Светлана Огородникова
Проект «Большереченский зоопарк Омской области«
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Большереченский зоопарк»
Наименование проекта : «Большереченский зоопарк»
Вид проекта : долгосрочный, познавательный, творческий, групповой.
Руководитель проекта : воспитатель Огородникова Светлана Владимировна
Участники проекта : дети старшей логопедической группы «Смешарики», воспитатели, родители
Место реализации проекта : БДОУ г. Омска «Детский сад 358 комбинированного вида»
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Большереченский зоопарк Омской области„» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
На современном этапе истинная цель дошкольного образования - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитию воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в детском саду является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Этот вид деятельности позволяет ребенку творчески реализоваться, дает возможность создать новое, оригинальное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, а также знакомятся с историей возникновения бумаги, ее видами и свойствами.
Учеными доказано, что занятия оригами способствуют повышению содружественной активности левого и правого полушарий головного мозга, поскольку во время складывания фигурок необходим одновременный контроль над движениями обеих кистей рук, что ведёт к ряду положительных сдвигов в организме у ребёнка. А именно: улучшается мелкая моторика обеих кистей рук и речь детей, повышается активность работы обеих полушарий головного мозга, уровень интеллекта, развивается творческое мышление, воображение, снижается тревожность, пугливость, раздражительность, стабилизируется настроение!
Работая над проблемой «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей с ОНР через продуктивные виды деятельности», меня заинтересовала возможность использования оригами в своей работе. И это не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использования поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности, в том числе экологического характера. Поэтому так важно заниматься оригами с детьми дошкольного возраста.
Т. о. оригами является универсальным способом обучения, тематический подход позволяет оптимально организовывать образовательный процесс для детей в группе компенсирующей направленности.
Цель проекта : интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи проекта :
Обучающие
Формировать представление детей об искусстве оригами
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Формировать умение планировать, анализировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, пооперационным картам,
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Расширять представления детей о Большереченском зоопарке и его питомцах
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать культуру труда, аккуратность, бережное и экономное использование материала, содержать в порядке рабочее место.
Воспитание интерес и бережное отношение к животным
Формы работы:
1. Непосредственная образовательная деятельность
2. Наблюдение
3. Чтение художественной литературы
4. Участие в игровой деятельности
5. Беседа
6. Эксперименты
7. Продуктивная деятельность
Методы:
1. Наглядные
2. Игровые
3. Словесные
4. Практические
Ожидаемый результат:
1. Расширение представлений детей о Большереченском зоопарке и его обитателях.
2. Овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
3. Умение использовать схемы, пооперационные карты в совместной деятельности, умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям.
4. Улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе
5. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
6. Оптимизация детско-родительских отношений.
7. Повышение педагогической компетентности в вопросах использования оригами во всестороннем развитии детей.
Продукт проекта : альбом «Большереченский зоопарк» с элементами оригами
Основные риски реализации проекта : болезнь детей, нежелание родителей участвовать в проекте
Реализация проекта
Первый этап – подготовительный (07.02 - 23.02.2022)
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
Составление плана реализации основного этапа проекта.
Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей.
Второй этап – основной (24.02 – 01.04.2022)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний и умений дошкольников
Познавательное развитие
- НОД. Тема: «Разнообразие животного мира».
Цель: Расширить представления детей о диких животных, их внешнем виде и образе жизни, об особенностях поведения и питания.
- Просмотр познавательных презентаций «Домашние животные и птицы», «Мир дикой природы», «Большереченский зоопарк»
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.
- Рассматривание энциклопедий «Животные», «Тайны живой природы»
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.
- Рассматривание фотографий, иллюстраций домашних и диких животных, их детенышей, птиц
- Дидактические игры: «Что не так?», «Исправь ошибку» «Чей домик», «Я знаю 5 названий животных», «Кто чем питается», «Четвертый – лишний»,
«Собери животное», «Лото – животные», «Паровозик для зверят», «Чья тень».
- НОД «В школе фокусников»
Цель: формирование у детей представлений о бумаге, её свойствах.
- Просмотр презентации "Откуда появилась бумага»
- Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп».
Социально – коммуникативное развитие
- Беседа «Правила поведения при общении с животными».
Цель: формировать навыки безопасного поведения
- Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница»,
Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
- Сюжетно-ролевая игра «Едем в зоопарк»
Цель: Расширять представление о животном мире, воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным
- Просмотр мультфильмов:
«Мама для мамонтенка», «Умка», «Крошка енот», «Как львенок и черепаха пели песню», «Каникулы Бонифация», «Чебурашка»
Речевое развитие
- НОД. Тема: «Домашние животные и их детеныши».
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных; активизировать словарный запас по теме; учить составлять рассказ-описание по плану-схеме; развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.
- НОД. Тема: «Дикие животные России».
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о диких животных; расширять активный словарный запас по теме; закрепить умение составлять простые распространенные предложения; развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.
- Викторина «Эти удивительные животные»
- Отгадывание загадок о животных и птицах с использованием ИКТ.
- Дидактические игры «Большой – маленький», «Кто как говорит», «Исправь предложение», «Объясни выражение», «Найди хвосты», «Подбери признаки к существительным», «Сосчитай до пяти» и др.
- Выставка книг о животных.
- Чтение:
Е. Чарушин «Рассказы о животных»
Б. Житков «Про обезьяну»
Л. Толстой «Лев и собачка»
К. Чуковский «Айболит», «Телефон»
Мамин Сибиряк «Серая шейка»
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
В. Бианки «Первая охота», «Умная голова»
Л. Сегель «Как я был обезьянкой»
С. Маршак «Где обедал воробей», «Детки в клетке»
А. Курляндский «В зоопарке ремонт»
М. Манакова «Зоопарк»
И. Бутман «Прогулка по лесу»
В Стоганов «Как живете? Что жуете?»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
РНС о диких и домашних животных
Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»
Физическое развитие
- Физ. минутки:
«Зоопарк», «Мишка косолапый», «Тигрята потягиваются»;
- Гимнастика:
«Спортивный зоопарк», «Совушка»;
- Пальчиковая гимнастика: «Крокодил», «Зайка серенький», «Колючий еж» и др.
- Подвижные игры:
Подвижные игры ««У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Медведи и пчелы», «Оленьи упряжки»
Цель: учить детей чётко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; повышать двигательную активность.
Художественно – эстетическое развитие
Прослушивание песен: «Я на солнышке лежу»; «Песня мамонтёнка»
Лепка «Пластилиновая сказка»
«Аквариум с рыбками» (пластилинография)
Аппликация «Жители зоопарка», «Корабль пустыни» (из ниток)
Рисование «Пушистые детеныши животных»
«На пруду»
«Медведи на Северном полюсе»
Оригами: «Попугай», «Гуси – лебеди», «Медведь на льдине», «Усатый полосатый», «Подводное царство», «Рыжая плутовка», «Царь зверей»
Работа с родителями:
Консультация на тему «Влияние оригами на развитие речи дошкольников».
Консультация на тему «Для чего нужно оригами детям».
Мастер - класс и просмотр презентации «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги», «Базовые формы оригами».
Оформление стенда в родительском уголке на тему «Поделки из бумаги. Как организовать досуг ребенка».
Папка – передвижка «В мире животных» (Стихи, загадки, скороговорки, дидактические игры, вопросы и задания по теме)
Рекомендации: «Читаем детям дома о животных» (перечень литературы).
Привлечение родителей к выставке поделок в технике оригами «Весёлый зоопарк»;
Привлечение родителей к оформлению уголка в группе «Наш зоопарк»;
Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Мы в зоопарке»
Третий этап – заключительный (2.04 – 17.04.2022)
Оформление альбома «Большереченский зоопарк»
Оформление результата проекта в виде презентации
Выводы:
В процессе работы над проектом дети проявили активный познавательный интерес. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием делились информацией со сверстниками.
Реализация этого проекта способствовала сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.
Список литературы:
Гончарова О. В. Театральная палитра. - М. : «Творческий центр», 2010 г.
Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т. Ф., Яруллиной Е. Х. - Казань: РИЦ, 2011г.
Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. - Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
Соколова С. Театр оригами. - М. : «Академия умелые руки», 2006 г.
О. Щеглова, А. Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н. / Д: Владис: М. : РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.
О. Мэри, О. Рошин. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.
Иголкина О. В. /Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.