Светлана Дербенева
Конспект ОД для детей старшей группы «Бумага и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
для детей старшей группы по познавательному развитию
Тема: «Бумага и её свойства»
Подготовила и провела воспитатель:
Дербенева С. А.
Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах
Задачи:
Публикация «Конспект ОД для детей старшей группы „Бумага и ее свойства“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
• Формировать у детей умения самостоятельно делать выводы исследований, опираясь на схемы.
• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни.
• Продолжать развивать у детей речь, словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Приоритетная область: познавательное развитие
Материал и оборудование:
-мультимедийное оборудование;
-Листы бумаги и картона, салфетки по 6 на каждого ребёнка и по 7 воспитателю;
-различные виды бумаг;
-цветы из бумаги ;
-ёмкости с водой, ножницы, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, ёмкости с водой и с песком для безопасности;
-таблицы для фиксации результатов опытов.
Содержание ОД:
В. Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.
На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Организационный момент.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
В: Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит, нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами!»
Правильно ребята, это бумага.
В: – Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой : дома, в детском саду вы на ней рисуете, читаете книги. А оказывается, бумага была не всегда.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (сопровождается показом слайдов «Как появилась бумага»)
Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей : тетради, книги, фотографии. альбомы, коробки).
В. Давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги- вы хлопаете в ладоши. Если нет-топаете. Будьте внимательны! ( слова: книга, стол, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, велосипед, журнал)
Молодцы!
-Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать- какие? Для этого мы с вами проведем несколько опытов. Я приглашаю вас в лабораторию.
В. Подожди. Прежде чем мы отправимся в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности! Итак, ребята, перед тем, как зайти в лабораторию, нужно…
Д. Надеть халаты, нарукавники, шапочки на голову!
В. А почему?
Д. Чтобы не испачкать свою одежду и чтобы не занести пыль и микробов.
В. В лаборатории нельзя…
Д. Бегать, драться, баловаться, шуметь, брать без спросу.
В. В лаборатории нужно…
Д. Слушать воспитателя и выполнять задания.
В. Молодцы! Итак, отправляемся!
Дети надевают нарукавники и подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат по 6 листов бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.
В. (садимся за столы) Итак, ребята, какие свойства могут быть у материалов?
Дети называют свойства, объясняют, как их проверить, проводят опыты, результаты фиксируют в таблицах.
Опыт№1 Мягкость.
Дети предлагают смять листы.
Вывод: они мнутся, значит, нетвёрдые. Но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее, и комок – больше. ЧЕМ ТОЛЩЕ БУМАГА, ТЕМ ОНА ТРУДНЕЕ МНЕТСЯ (Схема-картинка)
Опыт№2. Прочность.
Дети пробуют разорвать салфетку, писчую бумагу и картон.
Вывод: их можно разорвать, значит, они непрочные. Но САЛФЕТКУ РАЗОРВАТЬ ЛЕГЧЕ, А КАРТОН – ТРУДНЕЕ. (Схема-картинка
Опыт №3. Можно разрезать
Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
Опыт№4. Бумага издаёт звук (схема "нота")
Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: ПРИ СМЯТИИ, ТРЕНИИ – БУМАГА ИЗДАЁТ ЗВУК. (Отмечаем в таблице)
В. Устали, Давайте отдохнё м:
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт№5. Водопроницаемость.
А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).
-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.
Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.
- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).
-А картон? (Картон впитал воду медленней)
-Как вы думаете почему? (Картон - плотней, салфетка - тоньше).
Вывод: ТОНКАЯ БУМАГА НАМОКЛА БЫСТРЕЕ И РАСПАЛАСЬ, БУМАГА ПОТОЛЩЕ ТОЖЕ НАМОКАЕТ, НО ЕЙ ПОТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ. Опыт№6. Горение.
В. Следующий опыт мы проведём в секретной лаборатории. А поскольку вы уже немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.
Физминутка.
По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)
Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)
Хочешь дядю (показать усы)
хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)
Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)
На столе – спички, листы картона, бумаги, салфетки на отдельных металлических тарелках, металлические колпачки для гашения огня, ёмкости с песком и с водой (для безопасности) .
В. Бумага легко воспламеняется и горит. Этот опыт – огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и сделайте выводы.
Воспитатель. А для чего нужны вода и песок?
Дети. Потому что они могут затушить огонь.
Воспитатель. Молодцы. Итак, приступаем.
Свойство 5. Горение (продолжение) .
Воспитатель поджигает листы.
Вывод: ОНИ ГОРЯТ. НО САЛФЕТКА СГОРАЕТ БЫСТРЕЕ, А КАРТОН – ДОЛЬШЕ ВСЕХ. (Схема-картинка)
В. А теперь, ребята, посмотрите на таблицу и скажите: какие свойства имеют салфетка, писчая бумага и картон? Посмотрите на результаты. Что мы видим?
Дети. Одинаковые!
Воспитатель. Ну и какой же вывод мы сделаем?
Дети. Что всё это – бумага, свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному:
салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнётся и рвётся, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания.
В: А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети. Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, писчая бумага – для аппликаций, письма и рисования, картон – для более прочных изделий.
В. Что ж, ребята, работу в нашей лаборатории мы завершили, так что давай те вернёмся на стульчики. Снимайте свои нарукавники, аккуратно вешайте их на спинки стульчиков и проходите на свои места.
Дети проходят на стульчики.
Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»
Воспитатель: - Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.
Дети проходят на стульчики.
(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги на альбомный лист)
- салфетка
- газета
- открытка
- цветная
- гофрированная
- бархатная
- обойная
- тетрадная
- самоклеящаяся
Воспитатель: -Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!
В: Ребята, вы такие молодцы, что мне очень захотелось сделать вам подарок. Я приготовила для вас вот такие цветы, они тоже сделаны из бумаги. Кому было интересно возьмёт желтые цветы, кому было трудно-красные, а кому легко –зеленые.
В: Нашим гостям мы скажем до свидания.