе была создана игровая обстановка. Началом игры было создание проблемных ситуаций. Дети самостоятельно распределяли роли (по интересам, создавали ситуации, побуждающие вступать во взаимоотношения друг с другом. Дети с удовольствием играли, умело пользовались нетрадиционным дидактическим материалом (как блоками Дьеныша, так и палочками Кюизенера, старались добросовестно выполнить обязанности, которые подразумевала та или иная роль, которую они взяли на себя. В ходе игры царила атмосфера дружбы, взаимной поддержки и неподдельного интереса.
3 этап – заключительный
На заключительном этапе мною был проведён анализ внедрения методической разработки на практике, в ходе которого выяснилось, что все дети овладели игровыми навыками по данной методике.
С детьми была проведена игра «Интервью», целью которой стало - собрать отзывы детей об игре, понравилось ли им пользоваться в игре нетрадиционным дидактическим материалом, в какой роли они чувствовали себя более комфортно и т. д.
В ходе этой игры дети дали высокую оценку методической разработке, делились впечатлениями, высказывали предположения – кем бы они хотели стать в будущем.
Для родителей был подготовлен фотоотчёт и подготовлена консультация «Нетрадиционный дидактический материал, как средство формирования финансовой грамотности детей».
Для педагогов ДОУ был проведён мастер-класс «Использование блоков Дьеныша и палочек Кюизенера в формировании финансовой грамотности дошкольников», целью которого стало – распространение педагогического опыта. А так же была организована выставка методической литературы и пособий, которые бы помогли в освоении данной методической разработки.
Вывод
Таким образом, нетрадиционное использование дидактического материала, а именно логических блоков Дьеныша и палочек Кюизенера, может положительно влиять на формирование финансовой грамотности и решать профориентационные задачи в воспитании детей дошкольного возраста.
Такие игры позволяют активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивать логическое мышление, интерес к людям разных профессий. Дети творчески подходят к решению игровых задач, улучшаются взаимоотношения в детском коллективе.
Дети с удовольствием играют, умело используют нетрадиционный дидактический материал, с каждым разом всё больше и больше накапливая опыт работы со схемами, с элементами кодировки информации, умения вести себя в общественных местах, умения добросовестно относиться к своим должностным обязанностям, которые они взяли на себя в ходе игры.
Новизна данного опыта состоит в использовании нетрадиционного материала, способствующее формированию финансовой грамотности у дошкольников, умению работать с сопутствующими схемами, документами, названия которых вводятся в ходе игр, что делает детей финансово грамотными и компетентными во многих сферах деятельности.
Практическая значимость методической разработки заключается в том, чтобы не только расширить экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономичность.
Развитие этих качеств возможно посредством сюжетно – ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала, которым и являются Логические Блоки Дьеныша и палочки Кюизенера.