Приложение МААМ

Проект «Читающая мама»

Ольга Алексеева
Проект «Читающая мама»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

Еще в дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой непознанной литературы. Наша задача стать проводниками для детей в этот прекрасный и великий мир. Если задаться вопросами: «Правильно ли мы воспитываем своих детей?» и «Вырастет ли ребенок человеком?», то какой ответ мы получим? Все зависит от верного мировоззрения взрослых, окружающих маленького человека. Если такой взрослый не дружен с книгой, то мировоззрение ребенка будет таким же скудным, как и у окружающих его людей.

Публикация «Проект „Читающая мама“» размещена в разделах

От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Ничто не может заменить книгу. Не могут этого и современные гаджеты, плотно внедрившиеся в нашу современную жизнь. Проблема сегодняшних родителей такова, что гаджетами они стараются отмахнуться от детей, считая, что те заменят их и дадут больше, чем живое общение.

Такая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Книга в современной семье».

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение мамы перед сном, рассматривая вместе с ней книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, пополняя тем самым свой жизненный опыт. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение - это не только способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть, пожалуй, самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей, развивают детский кругозор, пополняют жизненный опыт маленького дошкольника.

В связи с утратой опыта материнского чтения, возрождением отечественных традиций семейного чтения, как основы нравственного и патриотического воспитания детей, было решено организовать проект «Читающая мама – читающая страна».

В проекте систематизирована деятельность работы дошкольного образовательного учреждения по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка,

- сплотить семью через чтение художественных произведений,

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей,

- возродить семейные традиции.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

По целевой установке: практико-ориентировочный.

Цель проекта, основные задачи

Цель:

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития, возродить семейные традиции.

Задачи:

• формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения;

• выявление и поощрение семей, активно популяризирующих книгу и чтение среди воспитанников и их семей;

• привлечение детей и их родителей к чтению, восприятию художественной литературы и фольклора для формирования в ребенке предпосылок функционально грамотного читателя в будущем;

• развитие новых форм сотрудничества детского сада с родительской общественностью;

• возрождение традиций семейного чтения.

Ожидаемый результат

• Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

• Возрождение традиций домашнего чтения.

• Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.

Организация проекта систематизирована таким образом, что в процессе его реализации родители способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду, а именно:

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

Круг чтения детей расширяется и усложняется. Постепенно постоянным видом работы вводится такой вид, как чтение «с продолжением». Педагог заинтересовывает ребенка художественным произведением, а окончание истории ребенок узнает дома в кругу семьи.

Проект предлагает разнообразные формы, методы и приё мы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование - цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

• сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книжных дел», «В гостях у писателя», «Художник-иллюстратор»;

• игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

• игры – драматизации, где ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

• театрализованные игры - драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Такие игры особенно по душе на тему русских народных сказок, таких как «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Репка» и др.

Кроме того, свои впечатления о прочитанных книгах дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании, такие работы транслируются в виде тематических выставок. Подобные выставки организовываются в конце каждой недели.

Реализация проекта предполагает :

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействия с родителями;

- взаимодействие с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги- дети - родители;

- взаимодействие с организациями в области культуры и образования.

Все реализуемые в проекте формы и методы работы целесообразны и действенны. Работа ведется через непосредственно образовательную деятельность; организацию книжных уголков в группе; утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; дневные литературные чтения; создание книг-самоделок, книжные выставки; тренинги, ситуативное обучение; мастерские по изготовлению творческих работ. Действенной оказалась традиция «Гость группы», которая раскрыла таланты многих родителей, познакомили детей с земляками авторами книг Каневского района. Также действенными оказались открытые мероприятия с участием родителей; конкурс семейной рукописной книги; арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; экскурсии в районную детскую библиотеку; книжные выставки «Книга в гостях у дошколят»;литературный КВН «С книгой с детства я дружу», конкурс «Самая читающая семья года».

Проект действует с сентября 2018 года. В апреле 2019 года подведены итоги проекта. По опросам родителей было выявлено, что на 47% повысился интереса детей и родителей к художественной литературе, 15 семей возродили традиции домашнего чтения, на 62% повысился уровень компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Литература

1. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения - М. : Просвещение, 1996 г.

2. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. : Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

3. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

4. Руденко Т., Мелик - Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.

5. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1

6. 15. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г.

Материалы Интернет-сайтов

7. - https://nsportal.ru

8. - https://www.ivalex.vistcom.ru

9. - https://vospitatel.com.ua/

10. - https://dovosp.ru/

Публикации по теме:

«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.

Краткий отчет с презентацией по проекту «Читающая мама» Краткий отчет с презентацией по проекту "Читающая мама" Людмила Руденко. Общие переживания и общие размышления исповедального характера.

Памятка родителям «Мама, папа, я — читающая семья»Памятка родителям «Мама, папа, я — читающая семья» Что нужно для того, чтобы чтение стало доброй семейной традицией и доставляло радость и взрослым, и детям? Как побудить ребенка полюбить.

Педагогический проект «Моя мама лучшая на свете»Педагогический проект «Моя мама лучшая на свете» Нет профессии прекрасней, Нет любимей и важней. Слова нет, теплей, чем «мама», Для любого из людей. Актуальность. День матери в России.

Групповой проект «Мама милая моя»Групповой проект «Мама милая моя» Направление: нравственно-патриотическое Тип проекта: творческий, групповой, в рамках ДОУ. Сроки реализации: долгосрочный Актуальность.

Проект «Мы-читающая семья»Проект «Мы-читающая семья» «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушк н. Форма работы:проектная деятельность. Тип проекта: познавательный, информационно – практический.

Проект «Это моя мама!»Проект «Это моя мама!» Средняя группа, ноябрь 2016 г - март 2017 г Традиционно в России поздравляют женщин два раза в год: в ноябре – с Днем матери и марте.

Сценарий праздника в форме семейной гостиной «Папа, мама, я — читающая семья» Доброе время суток! Уважаемые коллеги! В продолжении отчета о мероприятии «Семейный конкурс «Книжка своими руками» в форме семейной гостиной.

Театрализованная постановка сказки «Теремок» посредством театра теней в рамках программы «Читающая мама — читающая страна»Театрализованная постановка сказки «Теремок» посредством театра теней в рамках программы «Читающая мама — читающая страна» «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Всеобуч «Мама, папа, я — читающая семья» в форме викториныВсеобуч «Мама, папа, я — читающая семья» в форме викторины Цель: применение на практике полученных знаний о детской литературе. Задачи: Образовательные: Обобщить, закрепить и расширить знания о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Читающая мама»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 19:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Читающая мама»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеева (УИ 261877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД