МААМ-картинки

Проект «Дидактические игры в ДОУ»

Светлана Кобозева -Салмина
Проект «Дидактические игры в ДОУ»

Проект "Дидактические игры в ДОУ"

Актуальность: Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Игра - как педагогическая форма (организованная воспитателем) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Публикация «Проект „Дидактические игры в ДОУ“» размещена в разделах

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. Поэтому мы обратили особое внимание на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, это:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей. Наиболее важными из них, мы считаем – «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие», которые перекликаются между собой и предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:

Игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В. В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

В своей группе мы обратили внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют. В связи с этим мы разработали практико-ориентированный проект «Дидактические игры, как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС».

Цель проекта : формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в дидактические настольные игры.

Задачи проекта :

- научить детей играть в дидактические настольные игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;

- познакомить родителей со структурой дидактической игры, её обучающими задачами, способами подачи детям;

- создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей;

- пополнение развивающей среды: приобретение дидактических игр, пособий, книг с перспективой на средний дошкольный возраст.

Проблема: Как повысить внешний интерес детей и родителей к дидактическим настольным играм.

Обоснование проблемы:

1. Неумение и нежелание детей средней группы играть в настольно – дидактические игры, соблюдать правила и ход обучающих игр.

2. Недостаточность знаний родителей о структуре дидактических игр, способах подачи их детям.

Гипотеза: для того чтобы у детей повысить внешний интерес к дидактическим настольным играм, необходимо создать условия для развития игровой деятельности детей, это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.

Вид проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации проекта : сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Ожидаемые результаты:

1. Дети чаще самостоятельно используют настольно – дидактические игры и с большим интересом играют в них.

2. Организована выставка семейных мини – газет «Играем дома», фоторепортажи: «Как и чем мы играем в детском саду», «Сказочные лабиринты игры В. В. Воскобовича»

3. Заинтересованы многие родители данной темой, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную, на своих детях, созданы новые «Умные» игры родителями в группу, активное использование развивающих игр дома с детьми.

4. Все имеющиеся в группе материалы доступны для детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать.

I этап проекта : подготовительный

1. Изучение материала.

2. Сбор и анализ информации по данной теме из разных источников.

3. Анкетирование родителей, с целью выявления знаний о современных развивающих играх.

4. Диагностическое наблюдение - использование настольных игр в самостоятельной деятельности детей.

5. Разработка плана реализации проекта.

II этап проекта : основной. Работа по реализации проекта.

Решение поставленных задач с детьми:

1. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.

2. Введение дидактических игр и решение обучающих задач при помощи разных форм реализации игрового действия.

3. Создание проблемных ситуаций для закрепления правил игры.

4. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.

Решение поставленных задач с родителями:

1. Создание информационных листов для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с играми.

2. Наглядная информация для родителей «Дидактическая игра, как средство умственного развития ребёнка!»

3. Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём!», где можно увидеть в какие настольно – дидактические игры играют дети в группе.

4. Организация выставки домашних развивающих игр «Домашние игры ребёнка».

5. Выставка групповых настольно - дидактических игр с учётом возрастных, обучающих задач и оформления.

6. Консультация – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» с домашним заданием для родителей» ( Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – головоломку «Раскрась по цифрам»).

7. Организация выставки детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Вместе с папой мамой играем – интерес и знания получаем!».

8. Соглашение с родителями по изготовлению и приобретению в группу развивающих игр.

III этап: заключительный

Мастер – класс для родителей «Как и чем мы играем в детском саду!» ( Цель задания: заинтересовать и совместно с ребёнком поиграть в развивающую игру – на примере игр В. В. Воскобовича).

Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую игру.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Литература

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.

3. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М. : Центр педагогического образования, 2008г.

4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

6. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.

Прикреплённые файлы:

igrovaja-dejat_hr219.ppt | 19596,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры «Кто где живёт» Цель: формировать представление об образе жизни диких животных. Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать.

Дидактические игры о животных Дидактическая игра «Пятый лишний» Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам. Дидактический материал:.

Дидактические игры по грамотеДидактические игры по грамоте Дидактические игры по грамоте для детей старшего дошкольного возраста изготовлены в докомпьютерный период, когда буквы писали по трафарету.

Презентация «Дидактические игры в ДОУ» Так как игра является ведущей сферой деятельности детей, для них создано много игр. Игр множество: сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные,.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Музыкально-дидактические игры Игра «Весёлые матрёшки». Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте. Игровые пособия: Матрёшки трёх величин: высокие.

Проект «Дидактические игры» Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете. Она всегда - ни для чего, Как ни над чем смеются дети. Зинаида Гиппиус Паспорт группы: Тип.

Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игрыПроект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры. Вид проекта: интегративный, коммуникационный. Продолжительность:.

Программно-методические и дидактические материалы в ДОУ Программно-методические и дидактические материалы В современном дошкольном учебном процессе воспитатель по отношению к детям перестает быть.

Творческий проект «Дидактические игры своими руками» Проект «Дидактические игры своими руками» Цели проекта: 1. Повышение педагогической грамотности родителей в использовании дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дидактические игры в ДОУ»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 10:40
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД