Светлана Пашаева
Проект «Детский сад — музей — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Описание проекта.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский)
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Под воздействием родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения формируются основы целостной личности ребёнка. Для обеспечения полноценного развития ребёнка одной из основных задач в положении о дошкольном образовательном учреждении является взаимодействие с семьёй. В настоящее время взаимодействие педагогов и родителей выступает как взаимосвязь, как взаимная поддержка, взаимная связь двух явлений, направленная на воспитание здорового и счастливого ребёнка. Взаимодействие ставит целью формирование родителей, как педагогов, установление партнёрских отношений с ними. Для развития взаимных деловых и дружеских контактов, развития воспитательного потенциала педагогов и семьи, был разработан проект «Детский сад – Музей - Семья». Данный проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми посещение музеев, закрепление полученных в музее впечатлений в кругу семьи. Родители современных дошкольников достаточно грамотны, они имеют доступ к педагогической информации. Их волнует, что ребёнок много времени проводит перед телевизором и компьютером. Вместо детских песен поёт рекламные слоганы и компьютерные озвучки. Большинство родителей узко понимают проблему и начинают рано обучать ребёнка чтению, письму, счёту. Для нас важно донести до родителей, что в этот период необходимо расширение детского кругозора об окружающем мире.
Публикация «Проект „Детский сад — музей — семья“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Поэтому встала задача, как вести сотрудничество с родителями на тему музейной педагогики, чтобы они не просто участвовали, а переживали это.
Были выбраны такие формы работы с родителями как анкетирование родителей, посещали ли они какие – либо музеи. Участвовали они неохотно. Выяснили, что часть воспитанников ни разу не были в музее, что папам и мамам просто в голову не приходит идея такой экскурсии, т. е данную работу вначале проводить с родителями было сложно. Здесь прежде всего, нужно было учитывать и культуру воспитания родителей, условия в семье, образование и другое. Тогда идею посещения музеев решили донести на родительском собрании. Чтобы и родители рассказали детям о разнообразии музеев, обсудили: «Что такое музей? Для чего его посещают?». В большинстве отнеслись прохладно, без энтузиазма. Во время бесед с родителями подгруппами и индивидуально старались их убедить, заинтересовать не прямыми указаниями, а насколько ребёнку будет полезен поход в музей. Во время проведения консультаций некоторые категорично устранялись от похода в музеи. «Мой ребёнок не поймёт, его не удержишь на месте, он будет бегать, шалить и мешать другим». Приходилось с родителями вести диалоги, что полноценное развитие во многом зависит от ознакомления с искусством. Взаимодействие с музеями родного края позволит нам формировать у воспитанников чувство уважения, любви к тому, что нас окружает с детства.
. 3. Цель и задачи проекта.
Цель: подготовить детей и родителей к восприятию мира музея
Задачи:
- углубить знания детей о культуре поведения в музее
- формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусств
- приобщить родителей к музейной культуре и повысить их интерес к посещению музеев
4. Участники проекта :
-воспитанники старшей группы № 11 «Фиалка» (возраст 5-6 лет);
- семьи воспитанников МБДОУ детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР;
- педагоги МБДОУ детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР;
5. Тип проекта :
Творческий, информационно - практико-ориентированный, долгосрочный.
6. Срок реализации: 2года (старшая, подготовительная группа)
7. Реализуемые мероприятия:
1 этап работы (сентябрь2013г – январь 2014г) : совместная деятельность родителей и детей под руководством воспитателя.
• Развивающий диалог. Тема: "Реликвии моей семьи"
дать задание родителям и детям подготовить рассказ о реликвии в их доме;
развивающий диалог с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим миром: рассказ о реликвии, ее истории, значении для семьи.
• Творческие рассказы детей. Темы: "Моя родословная" (составление дома генеалогического древа, "Путешествие по квартире", "Культуры, которые живут в моем доме". Воображаемые "путешествия" по квартире, для выявления предметов "одухотворенных", семейных реликвий, а порой и предметов музейного значения.
• Игровой тренинг. «Дидактические игры по теме». Цель: изготовление дидактических игр для дома.
- «Собери картинку» (пазлы памятников знаменитых людей Елабуги)
- «Составь узор» (украшение национального костюма элементами татарского орнамента)
- «Построй сам» (построить здание из архитектурных деталей и назвать их, при этом можно взять любое здание музеев)
- «Одень куклу» (предложить ребенку одеть куклу в национальный костюм и в правильной последовательности). Это может быть любой национальный костюм народов Поволжья.
2 этап работы (февраль 2014г - август 2014г) : выполнение родителями заданий воспитателя связанных с предварительной и последующей работой по посещению музеев.
• Прогулки по городу по заданию воспитателя (информирование родителей о проходящих интересных выставках, культурно- массовых мероприятиях, о памятниках архитектуры, на которые следует обратить внимание).
• Совместное написание детских рассказов по впечатлениям от экскурсии и последующие их чтение с детьми в группе.
• Создание родителями мультимедийных презентаций о посещении музеев, с последующей демонстрацией в свободной деятельности детей.
• Создание семейного фото-альбома «Наши экскурсии»
3этап работы (сентябрь 2014г-май 2015г) : Собственная деятельность родителей по организации досуговой деятельности связанной с посещением музеев.
• Регулярное посещение музеев по абонементу «Путешествие по реке времени»
• Пешеходные прогулки по городу. Тема: «Елабуга - город музей под открытым небом»
• Регулярное проведение выставок детских работ по теме «Моя семья и музей - друзья».
После проведения завершающего этапа можно предположить, что родители и дети с интересом и желанием будут использовать посещение музеев города как интересную форму досуга. У них наладиться содержательное общение и тесный контакт.
8. Ожидаемые результаты проекта :
-укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе;
-расширение представлений дошкольников об окружающем, формирование кругозора, развитие словаря;
-формирование устойчивого интереса к посещению музеев.
Литература
1. Детский сад и семья – Н. Ф. Виноградова. Под редакцией Т. А. Марковой -1986 год.
2. Н. М. Метенова Родительские собрания в детском саду- 2009год.
3. Музейная педагогика под редакцией А. Н. Морозовой -2006 год.