елена абадонова
Проект «Быть здоровыми хотим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Быть здоровыми хотим»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г. Звенигород
Познавательный проект
с использованием здоровьесберегающих технологий
«Быть здоровыми хотим»
разновозрастная группа 2-4 года
Выполнила
воспитатель: Абадонова Е. О
г. Звенигород
Тип проекта : познавательный, оздоровительный.
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь -май 2020-2021гг.
Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Быть здоровыми хотим“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Проблема: недостаточная осведомленность родителей и педагогов о способах и формах работы в применении инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье.
Гипотеза проекта : вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед ДОУ.
Девиз проекта : «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", " "Художественно-эстетическое развитие".
Актуальность проекта :
В. А. Сухомлинский: " Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в еще в раннем дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Понимая важность здорового образа жизни, мы, воспитатели групп младшего дошкольного возраста решили запустить проект "Быть здоровыми хотим".
Цель проекта : формировать знания детей о здоровом образе жизни и умений оберегать, поддерживать и охранять своё здоровье; обогащать опыт родителей и педагогов в области применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье.
Задачи проекта :
для детей:
укреплять и сохранять здоровье детей, предупредить заболеваемость, посредством закаливающих мероприятий;
формировать культурно-гигиенические навыки;
дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
развивать самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную активность у детей.
для педагогов:
установить партнерские отношения в применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ, активно взаимодействовать с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах здоровьесбержения;
создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в процессе реализации проекта;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
для родителей:
дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о привитии и соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
привлечь родителей воспитанников к обогащению РППС группы (создание массажных варежек, пошив дорожек для профилактики плоскостопия)
Ожидаемый результат:
для детей:
у детей сформированы основы культурно-гигиенических навыков, дети знают правила личной гигиены;
дети ежедневно слышат информацию о полезной и вредной пищи для здоровья человека (во время завтрака, обеда, полдника, ужина, о ценности здоровья (оздоровительные упражнения, подвижные игры, физминутки, различные виды гимнастик).
ежедневно проводятся закаливающие процедуры, микрогимнастика после сна, утренняя гимнастика; дыхательная и зрительная гимнастики введены в образовательную деятельность и режимные моменты, проводятся согласно режиму дня прогулки на свежем воздухе.
для родителей:
выразили желание в изготовлении массажных варежек для детей,
пошив дорожек для профилактики плоскостопия,
повысилась осведомленность родителей в вопросах применения здоровьесберегающих технологий в воспитании детей.
для педагогов:
установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья детей.
Продукт проектной деятельности :
изготовление нестандартного оборудования;
создание фотоальбомов в группах «Минутки здоровья».
выставка –конкурс рисунков «Мама, папа я- здоровая семья»
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
Цель: ознакомление и изучение теоретических материалов инновационных методик и педагогических технологий по ЗОЖ, изучить возрастные особенности детей раннего возраста.
разработать перспективный тематический план работы по проектной деятельности,
подобрать и систематизировать наглядный материал и инвентарь в группах,
подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, потешки,
подобрать музыку для релаксации и отдыха,
подбор консультаций для родителей.
изготовление папки-передвижки для родителей «Режим дня – это важно»
изготовление картотек по З0Ж,
разработка дидактических игр, бесед, оздоровительных мероприятий,
II этап - основной
Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
оформление фото альбома по проекту.
презентация на педсовете ДОУ, демонстрация нестандартного оборудования по внедрению и применению здоровьсберегающих технологий в ДОУ.
Приложение
Совместная деятельность педагогов и детей
Дата Содержание
Ежедневно: Утренняя гимнастика, микрогимнастика после сна, закаливающие процедуры, подвижные игры, малоподвижные игры. (согласно ктп)
Дидактические игры, беседы см. приложение
Сентябрь Девиз месяца: «Знать должны и взрослые, и дети, что здоровье – главное на свете»
Сказкотерапия "Сказки для деток, которые не хотели ходить в детский сад" (способствовать легкой адаптации детей)
Беседы
Дидактические игры (см. приложение)
Рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Зрительная гимнастика «Любопытные глазки»
Чтение потешки "Водичка, водичка умой мое личико. "
Рассматривание и рассказывание алгоритмов умывания, намыливания рук, одевания, раздевания.
Рисование "Водичка, кап, кап"
Октябрь Девиз месяца "Чистота -залог здоровья"
Беседы
Дидактические игры (см. приложение)
Рассматривание иллюстраций "Чистота-залог здоровья"
Минутки здоровья «Ждём вас на дорожке…» (профилактика плоскостопия)
Чтение художественной литературы К. Чуковский
«Мойдодыр»
Сюжетная игра «Парикмахерская»
Физ. минутка «Будь здоров»
Дыхательная гимнастика «Ушки»
Рисование "Мыло душистое"
Ноябрь Девиз месяца «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»
«Овощи и фрукты»
Беседы
Дидактические игры (см. приложение)
Беседа "Где живет Витаминка"
Цель: Закреплять у детей представления о пользе овощей и фруктов для здоровья.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Пальчиковая гимнастика «Салат из моркови»
Зрительная гимнастика «Овощи»
Чтение Ю. Тувим "Овощи"
Физ. минутка «Овощи и фрукты»
Игры с детьми старшего дошкольного возраста "Приготовим обед"
Раскраски " Варим компот"
Декабрь Девиз месяца " Шагают наши ножки по дорожке"
Беседа "Дорожки здоровья".
Дидактические игры (см. приложение)
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
Упражнения с массажными мячиками «Будь здоров»
Минутки здоровья «Капуста» (массаж спины)
Сюжетная игра «Аптека»
Лепка " Мячики"
Январь Девиз месяца «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»
Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Беседа «Закаляйся, если хочешь быть здоров»
Дидактические игры (см. приложение)
Пальчиковая гимнастика «Заботливое солнышко»
Зрительная гимнастика «Лучик солнца»
Рисование "Веселая тучка"
Февраль Девиз месяца "Спорт-спорт-спорт"
Беседы (см. приложение)
Дидактические игры (см. приложение)
Самомассаж сухой рукавичкой.
Минутки здоровья «Весёлые спортсмены» (укрепление мышц стопы)
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки»
Просмотр развивающего мультфильма «Азбука здоровья» («Смешарики»)
Физ. минутка «Время суток»
Чтение стихов про спорт и здоровый образ жизни
Дыхательная гимнастика «Насос»
Лепка "Витаминки для зайки"
Март Девиз месяца " Познакомьтесь -это Я"
Беседы см. приложение
Пальчиковая гимнастика «Это я»
Дидактическая игра «Найди и назови», "Части тела"
Зрительная гимнастика «Тренировка»
Рисование "Солнышко лучистое"
Апрель Девиз месяца "Мама -папа я, здоровая семья"
Организовать семейную выставку -конкурс рисунков.
Упражнения с массажными мячиками «Футбол»
Загадывание загадок про спорт и здоровый образ жизни
Физ. минутка «Семёйная зарядка»
Хороводная игра «Мы теперь пойдём…»
Дыхательная гимнастика «Растём»
Рисование "Моя семья"
Май Девиз месяца «Наш девиз четыре слова –мы здоровы – это клево!»
Беседы. см. приложение
Дидактическая игра «Что сначала- что потом»
Зрительная гимнастика «Весёлая неделька»
Упражнения с массажными мячиками «Прокати по ладошке»
Минутки здоровья «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи)
Сюжетная игра «Больница»
Дыхательная гимнастика «Пузырьки»
Работа с родителями воспитанников Консультация для родителей «Заботимся о здоровье ребенка»
Газета для любознательных родителей Тема: Если хочешь быть здоров…
Оформление наглядной информации в приемной группы "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и семье"
Буклет "В здоровом теле - здоровый дух"
Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта
Предложить принять участие в конкурсе -выставке рисунков по теме проекта.
Привлечение родителей воспитанников к обогащению РППС группы (центр здоровья) : изготовление массажных варежек, пошиву ковриков для профилактики плоскостопия, а также помощь в изготовлении фотоальбома "Минутки здоровья"
Картотека бесед
1.«Изучаем свое тело»
Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь;
Учить различать запахи и вкусы;
Развивать речь, память, внимание;
Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения.
2. «Да здравствует мыло душистое»
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями;
Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
Подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья»;
Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
3. «Глаза - главные помощники человека»
Формировать представление о необходимости бережного отношения к своим глазам (нужно правильно умываться, вытираться только чистым полотенцем; нельзя тереть их грязными руками, бросать песок в глаза и т. д.)
4. «Чтобы уши слышали»
Формировать представление об органе слуха - ушах; значении органа слуха для человека. Формировать представление о необходимости ухода за ушами, а также бережном отношении к состоянию здоровья ушей.
5. «Моя кожа»
Рассматривание кожи на руках через лупу. Рассказ воспитателя о значении кожи для человека. Закрепить культурно-гигиенические навыки мытьё рук. Воспитывать любознательность к своему организму.
6. «Пожалей свою кожу»
Формировать представление детей об уходе за кожей, рассказать о закаливании. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.
7. «Чистые руки» Обучить детей способам профилактики инфекционных заболеваний.
8. «Правила здоровья 1, 2»
повторить произведение К. Чуковского «Мойдодыр»;
подвести детей к пониманию, что чистота — залог здоровья;
побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело.
9. Беседа на тему : "Как правильно мыть руки"
Цель: совершенствовать к. г. н., совершенствовать простейшие навыки поведения во время умывания.
10. Беседа на тему "Сиди за столом правильно"
Цель: формирование элементарных навыков поведения за столом.
11. Беседа на тему "Волшебные слова"
Цель: формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться)
12. Беседа на тему «Я – хороший» Цель: формирование элементарных представлений о том, что хорошо, что плохо.
13. Беседа на тему: "Части суток. Что мы делаем утром, днём, вечером, ночью" Цель: развитие умения называть части суток.
14. Беседа на тему "Опасные вещи"
Цель: знакомство с источниками опасности дома.
15. Беседа на тему «Наша одежда».
Задачи: Учить детей понимать обобщающие слова: одежда, головные уборы. Уточнить названия и назначение предметов, особенности их использования.
16. Беседа на тему «Одежда, головные уборы».
Задачи: Закреплять понимание детьми обобщающих слов, учить различать и называть качественные характеристики головных уборов и одежды (цвет, форма, размер).
17. Беседа «Поведение за столом». Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить применять их на практике. Учить пользоваться салфеткой, правильно держать ложку.
18. Беседа на тему «Чистые руки». Задачи: Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой. Предложить показать, как нужно правильно мыть руки.
19. Беседа на тему «Я и мое здоровье». Задачи: Рассказать детям о том, что здоровье является одной из главных ценностей жизни. Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.
20. Беседа на тему «Не прыгай с высоких предметов»
Задачи: Формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о здоровье.
21. Беседа с детьми на тему «Овощи». Цель: расширить представление о пользе овощей, обогащать словарь глаголами и прилагательными.
22. Беседа «Помоги Зайке сберечь здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
23. «Кому что нужно»
Цель: закреплять знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
24. «Фрукты полезны взрослым и детям»
Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.
25. Беседа «Чистота и здоровье»
Цель: Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
26.«Таня простудилась», «Сделаем куклам разные причёски», «Вымоем куклу»
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять навыки ухода за волосами, знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности.
27. Беседа «Моё тело»
Цель: Познакомить детей с частями тела, рассказать об органах чувств.
Картотека дидактических игр по ЗОЖ
(рекомендовано включать в образовательную деятельность и в режимных моментах)
ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть.
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
Проводится в разные сезоны.
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
СЛОЖИ КАРТИНКУ
Цель: учить детей из частей составлять целое, развивать воображение.
Материал: разрезные картинки с предметами личной гигиены, спортивным инвентарём.
Ход игры: - Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.
(Можно использовать цветные фотографии).
УГАДАЙ НА ВКУС
Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами или фруктами
Ход игры: воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами или фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща или фрукта и задаё т вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»
Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного вида (только фрукты или только овощи) с ярко выраженным вкусом.
УГАДАЙКА
Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя
Материал: изображения или муляжи плодов
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт) или читает загадку, а дети должны выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот овощ (фрукт).
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
ПОМОЖЕМ МОЙДОДЫРУ
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.
Ход игры: Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно. Воспитатель просит помочь Пете и выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).
УГАДАЙ ПО ЗАПАХУ
Цель: формировать представления о помощнике человека (нос, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло).
Ход игры: воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
- Что это за запах?
Усложнение: найти баночки с одинаковыми запахами.
ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ
Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Ход игры: воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
ЧЕМ МЫ СЛУШАЕМ
Цель: формировать представления о помощнике человека (уши, развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.
- Что помогло вам услышать разные звуки?
Давайте проверим.
Можно проверить по очереди закрывать глаза, нос, рот и уши и опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ
Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы.
Материал: серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ
Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.
Список используемой литературы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией : Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2014г.
2. С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. 2005г.
3. Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. 2014г.
4. Г. А. Проховова Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. 2009г.
5. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Основы здорового образа жизни. 2004г.
6. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.
7. В. А. Доскин. Л. Г. Голубева. Растём здоровыми. 2008г.
8. Т. Г. Кобзева. Организация деятельности детей на прогулке. 2013г.
9. М. М. Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения. 2014г.
10. Методическое пособие «Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни». 2013г.