Папки-передвижки

Проект «Бумага» для детей 6–7 лет

Вера Сухарева
Проект «Бумага» для детей 6–7 лет

Аннотация

Актуальность данной работы в том, что в нашей жизни встречается очень много видов бумаги и интересно знать какими свойствами она обладает, чтобы правильно её использовать. А еще именно дошкольники очень часто делают аппликации и поделки из бумаги и создают интересные и оригинальные изделия.

Бумага – какое простое и всем известное слово! Бумага с древних времён и по настоящее время не утратила своей важности в нашем мире. С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Это наиболее распространенный материал, который используется в различных областях. Нельзя представить нашу современную жизнь без такого простого и вместе с тем необходимого и нужного материала как бумага.

Публикация «Проект „Бумага“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Первобытные люди рисовали на скалах. В Древнем Вавилоне использовали для письма глиняные дощечки. Древние египтяне сумели изготовить первый тонкий материал для письма – папирус из прессованного болотного растения с тем же названием. В Европе с древности писали на пергаменте – особо обработанной тонкой телячьей коже. А в Древней Руси использовали бересту – верхнюю часть березовой коры.

Впервые люди узнали бумагу в 105 году н. э. в Китае. Бумагу изготовил из растительных волокон Цай Лунь. Делали бумагу из размолотых старых тряпок, древесины, растений. Бумага изготовлялась весьма примитивно – массу размалывали в ступе деревянными молотками, а затем вычерпывали ее формами с сетчатым дном. Начиная с 1803 года в производстве бумаги стали использоваться бумагоделательные машины.

С бумагой мы встречаемся в повседневной жизни довольно часто. Наверняка у многих возникал вопрос, какие же виды бумаги существуют и каковы их свойства? И не уйдет ли из нашей жизни бумага совсем, когда в мире наступает эра электроники и бумажные носители информации заменили электронные? Данная тема заинтересовала нас еще и потому, что мы очень любим работать с бумагой, делать различные аппликации, поделки. Мы познакомились с историей возникновения бумаги, с видами бумаги. И нам стало интересно, возможно ли самим создать собственный образец бумаги, узнав лучше ее свойства и познакомившись со всеми её видами. Домашним заданием для ребят и их было – собрать виды бумаги для создания альбома «Виды бумаги». Поэтому мы вышли на необходимость создания проекта по данной теме. Основной принцип работы в условиях проектной деятельности - ознакомление детей с материалом и обсуждение на полученных результатов.

Паспорт проекта

Тип проекта : краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный).

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители.

Возраст детей : 6 - 7 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : из группы пропала вся чистая бумага. Дети столкнулись с вопросом, где взять бумагу для рисования.

Цель проекта : Проверить, можно ли сделать бумагу самостоятельно.

Задачи проекта :

Для детей :

- формировать проектно-исследовательские умения и навыки :

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

- формировать предпосылки учебной деятельности:

- систематизировать знания о бумаге, о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.

Для педагогов:

- обеспечить мотивацию к проектированию детей и родителей – провести соревнование «Сбор макулатуры» (ввести в суть проекта);

- спланировать работу родителей и детей над проектом;

- сформировать предметно-развивающую среду для проекта – создать методическое пособие «Виды бумаги», изготовить «Эко-контейнер», оформить зоны познания играми на экологические темы, плакатами, схемами и т. д.

Для родителей:

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту.

Форма проведения итогового мероприятия проекта : практическое занятие.

Название итогового мероприятия проекта : «Делаем бумагу сами».

Методы исследования - теоретический и сопоставительный анализ собранных материалов (информации, фотографий).

Продукты проекта : методическое пособие «Виды бумаги», эко-контейнер, презентация «История возникновения бумаги», презентации «Свойства бумаги и ее применение», бумага, сделанная своими руками.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей :

- сформированные проектно-исследовательские умения и навыки : выявить проблему, самостоятельное нахождение нужного решения, умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;

- сформированная ценность природного вещества – древесины;

-сформированные ценности экологического поведения;

-обогащенный словарь ребенка терминологией по теме;

- наличие у ребенка системных знаний о бумаге, ее роли в жизни планеты и человечества.

Для педагогов:

- удачное сотрудничество с родителями;

- новая предметно-развивающая среда;

- высокая мотивация сотрудничества родителей;

- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.

Для родителей:

- возможность активного участия в образовательном процессе;

- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.

Этапы работы над проектом

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Вхождение в проблему. В группе пропала вся чистая бумага.

Вопросы детей :

- Куда пропала бумага?

- А как раньше люди обходились без бумаги?

- Как и из чего можно сделать бумагу?

- Чем отличаются разные виды бумаги?

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи

Дополнение задач проекта

Формулируют проблему.

Без бумаги ничего не нарисуешь. Почему, что делать, где узнать и как.

При постановке цели определяется и продукт проекта. Продукт открытый – сделаем бумагу сами?

Вводит в игровую ситуацию (давайте сделаем новую бумагу из старой).

Формулируют задачу - узнать, как раньше обходились без бумаги, какими свойствами обладает.

Дополнение задач проекта Обсуждение выбора темы проекта.

Ознакомление со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Сбор информации по темам «История возникновения бумаги», «Свойства бумаги и ее применение»

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

1 этап

- самостоятельное воссоздание древних материалов для письма, их испытание;

- обсуждение их свойств, отличия и сходства с бумагой;

Продукт 1 этапа - принятие коллективного решения: продолжение работы по подготовке к самостоятельному изготовлению бумаги.

2 этап

- проведение опытов с бумагой

- исследование видов бумаги;

- исследование свойств бумаги;

- сравнение свойств бумаги разных видов.

Продукт этапа: создание пособия «Виды бумаги».

3 этап:

- изучение областей применения бумаги в повседневной жизни.

Продукт 3 этапа: эко-контейнер для сбора использованной бумаги в группе.

Помогают в решении задачи и планировании деятельности.

1 этап

- Беседа. Подходят ли испытанные материалы для письма? Можно ли полностью заменить бумагу? Можем ли мы в современном мире обойтись без бумаги?

2 этап

- оформление карты наблюдений детей в процессе проведения опытов с бумагой

3 этап

В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки. Выполнение совместных задания к проекту (презентации «История возникновения бумаги», «Свойства бумаги и ее применение»).

Принимают посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Продукт деятельности (бумагу) готовят на практическом занятии.

Представляют продукт деятельности

Подготовка к практическому занятию – организация совместной и самостоятельной деятельности по созданию бумаги. Подготовить алгоритм действий, алгоритм содержания.

Практическое занятие.

Итоговый продукт.

Прослушивание представления продукта ребенком дома. Совместное рисование на бумаге, сделанной самостоятельно. Обсуждение результатов своей работы на данную тему.

Теоритическая часть

Что мы знаем о бумаге?

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Бумагой и картоном называют материалы, изготовленные преимущественно из специально обработанных растительных волокон, связанных между собой в листовую форму.

Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Это, если можно так сказать, общение с бумагой начинается в раннем детстве, когда ребёнок тянется к яркой книжке, к белому листу, чтобы оставить на нём следы своих первых упражнений карандашом. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

Но что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага – это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей.

У бумаги было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент. Но каждый из них был не вполне пригоден для этого. Одни материалы были тяжёлыми, другие – хрупкими, третьи – дорогостоящими.

И вот появилась бумага – простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения.

Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь. Дома, на улице, в магазине, на службе мы рады этой встрече. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.

Применение

Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради)

Отделочный материал (обои)

Поделочный материал (оригами, папье-маше, аппликации)

Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки)

Фильтрование

Производство денег

Практическая часть

Цель: определение качества бумаги (цвет, гладкость, прочность, толщина) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п.)

Опыты

Прозрачна ли бумага?

Бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Прочная ли бумага?

Тонкая бумага легко рвется во всех направлениях. Толстая бумага рвется с небольшим усилием.

Трудно ли разрезать бумагу?

Любая бумага легко режется ножницами.

Промокает ли бумага?

Вывод: Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму.

Берегите книги от воды!

Горит ли бумага?

Бумага очень быстро загорается и быстро сгорает.

В результате механического воздействия мы увидели, что бумага : сминается, рвется, сгибается, скручивается, разрезается, соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается, горит, впитывает воду.

Вывод:

Бумага тонкий непрозрачный материал

Бумага легко режется и мнется

Бумага легко сгибается и сохраняет линию сгиба

Бумага впитывает влагу

Бумага легко воспламеняется и быстро горит

Практическое занятие «Делаем бумагу сами»

Цель: Изготовление бумаги своими руками - решение экологической проблемы.

1. Порвать бумагу на мелкие кусочки

2. Залить бумагу горячей водой, и размять блендером

3. Добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета (перемешать)

4. Убрать лишнюю жидкость

5. Выложить на плоскую поверхность

6. Прогладить утюгом через ткань.

Изготовление бумаги из использованной бумаги поможет сберечь лес.

Заключение

В результате проведенного исследования дети узнали историю возникновения бумаги. В ходе исследования мы читали рассказы на интересующую нас тему, искали нужную информацию в сети Интернет. Дети задавали вопросы о свойствах и видах бумаги мамам. Оказалось, что существует большое количество видов бумаги. Собрали коллекцию разных видов бумаги.

Дети учились наблюдать, обобщать полученные знания и делать выводы. Провели ряд интересных опытов для выявления свойств бумаги и узнали.

В ходе нашего исследования были выполнены все поставленные задачи. В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянувшись вокруг, выяснили, что книги, газеты, обои, различные упаковки – всё это бумага. Оказалось, что существует огромное количество видов бумаги, и в нашей коллекции лишь маленькая часть того разнообразия, что создал человек.

Литература

1. Алексин А. Г., Алексеев С. П. «Что такое. Кто такой» Энциклопедия 3-е издание. М. : Педагогика, 1990г. т. 1. стр. 189-190

2. Геронимус Т. М., «Маленький мастер» учебник по трудовому обучению. 1 класс. М. :Аст-пресс школа, 2005г стр. 128

3. Даукевич В. «Как делают книгу» М. : Детская литература, 1987г. стр. 25

Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» Я. : Академия холдинг, 2000г. стр 144

4. Зубков Б. В. «Книжка про книжку» М. : Малыш 1984 стр. 9-11

5. Ликум А. «Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей М. : Слово., 1993г. том1 стр. 200-204

6. Ликум А. «Скажи мне почему. Популярная энциклопедия для детей» М. : Дрофа, 1997г. том. 1 стр. 123-124

7. Мадгуик У., Керрод Д. «Книга знаний в вопросах и ответах» М. : Махаон 2003г. стр 70

Публикации по теме:

Фотоочерк о выставке «Бумага ста прикосновений»Фотоочерк о выставке «Бумага ста прикосновений» Людмила Рыбакова. «Бумага ста прикосновений». Фотоочерк о выставке. Выставка корейской бумажной пластики «Бумага — пятый элемент» начала.

Мастер-класс «Ах, какое же это чудо-бумага!»Мастер-класс «Ах, какое же это чудо-бумага!» Как много можно сделать из бумаги. Хочу представить вам еще один вариант нетрадиционной техники работы с мокрой бумагой. Для этого нам понадобиться:.

Фотоотчет «Кружок «Волшебная бумага» по развитию сенсомоторики детей 4–5 лет»Фотоотчет «Кружок «Волшебная бумага» по развитию сенсомоторики детей 4–5 лет» Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию фотоотчет работы кружка «Волшебная бумага», который способствовал развитию мелкой.

Конспект ОД для детей старшей группы «Бумага и ее свойства»Конспект ОД для детей старшей группы «Бумага и ее свойства» Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию Тема: «Бумага и её свойства» Подготовила и.

Мастер-класс «Розы» (гофрированная бумага)Мастер-класс «Розы» (гофрированная бумага) В преддверии праздника "День матери», мы с ребятами решили сделать для любимых мамочек в подарок розочки. А как мы их делали, с радостью.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Презентация «Как появилась бумага» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю Вам презентацию "Как появилась бумага", которую я сделала для открытого занятия в старшей группе по познавательно.

Проект по аппликации «Чудо-бумага» в разновозрастной группе Проект по аппликации "Чудо бумага" Возрастные группы: 4-6 лет Проект «Чудо бумага» (для детей разновозрастного дошкольного возраста). Актуальность.

Проект «Волшебная бумага»Проект «Волшебная бумага» Проект: «Волшебная бумага» Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий. Участники проекта: Дети 5-6 лет, воспитатели, родители. Цель.

Фотоотчет об экспериментировании с детьми 2–4 лет «Ткань и бумага»Фотоотчет об экспериментировании с детьми 2–4 лет «Ткань и бумага» В рамках НОД по ознакомлению с окружающим миром нашими малышами были проведены исследования по ознакомлению со свойствами бумаги и ткани.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Бумага» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 16:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД