Татьяна Радиванюк
Проект для детей 4–5 лет «Зимние виды спорта»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимние виды спорта»
Вид проекта : познавательный, игровой.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатели
Актуальность темы:
Публикация «Проект для детей 4–5 лет „Зимние виды спорта“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние виды спорта
- Зимние виды спорта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
2022 год – это год зимней олимпиады. XXIV Зимние Олимпийские игры проходят в Пекине с 4 по 20 февраля. Олимпиада вызывает интерес у взрослых и детей. Дети должны понимать, что представляет собой тот или иной вид зимнего спорта, какой спортивный инвентарь нужен для того, чтобы им заниматься, где можно ему обучиться и т. д. А самое главное, чтобы они усвоили, что любой вид спорта начинается с физической культуры, которой нужно приучать себя заниматься с раннего возраста, что физическая культура – это не только залог возможных спортивных достижений в будущем, но прежде всего залог и гарантия здоровья человека.
Цель проекта : приобщение детей к традициям большого спорта через знакомство с зимними видами спорта.
Задачи
образовательные
для детей :
• знакомить детей с главным международным событием - зимними Олимпийскими играми в Пекине,
• расширять представления детей о зимних видах спорта и зимних забавах,
• активизировать и обогащать словарь по теме;
для родителей:
• привлечь внимание родителей к вопросам создания в семье благоприятной для здоровья среды;
для педагогов:
• углубить знания по выбранной теме проекта.
развивающие
для детей :
• способствовать возникновению ярких эмоциональных переживаний,
• способствовать физическому развитию детей : их силе, выносливости, ловкости и быстроте,
• развивать стремление детей сохранять и укреплять своё физическое здоровье;
для родителей
• содействовать развитию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
для педагогов:
• обогащать опыта по приобщению детей к здоровому образу жизни,
• создать условия для развития двигательной активности детей, обогащение.
воспитательные
для детей :
• пробудить чувства доброго, товарищеского отношения детей друг к другу, взаимовыручки, честности, справедливости, умение заниматься в коллективе,
• воспитывать чувство гордости за российских спортсменов;
для родителей:
• формировать активную жизненную позицию в вопросах укрепления здоровья, овладения навыками здорового образа жизни,
Предполагаемый результат
для детей :
• обогащенные представления детей о зимних видах спорта,
• становление дружеских взаимоотношений между детьми, патриотических чувств,
• проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом, обогащение опыта двигательной деятельности на прогулке;
для родителей:
• проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом вместе с детьми;
для педагогов:
• обогащение РППС в группе и на прогулочном участке спортивным инвентарем и атрибутами.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Оформление фотовыставки «Мы катаемся с горки». Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни, создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества в группе.
Фотовыставка готовится на основе фотографий с маршрута выходного дня.
Реализация проекта :
1 этап - подготовительный
Задачи:
• Заинтересовать участников изучением данной темы,
• Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по теме «Зимние виды спорта».
• Подобрать игры, атрибуты для игровой деятельности, игрушки, материалы для познавательной, экспериментальной, изобразительной, продуктивной деятельности,
• Составить план мероприятий.
2 этап – основной
Задачи: воплощение проектных задач на практике, непосредственная реализация проекта.
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей:
Беседы, презентации, ситуативные разговоры:
Презентация. Что такое Олимпиада. Задачи: познакомить детей с главным международным событием - зимними Олимпийскими играми в Пекине, символикой ХХIV зимних Олимпийских игр.
Лыжный спорт. Рассматривание иллюстраций А. Масленикова к книге К. Кани «Лыжи». Задачи: Актуализировать воспоминания детей о катании на лыжах, напомнить основные понятия «лыжи», «лыжные палки», «лыжные крепления», «лыжник», «ходьба на лыжах», уточнить правила ухода за спортивным инвентарем (очистить от снега, ставить в стойку закругленными концами вверх).
Спорт. Спорт. Спорт. Задачи: Познакомить детей с различными зимними видами спорта, воспитывать интерес к спорту, расширять представления детей о видах спорта, знакомить с российскими спортсменами, прививать чувство гордости за них, воспитывать патриотизм.
Рассматривание формы спортсменов на зимних олимпийских играх в Пекине.
Задачи: развитие внимания, связной речи, патриотизма
Кто спортом занимается, тот силы набирается. Задачи: учить детей понимать смысл пословиц, рассматривая ситуации, в которых они используются.
Правила безопасного поведения при катании на лыжах, санках, ледянках, правила катания с горки. Задачи: повторить правила поведения на прогулке, вспомнить другие опасные ситуации зимой.
Двигательная активность:
• Спортивное упражнение «Ходьба на лыжах» Задачи: учить надевать и снимать лыжи, устойчиво стоять на лыжах, передвигаться вперед ступающим шагом, воспитывать интерес к занятиями физическими упражнениями, способствовать закаливанию детского организма.
• Скольжение по ледяным дорожкам. Задачи: актуализировать двигательный опыт детей, знание правил безопасного поведения, развивать интерес к движениям, смелость, решительность, равновесие.
• Ходьба по снежным валам. Задачи: учить сохранять равновесие, развивать координацию движений, повышать двигательную активность.
• Кто точнее? Задачи: упражнять детей в метании в вертикальную цель правой и левой рукой, развивать подвижность суставов.
• Перебрось снежок. Задачи: учить правильно выполнять метание снежка, учить соблюдать правила безопасности.
• Артикуляционная гимнастика «Горка». Задачи: формирование речевого дыхания, совершенствование звуковой культуре речи.
• Подвижная игра «Догони свою пару» Задачи: учить детей действовать согласованно, быстро реагировать на сигналы ведущего, развивать внимание.
• Подвижная туркменская народная игра «Прыжки через ров».
• Задачи: Познакомить с правилами игры. Учить выполнять прыжки на двух ногах через линию. Развивать мышцы ног, координацию движений, воспитывать уверенность в себе.
• Башкирская нар игра «Липкие пеньки
• Подвижная игра в помещении «Керлинг». Цель: развитие духа соперничества, ловкости, глазомера. Оборудование: стаканчики из-под йогурта, веера.
• Подвижная игра «Поменяй флажки». Цель: упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.
• Подвижная игра «Виды зимнего спорта». Задачи: Упражнять детей в беге, развивать внимание, согласовывать свои действия с сигналом, развивать воображение, творческие способности.
• Физкультминутка. «Хоккей»
На коньки встаем быстрей,
Очень любим мы хоккей, (показать одевание коньков)
Чтоб начать в него играть,
Клюшку надо в руки взять. (показать клюшку в правой руке)
Шайбу этой клюшкой бьём,
Влево, вправо подаём, (движение рукой влево, вправо)
Шайба быстро полетела
И в ворота залетела! (резкий рывок рукой и крикнуть «Ура»)
Мы играем все что надо,
Впереди нас ждет награда, (показать руками «класс»)
В Олимпиаде участие принять,
И чемпионский кубок взять! (подпрыгнуть, руки вверх)
• Пальчиковая гимнастика «Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться, (поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны).
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис — теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет — футболист,
В хоккей играет — хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист. (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца).
• Физкультминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
• Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (разводят ладони в стороны, указывают на себя)
В снежки играть, на лыжах бегать (имитируем движения по тексту)
На коньках по льду кататься (крепко прижимаем пальцы друг к другу, имитируем движения ногами, как на коньках)
Вниз с горы на санках мчаться (волнообразные движения ладонями вверх – вниз перед собой)
• Пальчиковая гимнастика «Зимние виды спорта»
Раз, два, три, четыре, пять, (соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших)
К нам зима пришла опять. (указательный и средний пальцы «шагают» по столу)
Любим забавы холодной поры: (сжимать – разжимать пальцы в кулаки)
Весело мчимся с высокой горы,
Ходим на лыжах, на санках летим
И в белоснежных коньках мы скользим,
Лепим все дружно снеговика. (загибаем пальцы обеих рук, начиная с больших.)
Не уходила б зима никогда! (хлопают в ладоши).
• Упражнение на лыжах «Правильно падай и вставай». Описание: дети идут по лыжне друг за другом, по сигналу взрослого «падают» на снег (техника группировки) вправо или влево и быстро встают.
Самостоятельная двигательная активность.
Задачи: учить использовать в двигательной активности разнообразные спортивные атрибуты, способствовать формированию навыков правильного выполнения основных движений, поощрять инициативу, способствовать закаливанию детского организма.
• Кто дальше проедет с горки.
• Игра в хоккей.
• Катание на санках.
• Упражнение на развитие мелкой моторики с цветными нитками «Олимпийские кольца».
Труд:
• Уборка снега на участке. Задачи: учить правильно пользоваться детской лопаткой для уборки снега, воспитывать желание помогать взрослым.
• Сбор снега для построек. Задачи: поддерживать желание детей трудиться на общую пользу, учить радоваться результатам труда.
• Расчистка и украшение дорожек. Задачи: учить правильно пользоваться лопаткой, украшать дорожки цветными льдинками.
• Постройка вала для перелезания. Задачи: учить выполнять различные постройки из снега, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
• Уборка в спортивном уголке группы. Задачи: формировать осознанное отношение детей к порядку, учить самостоятельно поддерживать порядок в развивающих зонах группы.
• Помощь в расстановке и уборке спортивного оборудования. Задачи: поощрять трудовую инициативу.
Дидактические игры:
• «Было – будет». Задачи: учить правильно употреблять глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием.
• «Из каких фигур состоит предмет?» Задачи: учить зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур
• «Кому что нужно?» Задачи: актуализировать и дополнять представления детей о спортивном инвентаре, учить правильно называть и рассказывать о назначении.
• «Медали». Задачи: Учить детей устанавливать соотношения между пятью объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины, знакомить с отношениями элементов в ряду, обозначать эти отношения словами.
• «Так бывает или нет?» Задачи: Формировать у детей умение замечать непоследовательность в суждениях, передавать их суть, развивать логическое мышление, связную речь.
• «И я». Задачи: Развивать логическое мышление, вербальное и невербальное воображение, чувство юмора.
• «Столько – сколько» Задачи: упражнять в количественном счете предметов, учить выполнять определенное количество действий.
• «Назови ласково». Задачи: Учить подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к предложенным словам, пояснять кому могут принадлежать названные предметы. (клюшка, санки и др.)
• «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Задачи: Учить детей согласовывать слова в словосочетаниях, ориентируясь на их родовую принадлежность, правильно конструировать вопросы и ответы.
Индивидуальная работа по развитию речи.
«Кто я?» Задачи: Учить детей составлять загадки, в основе которых лежит перечисление действий, характерных для загадочного объекта.
«Произнеси слово» Задачи: Учить детей вслушиваться в слова, их звучание, понимать смысл незнакомых слов.
«Кто что делает». Задачи: пополнять словарный запас детей, учить называть словами действия, учить вслушиваться в звучание слов, понимать их значение.
Скажи со словом спортивный, олимпийский. Задачи: тренировать в согласовании существительного с прилагательным. (Спортивный костюм, спортивное достижение, олимпийский флаг, олимпийская медаль, олимпийские игры и др.)
Чтение художественной литературы:
• А. Барто «Зарядка»
• Т. Дидина «Каток»
• Л. Квитко «Лыжники»
• О. Чусовитина «Будущий хоккеист»
• Н. Суровой «На сноуборде», «С мамой на катке», «Аист делает зарядку»
• Е. Инкона: «Прыжки с трамплина», «Биатлон», «Хоккей», «Санный спорт - скелетон»
• Загадки: о зимнем спорте, о спортивных принадлежностях, о зимних видах спорта, о спортсменах.
Наблюдения и эксперименты:
Эксперимент «Как быстро согреть руки на улице?»
Цель: выяснить, каким способом можно быстро согреть руки на улице.
Оборудование, материалы: часы, сухие меховые детские рукавицы.
Гипотеза: руки быстро можно согреть, если будешь бегать.
Ход:
На прогулке, дети сообщали нам, если у них замерзали руки. Мы им предлагали: бегать, прыгать, заняться трудом (почистить дорожку от снега, делать гимнастику для рук или переодеть рукавицы (сухие меховые рукавицы).
Примечание: руки у детей замерзали не сильно, как только начинали чувствовать холод – сообщали нам.
Результат:
- дети, которые начинали больше двигаться: бегать, прыгать, начали заниматься трудом, почувствовали, что руки согрелись через 5 минут;
- дети, которые делали гимнастику для рук, согрели руки через 10 минут;
- дети, которые переодели рукавицы (надели сухие и более теплые рукавицы, согрели руки через 12 мин.
Вывод: гипотеза подтвердилась полностью.
Эксперимент. «Изготовление цветных льдинок». Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.
Наблюдение за свойствами снега. Задачи: учить детей выявлять зависимость между различными свойствами снега (когда снег влажный – он лепится).
Наблюдение за луной и звездами. Задачи: продолжать знакомить детей с телами неживой природы, учить видеть красоту вечернего неба.
Наблюдение «Следы на дорожках». Задачи: учить определять принадлежность следов, называть направление движения животных, птиц и людей, называть их характерные признаки, развивать наблюдательность, логическое мышление.
Сюжетно-ролевые игры:
«Едем на автобусе на стадион» Задачи: обогащать личный опыт детей, расширять представление об окружающей действительности.
«Строим стадион» Задачи: учить детей строить сюжет игры вокруг работы по воссозданию постройки из конструктора, учить согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
«Заселяемся в гостиницу». Задачи: формировать умение объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствие с игровым замыслом.
Тренировка. Задачи: учить детей объединяться в группы, обсуждать сюжет предстоящей игры.
Самостоятельная деятельность детей :
• Прослушивание песен: «Закаляйся», «Трус не играет в хоккей», «Я буду чемпионом».
• Раскрашивание символов зимних олимпийских игр в Пекине. Цель: развитие творческих способностей детей, закрепить умение раскрашивать картинки цветными карандашами, не выходить за контур рисунка, формирование умения регулировать нажим.
• Настольно-печатные игры «Пазлы», «Собери картинку». Задачи: тренировка детей в составлении картинки из отдельных частей по образцу или по памяти, комментируя свои действия.
• Настольно-печатная игра «Спортивное лото». Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, усидчивости, терпения.
• Сюжетная игра «Травмопункт». Задачи: учить использовать в игре свой личный опыт, подбирать атрибуты игры и предметы-заместители.
• Сюжетная игра «Касса. Продажа билетов на спортивные соревнования». Задачи: воспитывать культуру поведения, активизировать диалогическую речь.
• Сюжетная игра «Магазин. Спорттовары», «Русские сувениры» Задачи: учить разыгрывать знакомый сюжет, вызывать у детей положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками.
Непосредственно образовательная деятельность.
Математика. (И. А. Помораева)
Развитие речи. (В. В. Гербова)
Ознакомление с окружающим миром. (О. В. Дыбина)
Лепка. Медаль с оттиском. Цель: продолжать упражнять детей в
Аппликация «Шапка для лыжника» Цель: формирование умения детей выполнять аппликацию из салфеток, закрепление аппликативных умений и навыков, систематизация знаний о зимних видах спорта.
Конструирование: «Стадион» (строительный материал) Цель: расширение представлений детей об особенностях строительства стадиона, его конструкциях и его функциональном назначении.
Рисование. «Талисман Пекинской Олимпиады - Панда Бин Дуньдунь». Цель: развитие тонких движений руки, доступными средствами выразительности: цветом (черный) и формой (круг) – учить детей изображать объект.
Музыка (по плану музыкального руководителя).
Физкультура (по плану инструктора по физкультуре).
Работа с родителями:
• Совместный с детьми домашний просмотр мультфильмов: «Шайбу, шайбу», «Матч - реванш», «Ну, погоди!», «Чемпион», «Верное средство», «Маша и медведь», Приходи на каток», «Вовка – тренер».
• Консультация для родителей «Безопасность в мороз». Задачи: формировать у взрослых представление о правилах безопасного поведения на улице в морозное время.
• Рекомендации для родителей «Маршрут выходного дня. Совместный отдых родителей и детей. Катание на лыжах».
• Фотовыставка «Мы катаемся на лыжах».
• Мастер-класс «Как правильно ходить на лыжах» (провела мама Мотовой Ани, Мотова Г. А.)
3 этап – заключительный.
Оформление фотовыставки «Мы катаемся на лыжах». Рассматривание фотографий и рассказы детей.
Использованная литература:
1. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке // Дошкольное воспитание. 1996. №2.
2. Алексеева Н. Н., Нагибина И. П., «Тематический словарь в картинках.
Спорт. Зимние виды» - М. : Школьная пресса, 2010 г.
3. Воспитание детей в средней группе детского сада / Сост. Г. М. Лямина. М, 1982.
4. Вохринцева С. В. «Физическое развитие детей. Дидактический материал.
Зимние виды спорта» - Страна Фантазий, 2012 г.
5. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М, 2007.
6. И. И. Кучма «Олимпийские игры в детском саду», ИТД «Корифей», 2011г.
7. Осокина Т. А., Тимофеева Е. А. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1981.
Приложение.
Рекомендации для родителей
«Маршрут выходного дня.
Совместный отдых с родителей и детей. Катание на лыжах».
Цель: Привлекать родителей и детей к отдыху на природе. Продолжать
приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни, развивать желание
и умение проводить отдых с пользой, весело, энергично. Воспитывать
дружеские отношения между детьми, родителям, воспитателями.
Задачи:
1. Обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней
прогулке.
2. Доставить детям удовольствие от взаимодействия с родителями.
3. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха.
4. Развивать желание активно проводить совместные досуги.
5. Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость.
6. Формировать навыки безопасного поведения при катании на лыжах.
Собираемся на прогулку:
• определить маршрут прогулки,
• рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений,
катания с горы, игр в лесу.
• создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки,
сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите песенку, чтобы идти
было весело;
• пусть малыш вместе с Вами участвует в сборах.
Возьмите с собой:
-перекус;
-фотоаппарат;
-корм для птиц, белок;
Начиная прогулку с ребенком, поговорите о своем отличном
настроении, о хорошей погоде. По ходу прогулки любуйтесь природой.
Рассматривая природу (деревья, кусты) обращайте внимание на ствол, ветки, голубое небо, яркое солнце. Объясните ребенку, что лес дает чистый и свежий воздух, спасает летом от зноя, дает грибы и ягоды, зимой - это отличное место для катания на лыжах и санках, снегокатах, «ватрушках», для лепки снеговика, и т. д.
Уходя домой, поблагодарите природу за гостеприимство, радость, испытанную от прогулки. Дома предложите ребенку нарисовать
свои впечатления. Приятного Вам отдыха! А фотографию с прогулки обязательно принесите в детский сад!