Ольга Алексеева
Проект «Читающая мама»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Еще в дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой непознанной литературы. Наша задача стать проводниками для детей в этот прекрасный и великий мир. Если задаться вопросами: «Правильно ли мы воспитываем своих детей?» и «Вырастет ли ребенок человеком?», то какой ответ мы получим? Все зависит от верного мировоззрения взрослых, окружающих маленького человека. Если такой взрослый не дружен с книгой, то мировоззрение ребенка будет таким же скудным, как и у окружающих его людей.
Публикация «Проект „Читающая мама“» размещена в разделах
От взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Ничто не может заменить книгу. Не могут этого и современные гаджеты, плотно внедрившиеся в нашу современную жизнь. Проблема сегодняшних родителей такова, что гаджетами они стараются отмахнуться от детей, считая, что те заменят их и дадут больше, чем живое общение.
Такая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Книга в современной семье».
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение мамы перед сном, рассматривая вместе с ней книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, пополняя тем самым свой жизненный опыт. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение - это не только способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть, пожалуй, самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей, развивают детский кругозор, пополняют жизненный опыт маленького дошкольника.
В связи с утратой опыта материнского чтения, возрождением отечественных традиций семейного чтения, как основы нравственного и патриотического воспитания детей, было решено организовать проект «Читающая мама – читающая страна».
В проекте систематизирована деятельность работы дошкольного образовательного учреждения по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка,
- сплотить семью через чтение художественных произведений,
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей,
- возродить семейные традиции.
По составу участников: групповой.
По срокам реализации: долгосрочный.
По целевой установке: практико-ориентировочный.
Цель проекта, основные задачи
Цель:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития, возродить семейные традиции.
Задачи:
• формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения;
• выявление и поощрение семей, активно популяризирующих книгу и чтение среди воспитанников и их семей;
• привлечение детей и их родителей к чтению, восприятию художественной литературы и фольклора для формирования в ребенке предпосылок функционально грамотного читателя в будущем;
• развитие новых форм сотрудничества детского сада с родительской общественностью;
• возрождение традиций семейного чтения.
Ожидаемый результат
• Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
• Возрождение традиций домашнего чтения.
• Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Организация проекта систематизирована таким образом, что в процессе его реализации родители способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду, а именно:
ежедневное чтение детям художественных произведений;
ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;
ввести в круг чтения детскую периодику;
контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;
активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;
вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
Круг чтения детей расширяется и усложняется. Постепенно постоянным видом работы вводится такой вид, как чтение «с продолжением». Педагог заинтересовывает ребенка художественным произведением, а окончание истории ребенок узнает дома в кругу семьи.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приё мы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование - цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
• сюжетно - ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книжных дел», «В гостях у писателя», «Художник-иллюстратор»;
• игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
• игры – драматизации, где ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
• театрализованные игры - драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности. Такие игры особенно по душе на тему русских народных сказок, таких как «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», «Репка» и др.
Кроме того, свои впечатления о прочитанных книгах дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании, такие работы транслируются в виде тематических выставок. Подобные выставки организовываются в конце каждой недели.
Реализация проекта предполагает :
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия с родителями;
- взаимодействие с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги- дети - родители;
- взаимодействие с организациями в области культуры и образования.
Все реализуемые в проекте формы и методы работы целесообразны и действенны. Работа ведется через непосредственно образовательную деятельность; организацию книжных уголков в группе; утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; дневные литературные чтения; создание книг-самоделок, книжные выставки; тренинги, ситуативное обучение; мастерские по изготовлению творческих работ. Действенной оказалась традиция «Гость группы», которая раскрыла таланты многих родителей, познакомили детей с земляками авторами книг Каневского района. Также действенными оказались открытые мероприятия с участием родителей; конкурс семейной рукописной книги; арт-выставки «Вместе с книгой я расту»;выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; экскурсии в районную детскую библиотеку; книжные выставки «Книга в гостях у дошколят»;литературный КВН «С книгой с детства я дружу», конкурс «Самая читающая семья года».
Проект действует с сентября 2018 года. В апреле 2019 года подведены итоги проекта. По опросам родителей было выявлено, что на 47% повысился интереса детей и родителей к художественной литературе, 15 семей возродили традиции домашнего чтения, на 62% повысился уровень компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Литература
1. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения - М. : Просвещение, 1996 г.
2. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
3. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
4. Руденко Т., Мелик - Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
5. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1
6. 15. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г.
Материалы Интернет-сайтов
7. - https://nsportal.ru
8. - https://www.ivalex.vistcom.ru
9. - https://vospitatel.com.ua/
10. - https://dovosp.ru/