Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка»

Ольга Вострякова
Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям.

Задачи:

Образовательные задачи.

— Познакомить детей со свойствами песка, установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав из отдельных зернышек-песчинок.

— Дать знания о том, что сухие песчинки легко двигаются, сдуваются.

— Закрепить знания о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, слипшиеся комочки совсем не двигаются.

Обогащать знания детей о том, как люди используют полезные свойства песка и глины.

Развивающие задачи.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности „Свойства песка“» размещена в разделах

— Уточнять знание о том, что песок и глина – неживая природа.

— Развивать моторику пальцев, умение выполнять упражнения для глазных мышц.

Воспитательные задачи.

— Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.

— Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.

— Воспитывать бережное отношение к не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.

Предварительная работа:

— Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы о том, как человек использует песок и глину.

— Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Серебрянное копытце», А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» и д. р.

— Рассматривание Детской Энциклопедии.

— Наблюдения и игры на прогулке, в природе.

Словарная работа:

— Учить, грамматически правильно строить предложения, при ответах на вопросы воспитателя.

Активный словарь: высыпается, слипается, увеличительное стекло (лупа, сыпучий, просочилась.

Пассивный словарь: воздушный поток, емкость.

Используемое оборудование:

— осенний листочек.

Оборудование для опытов:

— Трехлитровая банка с пластмассовой крышкой. Резиновая груша. Пластмассовые бутылки с отрезанным дном, заполненные: 1-я – песком, 2-я – глиной. В горлышки бутылок вставлены ватные диски. Бутылки установлены в штативы. Лоток для сбора воды. Емкость с водой,

— разноцветные стаканчики с глиной и песком, индивидуальные подносы,

— лупы, прозрачные одноразовые стаканчики, песочные часы, деревянные шпателя, вылепленные и подсушенные колобки из песка и глины,

— фартуки по количеству детей, нарукавники,

— стулья, столы.

ЭОР: запись «Звуки ветра»

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение В. Мирович

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

О каком времени года идет речь? Как вы догадались?

-Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, почему лужи появляются не везде? Почему одна лужа держится долго, а другая исчезает прямо на глазах?

-Где же мы можем найти ответы на эти вопросы? (в книгах, спросить у взрослых, догадаться)

-Молодцы, ребята! Не зря говорят «Знание трудом добывается». Вы уже догадались, каким образом мы с вами сегодня будем трудиться?

-Мы будем проводить опыты, - отвечают дети.

-Давайте переоденемся в фартучки и пройдем за столы. Вы можете обратиться за помощью к присутствующим взрослым.

- Ребята, теперь вы настоящие ученые-исследователи! Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним о правилах безопасности во время опытов.

Дети по очереди высказываются:

• Приступай к опыту только с разрешения воспитателя.

• Не кидай песок, не пересыпай его высоко, можешь попасть в глаза себе и товарищам.

• Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

• Ничего не бери в рот.

• Набирай песок мерной ложечкой, перемешивай палочкой.

• Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

• Содержи свое рабочее место в чистоте.

• Закончив работу, приведи рабочее место в порядок.

• По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом, вытри на сухо полотенцем.

• Приведи в порядок свою одежду.

• Если поранился, обязательно обратись к воспитателю.

1. Фильтр с песком и глиной.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, очищая её, а в глине вода задерживается. Глина не пропускает воду.

Где больше по осени держаться лужи?

Что же помогает песку так быстро пропускать воду?

2. Сравнение частичек песка и глины

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. В глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Её частички так близко прилегают друг к другу, что вода не может пройти сквозь них.

3. Сыпучесть

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

-Посмотрите, что у меня в руках?

-Песочные часы.

-Почему песок так легко проходит через маленькое отверстие?

-Эти песочные часы показывают ровно 1 минуту. Мы её потратим на отдых для наших глазок.

Нужно следить за моим осенним листочком не поворачивая головы.

Упражнения для глаз

Раз – налево, два – направо,

(На «раз» дети отводят глаза влево, На «два» — вправо)

Три – наверх, четыре – вниз.

(На «три» — наверх, на «четыре» — вниз)

А теперь по кругу смотрим,

(Делают круговые движения глазами)

Чтобы лучше видеть мир.

(Смотрят на листочек вытянутой вперед руки)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

(Смотрят вдаль)

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

(Делают круговые движения глазами)

4. Опыт демонстрационный. Дети подходят к воспитателю.

Педагог кладёт трёхлитровую банку на бок, внутрь насыпает песок и глину, закрывает крышкой, в которую вставлена резиновая трубка. Через неё с силой вдувается воздух. Внутри создаётся ветер.

-Что происходит с песчинками (они лёгкие, движутся).

-Что происходит с кусочками глины (они сдуваются труднее, т. к. тяжелее).

-Почему при сильном ветре тяжело играть с сухим песком (песок лёгкий)

-Что мы узнали, проведя этот опыт (песок легче глины).

-Что можно сделать, чтобы играть с песком при сильном ветре (хорошо смочить).

Представьте себе, что вы песчинки. Подул сильный ветер. (музыка) Песок закружился и на дорожки опустился.

Вспомните, как мы с вами недавно лепили колобков. Из какого песка мы лепили? Пришло время проверить, как они высохли.

5. Как песок и глина сохраняют форму.

Оборудование: Мокрые песок и глина, доска для лепки.

Берём мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Опыт проводится накануне. Воспитатель демонстрирует детям поднос с изделиями из глины и песка, которые были оставлены для просушки на подоконнике. Воспитатель ставит на каждый стол тарелочку одну на пару. Заготовить на подносе 4 тарелочки и 8 шпателей. Предложить потрогать шпателем колобки.

Дети делают вывод: из песка колобки высохли и рассыпались, а из глины сохранили форму.

-Как эти свойства глины можно использовать?

-Люди лепят из глины посуду.

-Ребята, мы провели с вами сегодня много опытов. Пришло время подвести итоги. Давайте еще раз расскажем о полезных свойствах песка и глины.

К доске выходят по очереди 2 детей и с опорой на картинки рассказывают о том, что сегодня узнали.

• Пропускает воду, очищая её. Люди делают фильтры.

• Песок сыпучий, рыхлый.

• Частички песка не держатся друг за друга. Это свойство используется в песочных часах.

• Из влажного песка можно лепить. Люди создают целые скульптуры.

• Песок при высыхании рассыпается, но если склеить песчинки цементом, он становится очень крепким. Это используют в строительстве.

В глине — слипшиеся, очень мелкие частички.

Она не пропускает воду. Поэтому её применяют для создания посуды.

Частички плотно держатся. Чем-то глина похожа на пластилин. Это свойство используют для создания глиняных игрушек.

Кусочки глины тяжелее песка.

При высыхании глина затвердевает.

Воспитатель благодарит детей за работу. Просит навести на рабочем месте порядок. Всем детям вручаются медальки в виде звездочек. «Маленькие звездочки большой науки».

Публикации по теме:

«Свойства воды». Сценарий совместной исследовательской деятельности в старшей группе Сценарий совместной исследовательской деятельности «Мы - исследователи» в старшей группе (5-6 лет) Пушкарёва Елена Сергеевна, воспитатель.

«Защитники природы» проект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе«Защитники природы» проект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивляться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Знакомство с вулканом» Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе "Знакомство с вулканом" Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии исследовательской деятельности по теме «Воздух это жизнь». Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с.

Конспект ООД в старшей группе «Детям об алоэ» с использованием технологии опытно-исследовательской деятельности ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Дать представление о внешнем виде и целебных свойствах алоэ;.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Воздух» Дата: 11.11.16 Группа: старшая Тема: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе. Цель: Способствовать обогащению.

Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ)Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ) Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: познакомить детей.

Развлечение в старшей группе с использованием экспериментально-исследовательской деятельности Развлечение в старшей группе с использованием экспериментально-исследовательской деятельности. Тема:Развлечение «Мы исследователи» Цель:.

Занятие в старшей группе по экспериментально-исследовательской деятельностиЗанятие в старшей группе по экспериментально-исследовательской деятельности Тема: «Репортаж о песке». Цель: Продолжить знакомство со свойствами песка. Задачи: - Создать условия для образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка»
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 16:07
+159Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вострякова (УИ 387992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД