Елена Маркелова
Детско-родительский клуб как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Структурное подразделение (Победы, 21)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Детско - родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Автор проекта: Е. А. Маркелова
воспитатель первой квалификационной категории
Миасс
2016
Паспорт проекта
Публикация «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития дошкольников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Тема проекта: «Детско - родительский клуб, как форма взаимодействия воспитателя и семьи для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Творческое название: «Волшебные пальчики»
Автор: Е. А. Маркелова
Тип проекта: Долгосрочный, практико – ориентированный, групповой.
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы Б, воспитатель, родители воспитанников.
Сроки реализации:
15 сентября 2016 г. – 15 декабря 2016 г.
Проблема:
У детей, пришедших в детский сад в младшем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.
Цель: Оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, для формирования предпосылок умственного развития.
Задачи:
1. Обеспечивать эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
2. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
3. Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
4. Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Ожидаемый результат:
1. Для педагога:
• освоение проектного метода
• повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
2. Для воспитанников :
• формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;
• дети познакомятся с эталонами цвета;
• дети научатся играть в дидактические игры;
• после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
3. Для родителей:
• партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
• формирование психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
• родители смогут создать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
• родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Продукт проектной деятельности:
В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:
• рабочая программа детско – родительского клуба «Волшебные пальчики»;
• конспекты занятий;
• картотеки;
• игротеки;
• консультации для родителей;
• методические разработки;
• памятки для родителей;
• Выставка сенсорного уголка
Актуальность
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий фундамент ребенка.
Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию, развитию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию межсемейного детско-родительского клуба «Волшебные пальчики». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
1. Знакомство с темой проекта
2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
4. Подбор методического материала по данной теме;
5. Создание развивающей среды для работы;
6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
7. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии;
8. Выявление уровня сенсорного развития детей.
2. Основной
Реализация проекта
№ НОД Цели Материалы и оборудование
1 Познание (ФЭМП сенсорное развитие) рассматривание картин «Ночное небо», «Солнце» Знакомство с цветом: учить различать желтый цвет. Иллюстрации по теме, игрушка солнышко.
2 Рисование. «Лучики для солнышка» Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования. Иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого цвета
(солнцем, листы белой бумаги с нарисованным желтым кругом.
3 Конструирование
«Машинки и дорожки» Учить располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, учить различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Жёлтая и красная машинки,
жёлтые и красные кубики,
такого же цвета полоски разной длинны.
4
Развитие речи.
Художественная
Литература.
Русская народная песенка
«Петушок, петушок…»
Познакомить с содержанием русской народной песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение,
Проговаривать звукоподражающие слова, выполнять движения соответствующие тексту,
знакомить детей с понятием «Семья»,
Иллюстрации с изображением петушка
(как он клюет зёрнышки).
Игрушка петушка
5 Лепка. Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.
«Зёрнышки для петушка» Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом Сюжетная картинка по теме или иллюстрации.
Игрушка петушок.
Пластилин
Желтого цвета,
дощечки, тарелочка, зерно (пшено).
6 Художественная
Литература
Потешка «Петушок,
петушок…»,
стихотворение
А. Барто
«Смотрит солнышко в окошко», Познакомить с содержанием русских народных песенок, потешек;
Учить внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
7 Дидактическая игра
«Собери мячи в ведёрко» Закреплять у детей умения груп
пировать однородные объекты по цвету. Дидакти -
ческим материалом послужат мячи 4 цветов:
Красные,
зелёные,
синие и жёлтые.
Ведёрки таких же цветов.
8 Консультация для родителей.
«Развитие сенсорных
способностей детей раннего возраста». Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. Папка- передвижка
9 Развлечение
«Праздник разноцветных шаров». Активизировать словарь по теме; развивать память, внимание, моторику, ориентироваться в пространстве, чувство формы, пропорций; умение выделять характерные детали; сформировать представления о геометрических фигурах круг, шар. Надувные шары (синего, красного, зелёного и жёлтых цветов). Сюжетная картинка, ИКТ с изображением двух детей на празднике, с разными шарами).Фланелеграф с разными по цвету шарами и нитками. На каждого ребёнка пол листа замшевой бумаги; по 2 шарика и в коробочке разного цвета шерстяные ниточки.
3. этап заключительный
1. Проведение родительского собрания на тему проекта в нетрадиционной форме (совместное чаепитие);
2. Выставка детско – родительских работ;
3. Анкетирование родителей;
4. Анализ результатов реализации проекта;
5. Подведение итогов работы над проектом;
6. Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста; дополнение системы необходимыми играми и материалами; продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.)
Результаты работы:
Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок».
1. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста.
2. Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам сенсорного, речевого развития детей.
3. Возросла активность детей при совместной работе с родителями.
4. Улучшилась динамика сенсомоторного развития детей.
5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и специалистами.
ВЫВОДЫ:
Организация взаимодействия специалистов, воспитателя и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, повышает активность и компетентность родителей. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми членами клуба создался благоприятный психоэмоциональный климат. Сформировалось осознание родителями и детьми необходимости целенаправленной работы по формированию сенсорного восприятия дошкольником окружающего мира.
Список литературы
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.
5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб. : «Паритет», 2002.
7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. – Волгоград:
9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении :
10. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.
11. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
12. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М. : Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М. :