Ефремова Ирина
Проект «Безопасность в быту»
▼ Скачать + Заказать документы
«Безопасность в быту»
У большинства детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы навыки осознанного, правильного поведения в быту, позволяющее избегать опасные ситуации дома. Эти правила следует подробно разъяснять детям и обязательно следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто комплекс усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Актуальность.
Публикация «Проект „Безопасность в быту“» размещена в разделах
Безопасность детей в быту - это важная проблема для нашего общества. Большинство несчастных случаев происходит дома. В наше время квартиры до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для детей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям младшего школьного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. А для детей, воспитывающихся в условиях детского дома, поступающих к нам в разном возрасте, с разным уровнем представлений об окружающем мире это ещё более актуально. И прививать их надо как можно раньше. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать. Цель "безопасного" воспитания ребёнка - внушить уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к правильному образу жизни.
Цель проекта : Формирование у воспитанников безопасного поведения в быту.
Задачи проекта :
-формировать навыки безопасного обращения с колющими и режущими предметами, электроприборами;
- расширять у воспитанников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- развивать навыки безопасного поведения с огнем, навыки поведения при пожаре;
- прививать умение адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;
- воспитывать у младших школьников самостоятельность и ответственность, любознательность, память, логическое мышление, познавательный интерес;
- расширить словарный запас детей по теме безопасности в быту.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности :
- дети умеют обращаться с электроприборами; предметами, требующими осторожного обращения;
- дети знают как правильно вести себя в ситуации, когда они остались одни дома; знают номера тревожных телефонов, взрослых, к которым они могут обратиться;
- умеют решать предложенные задачи в совместной деятельности;
- у школьников развито осознание своего здоровьесберегающего поведения.
Перспективы дальнейшего развития:
• данный проект планируется расширять и углублять по следующим темам «Безопасность в быту. Правила пользования бытовой химией», «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми», «Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях»;
• полученные знания и умения в ходе проекта планируется презентовать детям других возрастных групп нашего учреждения.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (сентябрь - октябрь)
Участники проекта : семейная группа детского дома МКУ «Детский дом «Остров надежды»
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
В подготовительном этапе на основании поставленных цели и задач, педагогами и воспитанниками был разработан план мероприятий осуществления проекта.
- определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- изучение методической литературы;
- подбор литературных произведений;
- подбор демонстрационного материала по теме, альбомов;
- разработка НОД по теме, проблемных ситуаций, тренинга;
- подбор дидактических игр, составление картотеки игр.
Содержание работы с детьми:
- опрос детей по проблеме;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы;
- разбор и обыгрывание проблемных ситуаций.
Второй этап - реализация проекта :
Работа с детьми:
проводится на протяжении двух недель по темам.
Тема: "Безопасность дома : обращение с водой"
Цель: объяснение детям, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, как их можно избежать.
- беседа «Кран с водой ты закрывай»;
- чтение художественной литературы - сказка «Наводнение в кукольном домике». Т. А. Шорыгина; «Путешествие капельки» Л. Т. Тарасенко.
- разбор и обыгрывание ситуации «Что будет, если не выключить кран с водой»; «Путешествие капельки».
- составление рассказов на тему «Что было бы, если бы?»;
- просмотр мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность (рисование) плаката «Будьте осторожны с водой»;
- изготовление буклетов «Правила безопасного обращения с водой»
Тема: «Электроприборы в доме».
Цель: закрепление у детей представлений об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.
• беседа «Ток бежит по проводам», «Что работает от электричества?»;
• чтение художественной литературы - сказка «Проводок» Т. А. Шорыгина;«Правила поведения в опасных ситуациях» А. В. Толмачёв, «Расскажите детям о электроприборах» Э. Л. Емельянова, В. Черняева «Кот Василий и бытовая техника», М. Манякова «Розетки мне не интересно»;
• загадки об электроприборах;
• видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки безопасности Тётушки Совы»;
• рассматривание иллюстраций и картинок и составление правил безопасности при использовании электричества и электроприборов;
• разыгрывание по ролям ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг»;
• дидактические игры «Хорошо - плохо», «Так бывает или нет?»;
• сюжетно-ролевая игра «Магазин электроприборов»;
• продуктивная деятельность (рисование, конструирование) «Электроприборы».
Тема: «Безопасность на кухне»
Цель: формирование представлений о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться: спички, газовые плиты, опасные предметы (ножи, вилки и т. д.).
- беседы «Причины пожара», «Правила безопасного поведения при пожаре», «Правила пользования колющими и режущими предметами»;
- ситуативный разговор: «Пожароопасные предметы», «Пожар в квартире», «Обращение с ножом и вилкой»;
- тренинг «Вызов пожарных «01», «Действия при пожаре», «Оказание первой помощи при порезе»;
- рассматривание плакатов, альбомов по теме;
- дидактические игры: «Профессии», «Горит – не горит», «Разложи иллюстрации по порядку», «Четвёртый лишний», «Квадрат».
- чтение художественной литературы: Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички», С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Пожарные собаки», стихотворения «Опасные ситуации»;
- знакомство с пословицами «Водой пожар тушат, а умом предотвращают», «Спички – не игрушка, огонь не забава», «Где огонь, там и дым»;
- просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
«Правила осторожности с острыми колющими и режущими предметами», «Уроки безопасности Тётушки Совы»;
- проведение КВН по теме;
- продуктивная деятельность: конструирование «Пожарная машина», рисование «Огонь злой, огонь – добрый»; «Травмоопасные предметы».
- загадывание загадок по теме;
- сюжетно – ролевые игры «Спасатели», «Пожарные», «Дом», «Мы готовим ужин».
Тема: «Запомните детки, таблетки – не конфетки».
Цель: расширение у детей представлений о таблетках, их пользе и вреде.
- беседа «Лекарство – не игрушка», «Витамины и здоровье»;
- чтение художественной литературы - Г. Блинов «Непослушный Стобед рассказывает сказку», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», сказка «Неосторожная Резвушка» Т. Шорыгина;
- отгадывание загадок на эту тему;
- дидактические игры «Угадай на вкус», "Полезные продукты";
- рассматривание иллюстраций в журналах, книгах о работе врача;
- моделирование ситуации «На приёме у доктора»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»; «Уроки безопасности Тётушки Совы»;
- проведение викторины по теме;
- продуктивная деятельность (рисование) : пузырек с микстурой, витамины и шкафчик, где хранятся лекарства, аппликация «Витамины»;
- сюжетно-ролевая игра «Аптека», «Дом».
Третий этап - итоговый:
- итоговое мероприятие
- оформление альбома совместного творчества детей и взрослых по теме «Безопасность дома»;
- оформление стенда по ОБЖ для детей;
- создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление буклета «Безопасность дома», макета «Пожарный щит»;
- составление кроссворда по теме «Безопасность дома»;
- подведение итогов реализации проекта;
- оформление портфолио проекта.
Результаты проектной деятельности :
- сформированы у детей младшего школьного возраста представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- сформированы умения адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;
- сформированы определенные правила поведения дома;
- способны делать выводы;
- расширен словарный запас детей по теме безопасность в быту;
- развит познавательный интерес, желание получать новые знания!
Список литературы:
1. Чипеева Н. А. Социальная безопасность и младший школьник / Н. А. Чипеева // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2008. — № 8. — С. 29–34.
2. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
3. Орлова З. «Наши помощники – электричество и газ» (Детская энциклопедия А и Ф. – 2009 г, - №11 – стр. 10 – 15.
4. Правила безопасности детей при пользовании электрическими приборами и газовым оборудованием
5. Радзиевская Л. И. «Ты – один» М. Оникс, 2009 г., стр. 16 (Азбука безопасности).
6. Безопасное поведение детей дома. Василюк Ю. С. Издательство «Эксмодетство» 2017г
7. Шорыгина Т. А. «Осторожные сказки: Безопасность для малышей». – М. : Прометей, 2002.
8. Тарасенко Л. Т. «Познавательные сказки» «Путешествие капельки».