Галина Яндукина
Познавательно-творческий групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности проекта.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, т. к. в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь человека? Что в воспитании поставить на первое место? В недавнее время, как утверждает статистика, всё внимание педагогов было сосредоточено на обучении, второе место занимало – введение в отечественную педагогику зарубежного опыта, и уж затем предполагало обращение к духовно – нравственным традициям. Вот только в последнее время отношение к нравственному воспитанию изменилось, идёт поиск духовного возрождения России, т. к. государство нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования.
Публикация «Познавательно-творческий групповой проект для детей старшего дошкольного возраста „Давайте жить дружно“» размещена в разделах
Возникновение проблемы:
Опираясь на наблюдения педагогов и свои собственные, я могу сделать вывод, что в последнее время появилось много детей с повышенной агрессивностью: неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, жестокость. Эти проблемы наиболее часто встречаются в детском коллективе. И поскольку именно в возрасте 5-7 лет складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Поэтому мной был разработан проект по социально- нравственному развитию старших дошкольников.
Цель проекта: Формировать доброжелательные взаимоотношения между старшими дошкольниками, способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.
Задачи проекта:
1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе» ,«товариществе», «взаимопомощи», «взаимовыручке»,
«справедливости»;
2. Привлечь внимание ребёнка к сверстнику, его эмоциональным состояниям, чувствам, поступкам, интересам;
3. Организовывать совместную деятельность со сверстниками, которая будет способствовать развёртыванию активного общения детей;
4. Разработать систему мероприятий с детьми, направленную на развитие доброжелательных взаимоотношений.
5. Создание предметно-развивающей среды, которая будет способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группе.
6. Обогащение знаний родителей по данной проблеме.
Вид проекта: по направленности – познавательно- творческий
по количеству участников – групповой
по продолжительности – долгосрочный
Участники проекта:
• дети старшего дошкольного возраста ;
• педагоги ДОУ;
• родители
База проектной деятельности:
МБДОУ «Килемарский детский сад комбинированного вида «Теремок»,
Сроки реализации по проекту: сентябрь 2012 – май 2013 года
Ресурсы:
Материально-технические: магнитофон, компьютер, принтер видеопроектор, музыкальный центр, телевизор, цифровой фотоаппарат.
Кадровые: взаимосвязь с физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ, психологом ДОУ.
Информационные: методическая и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картинный материал, картотеки, пособия, настольно-печатные игры по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ, соблюдение Декларации прав ребёнка.
Ожидаемые результаты:
• исчезновение в поведении агрессивных тенденций и преобладание доброжелательности между детьми;
• Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
• Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;
• Научаться использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;
• Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
• Развитие стремления помогать, сопереживать, поддерживать друг друга
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап – информационно- аналитический
Цели: 1) Изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу по теме;
2) Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;
3) Составить перспективный план совместной деятельности детей и план работы с родителями;
4) Подобрать наглядный материал, игры, пособия, художественные произведения для чтения детям,составить картотеку игр, упражнений на сплочение группы, разработать «минутки вхождения в день», способствующие эмоциональному комфорту детей в группе среди сверстников.
4) Привлечь родителей к совместной работе по социально- нравственному развитию детей.
2-й этап - Основной (практический)
Цель: Активное участие детей и родителей во всех мероприятиях по социально-нравственному развитию дошкольников, формирование благоприятного психологического климата в группе детского сада, установление доброжелательных взаимоотношений между детьми.
После первичного психодиагностического исследования, которое проводиться с помощью специального диагностического инструментария:
- Методика «Беседа» (Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой)
- Методика «Закончи историю» (Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой)
- Социометрическая методика «Секрет» (Т. А. Репиной)
- Наблюдение за проявлением характера отношений к сверстнику,
составляется список детей с проблемами в общении, с которыми проводиться дополнительная работа в кружке «Дружные ребята»
Дополнительно составляется перспективный план работы совместной деятельности педагога с детьми и план работы с родителями по данной проблеме.
1. Совместная деятельность педагога с детьми, направленная на развитие социально- эмоциональной сферы, на обучение эффективным способам общения, на развитие нравственных качеств, на развитие произвольности поведения.
• Чтение и обсуждение художественных произведений;
• Беседы на этические темы;
• Проведение кружка по эмоционально- нравственному развитию детей;
• Игры (по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой ; игры по развитию эмоциональной сферы; на сплочение коллектива; игры – импровизации);
• Разыгрывание детьми проблемных ситуаций;
• Праздники и развлечения;
• Психогимнастика по методикам Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой.
• Работа по картинному материалу пособий Р. С. Буре «Как поступают друзья»
• проведение тематических дней «Страна Вежливости», «Мир спасёт доброта»
2. Создание предметно- развивающей среды:
• Изготовление настольно- печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Изучаем эмоции»;
• Оформить :
- уголок настроений «Здравствуйте, я пришёл», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;
- коврик «мира», для разрешения конфликтных ситуаций с помощью переговоров и бесед;
- правила группы в виде буклета иллюстраций;
- «Шкатулки добрых дел» для анализа поступков детей;
- Картотеки игр по методике Е. О. Смирновой. В. М. Холмогоровой; игр на сплочение группы, картотека мирилок., картотека «Минутки вхождения в день» для создания атмосферы доброжелательности и защищённости.
3. Работа с родителями
Формы работы Сроки
•. Знакомство родителей с задачами проекта и его планом мероприятий;
• Анкетирование «Мой ребёнок и друзья»
- изучить особенности взаимоотношений детей со сверстниками, игровые увлечения и предпочтения детей, особенности отношения родителей воспитанию сочувствия, сопереживания у детей. сентябрь
• Консультация «Темперамент и воспитание»
- познакомить родителей с видами темперамента и методами воспитания октябрь
• Привлечь родителей к изготовлению совместно с детьми поделок из природного материала на тему «Осенний калейдоскоп», организация выставки поделок в группе
• Развлечение совместно с детьми «День матери» ноябрь
• Игровой тренинг «Играем вместе» (ознакомление с играми по методике Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой по формированию доброжелательных взаимоотношений с детьми)
• Участие родителей совместно с детьми в конкурсе
«Рождественская композиция» (поделки к Рождеству) декабрь
• Консультация «Для чего ребёнку нужны друзья» январь
• Родительское собрание «О детской дружбе»
- познакомить с особенностями межличностного общения между детьми группы, значения дружбы для развития личности ребёнка.
- составить памятку для родителей «Как помочь ребёнку подружиться»
- проведение теста на «выявление уровней коммуникативных навыков детей»
февраль
• Индивидуальная консультация «Воспитываем мальчиков, воспитываем девочек»- познакомить с особенностями воспитания
• Праздник совместно с детьми «Вместе с мамой» март
• Наглядная информация в родительском уголке «Что делать если ребёнка дразнят»
•Папка передвижка «Дружеские отношения родителей и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера» Апрель-
• Развлечение с участием родителей «Праздник Доброты и Дружбы»
• Фотовыставка «Дружные ребята – наши дошколята» май
3-й этап – заключительный
Цель: Контроль и диагностика результатов работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками
Итогом всей нашей работы станет :
•Праздник Доброты и Вежливости, на который мы пригласим родителей воспитанников
• Фотовыставка «Дружные ребята – наши дошколята»
• Составление методических рекомендаций по теме для педагогов ДОУ