Татьяна Тукиш
Проект «Чудный лес, зимний лес, полон сказок и чудес!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В. А Сухомлинский
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Чудный лес, зимний лес, полон сказок и чудес»
Состав и возраст проектной группы : Дети 6-7 лет, родители, учитель-логопед, воспитатели
Срок реализации: краткосрочный
Типология проекта : Познавательно-речевой, творческий
Направленность: Комплексная (познавательно-речевая, изобразительная, теат-рализованная, музыкальная).
Образовательные области:
Публикация «Проект „Чудный лес, зимний лес, полон сказок и чудес!“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
Актуальность. Проект реализуется в группе компенсирующей направленности, для детей с речевыми нарушениями в период зимних каникул. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной работы в данный период. Известно, что работа по формированию лексико-грамматических категорий и развитию диалогической и монологической речи достаточно трудна и не всегда интересна, а вот увлекательная игровая, творческая, театрализованная деятельность дошкольникам более интересна, поэтому учитель-логопед объединил эти два направления с целью более эффективного формирования ЛГК и связной речи дошкольников. Развитие речи с использованием таких видов деятельности проходит более эффективно и интересно, реализует творческий потенциала ребенка.
Сказка более близка и понятна ребенку дошкольного возраста, они развивает его умственно, нравственно, эстетически.
Мир литературы огромен, но именно со сказки начинается знакомство с этим миром, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим в целом.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Цель проекта : Развитие речи детей.
Расширение возможностей взаимодействия родителей, детей, педагогов.
Создание условий для:
- формирования устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства,
- реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта :
Коррекционно- обучающие:
- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Зима».
- расширять представления детей о зимних сказках.
-формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Коррекционно - развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь,
- отвечать на вопросы,
- формировать практические навыки выразительного чтения, рассказывания через сказку.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к книге.
-воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
-воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- воспитывать культуру речи
Этапы:
I этап - подготовительный
II этап - основной
III этап- итоговый
Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)
Учитель – логопед:
- разрабатывает проект,
- координирует деятельность всех участников проекта,
- консультирует родителей и воспитателей,
- реализует задачи проекта в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми по формированию ЛГК и развитию связной речи на материале сказок.
Воспитатели:
- знакомят детей с художественной литературой.
– развивают творческие способности детей,
- формируют практические навыки рисования, аппликации через сказку.
Родители:
- знакомят детей с художественной литературой.
- участвуют совместно с детьми в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, развлечениях и. т. д.).
Воспитанники:
- участвуют в совместной деятельности с педагогами и родителями.
Рабочее планирование проекта
1 этап подготовительный
Учитель- логопед:
- определяется с темой,
- составляет план проекта,
- подбирает литературу
Воспитатели:
- знакомят родителей с проектом,
- собирают информацию,
-подбирают литературу, дополнительный материал.
Родители:
- знакомятся с темой проекта.
- собирают информацию,
2 этап основной
Воспитатели:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов и сказок,
- рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
- игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку. ”
- самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, ручной труд)
Родители:
- чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
- заучивание отрывков из сказок.
-участие в совместной работе.
- изготовление атрибутов, дидактических материалов,костюмов.
3 этап итоговый
Совместная деятельность всех участников проекта :
- оформление выставки
- развлечение
- изготовление поделок, рисунков по сказкам.
- Театрализовано-музыкальная постановка по сюжетам сказок : «Я знаю эти сказки»
Технологии:
Технология музыкального воздействия
Сказкотерапия
Методы и методики:
Исследовательские методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
Графические методы анализа:
- диаграммы, таблицы, рисунки, схемы.
Практические методы:
- упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
Наглядные методы:
- наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.
Игровые методы:
- дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования.
Словесные методы:
- беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, стихотворений, исполнение песен.
Необходимое оборудование:Художественные литература, диски с фильмам, Интернет- ресурсы, наглядно-методические пособия.
Предполагаемые итоговые продукты проекта
- Читаем дома всей семьей
- Выставка рисунков (совместно дети и родители) «Зимние сказки»
- Презентация: «Путешествие по сказкам»
- Выставка альбомов, дидактических пособий на тему «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая зимняя сказка»
2. ХОД ПРОЕКТА
Организационно-подготовительный 2 дня
Определиться с темой проекта.
Опрос-беседа с детьми по теме проекта.
Знакомство родителей с проектом.
Сбор информации, подбор литературы и дополнительного материала
Составление плана проектной деятельности по теме: «Чудный лес, зимний лес полон сказок и чудес»
Основной:6 дней
Чтение художественной литературы, просмотр фильмов
Игры различной направленности: речевые игры (назови одним словом, отгадай предмет и. т. д), логические игры (собери картинку, найди отличия, рассортируй по цвету и т. д.) театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры.
Выставка творческих работ совместно с родителями.
Создание тематических выставок «Зимние сказки»
Викторины, мультимедийные презентации и. т. д.
Заключительный: 2 дня. Совместно с родителями
Театрализованно-музыкальная постановка по сюжетам сказок : «Я знаю эти сказки».
Подборка материала о литературных героях (стихи, песни, загадки, презентации, аудиозаписи,фильмотека)
Подборка иллюстративного материала художников детской книги. Картотека логических игр и упражнений на основе художественных произведений.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуаль-ность, гипотеза:
Я предположила, что приобщение детей к сказке, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства спобсобствуют развитию выразительности речи.
1. Организационно-подготовительный этап:
Подбор материала: художественные произведения, музыкальные произведения, иллюстративный материал, речевой материал, раскраски, презентации. Подборка фото, аудио и видеоматериала).
Для реализации проекта были выбраны следующие произведения и фильмы.
Для чтения:
1. Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» с иллюстрациями В. Лебедева 1952 г.
2. Русская народная сказка «Снегурочка» с иллюстрациями М. Малкуса.
3. В. Сутеев «Елка» с иллюстрациями В. Сутеева.
4. Сказку выбирают родители самостоятельно.
Для рассматривания и пересказа иллюстрации художников: по сказке «12 месяцев» Владимира Аникина, Г. Г. Сундарева, В. Бритвина, А. Сазонова и др.
По сказке «Снегурочка» картины художников В. М. Васнецова, М. Врубеля, Н. Рериха, В. Г. Перова, В. Б. Зворыкина, лаковые миниатюры на сюжет сказки "Снегурочка", иллюстрации Б. Зворыкина, Э. Лисснера, И. Билибина, Г. Нарбута.
Для просмотра:
Мультфильм «Двенадцать месяцев» (1956 г.) производство киностудии «Союзмультфильм» сценарий С. Маршака и Э. Эрдмана, постановщик И. Иванов – Вано.
«Двенадцать месяцев» — советский двухсерийный цветной телевизионный художественный фильм-сказка, поставленный на Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1972 году режиссёром Анатолием Граником по одноимённой сказке Самуила Маршака.
Мультфильм «Снегурочка» по мотивам русской народной сказки, производство киностудии «Союзмультфильм», 1969 г.
Отдельные эпизоды из фильма 1952 г «Снегурочка» на основе оперы Н. Римского- Корсакова. Режиссё ры: Александра Снежко-Блоцкая, Иван Петрович Иванов-Вано. Снегурочка – дочь Деда Мороза и красавицы Весны. Ее ледяное сердце еще никогда не ведало простых человеческих радостей, никогда не знало любви. Лишь дар матери-Весны открыл девушке богатство окружающего мира, растопил сердце холодной красавицы - но погубил ее.
Мультфильм «Снеговик-почтовик» — советский рисованный мультфильм для детей 1955 года по сказке Владимира Сутеева «Ёлка». Режиссер Л. Амальрик. Мультфильм входит в мультсборник «Праздник новогодней ёлки» вместе с мультфильмами «Когда зажигаются ёлки», «Дед Мороз и серый волк» и «Новогоднее путешествие». Музыка композитора Никиты Богословского.
Музыка:
Николай Андреевич Римский-Корсаков, Н. Богословский,
Выбор обоснован тем, что проект реализуется в зимние каникулы.
2. Основной этап:
Чтение художественной литературы.
Просмотр фильмов.
Игры различной направленности: речевые игры, логические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, конструктивные игры
3. Заключительный этап:
Выставка рисунков (совместно дети и родители) «Зимние сказки»
- Презентация: «Путешествие по сказкам»
-Выставка альбомов, дидактических пособий на тему «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая зимняя сказка»
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Интерес у детей очень высокий. Дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, поскольку им была интересна и близка тематика проекта. Дошкольники любят слушать сказки в исполнении педагога. Они с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, декламируют стихи, рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь.
Не меньше детей были увлечены и родители. Они с удовольствием поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении выставки на сказочную тематику (совместно с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении на родительском собрании.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в речевом, но и в познавательном, и социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принимать участие в проектах в дальнейшем; Работа над проектом сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Таким образом, цель проекта достигнута, путём успешного решения поставленных задач.