Светлана Василевская
Проект для детей подготовительной группы «Этот загадочный космос».
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
недостаточное внимание к российскому празднику – День космонавтики; поверхностные знания детей о космосе и первом человеке, полетевшем в космос.
Актуальность проекта:
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
(К. Циолковский)
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Этот загадочный космос“,» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Цель проекта:
формирование у детей 6-7 лет представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми; развитие кругозора детей; воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей.
Задачи проекта:
1. Продолжать расширять представление детей о космосе, космическом пространстве.
2. Дать детям представление о Вселенной, уточнить представления о планетах, созвездиях, Солнце.
3. Дать детям знания об освоении космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле, о первом летчике-космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Тип проекта:
информационный, исследовательский, познавательно-речевой, творческий.
Вид проекта:
краткосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта:
2 недели.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатель.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей знаний о празднике День космонавтики, его истории, традициях.
2. Знакомство с людьми, покорявшими космос, узнавание их на фотографиях.
3. Расширение представлений детей о космосе и космическом пространстве.
4. Расширение словарного запаса детей, его активизация.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный.
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, картинок.
4. Подбор технических средств обучения (мультфильм «Тайна третьей планеты»).
5. Создание мультимедийных презентаций («Этот загадочный космос», «12 апреля – День космонавтики»).
6. Оснащение развивающей среды:
- Книжный уголок: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», П. О. Клушанцев «О чем рассказал», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», А. Леонов «Я выхожу в космос», Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине».
- Уголок речевого развития: серии демонстрационных картин, портреты К. Циолковского, С. Королева, Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова; дидактическая игра «Назови и опиши».
- Уголок познания: дидактические игры («Солнечная система», «Подбери созвездие»); счетный материал «Звезды», «Ракеты»; дидактические игры «Найди недостающую ракету» и «Куда летят ракеты?».
- Уголок изо: книжки-раскраски на тему «Космос».
- Спортивный уголок: комплекс утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта.
II этап – основной.
1. НОД.
- Физическое развитие: проведение физкультурных эстафет, утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта. Беседа «Кого берут в космонавты?» (формирование у детей представлений о необходимости заботиться о своем здоровье с детства; уточнение физических качеств, необходимых будущим космонавтам; воспитание желания совершенствовать свои физические качества). Подвижные игры: «Не опоздай на ракету», «Школа космонавтов», «Ракетодром».
- Речевое развитие: Чтение отрывков из книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», произведений В. Бороздина «Первый в космосе», А. Митяева «День космонавтики», В. Кащенко «Созвездие драконов», отрывков из книги П. О. Клушанцева «О чем рассказал телескоп». Заучивание наизусть стихотворения Я. Акима «Есть одна планета-сад». Беседа «Космос» (обобщение и систематизация знаний детей, расширение представлений о профессии космонавта, развитие речи, воображения). Отгадывание загадок на космическую тематику. Рассматривание картины А. К. Соколова «На луне», беседа по картине. Рассказывание по картине «Космонавты».
- Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры («Найди одинаковые космические корабли», «Кто быстрее соберет звездочки», «Найди дорогу на Землю по плану»). Сюжетно-ролевые игры («Космонавты», «Путешествие в космос»).
- Познавательное развитие: Беседы «Что такое космос?», «Солнце – источник жизни на Земле», «Солнечная система». Рассказы воспитателя на темы: «Наш дом во Вселенной», «Семья планет», «История космонавтики», «Небесный зоопарк» (о созвездиях, «Покорение космоса». Просмотр презентаций «Этот загадочный космос», «12 апреля – день космонавтики».
- Художественно-эстетическое развитие: Слушание музыки (Б. Шоль «Космическая симфония», рисование мелом на темном листе «В открытом космосе», лепка «Космическая ракета», конструирование из напольного строителя на тему «Космодром», конструирование из бумаги «Ракета» (оригами, объемная аппликация на тему «Лети, ракета, к звездам!», раскрашивание картинок о космосе, рисование на песке «Инопланетянин».
2. Совместная деятельность детей и взрослых в ходе режимных моментов.
- Утренняя гимнастика.
- Подвижные игры в зале на тему «Подготовка будущих космонавтов».
- Ситуативные беседы, беседы-рассуждения.
- Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий по теме проекта.
- Чтение стихов, рассказов, энциклопедической информации.
- Игровая деятельность: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры по теме проекта.
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
III этап – заключительный.
- Выставка детских рисунков «В открытом космосе», выставка детских работ по лепке «Космическая ракета» и по аппликации «Лети, ракета, к звездам!». Проведение викторины «Что вы знаете о космосе?» и спортивных эстафет на тему «Большое космическое путешествие».
- Подведение итогов по реализации проекта.
Выводы: Участие в проекте позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дошкольники заинтересовались темой «День космонавтики»; совместно с воспитателем участвовали в проектной деятельности, демонстрируя чувство гордости за своих соотечественников – первооткрывателей космоса.
Используемая литература:
1. Т. А. Шорыгина «Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли».
2. Е. А. Паникова «Беседы о космосе».
3. Л. Бурмистрова, В. Мороз «Расскажите детям о космосе».
4. Э. Емельянова «Расскажите детям о космонавтике».
5. Л. Б. Дерягина «Дошкольникам о Российских покорителях космоса».
6. Интернет-ресурсы.
Приложение.
Комплекс утренней гимнастики «Полет на Луну».
1. Ходьба в колонне по одному. Ходьба с высоким подниманием колена, врассыпную, змейкой, приставным боковым шагом. Обычный бег, бег змейкой, приставным галопом. Ходьба, построение в 3 колонны.
2. Общеразвивающие упражнения.
- «Проверим ремни». И. п. – стоя на коленях, руки на поясе. 1-2 - руки в стороны назад, сед на пятки, 3-4 – и. п. (10 раз)
- «Подышим поглубже». И. п. – сед с прямыми ногами, руки на колени. 1-2 – руки в стороны назад, туловище слегка назад, 3-4 – и. п. (10 раз)
- «Посмотрим в иллюминатор». И. п. – сед ноги врозь, руки вперед. 1,3 – поворот туловища вправо (влево, руки вправо (влево, 2,4 – и. п. (10 раз)
- «Состояние невесомости». И. п. – лежа на животе, руки в стороны. 1,2 – приподнять голову, ноги, руки, 3,4 – и. п. (8 раз)
- «Пытаемся сесть в кресло». И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – сед с прямыми ногами, руки внизу, 3-4 – и. п. (8 раз)
- «Радость прибытия». И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1-4 – прыжки на месте на двух ногах, 5-8 – ходьба на месте. (8 раз)
- «Дышим воздухом родной планеты». Упражнение на дыхание.
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять – (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Пальчиковая гимнастика.
1. Луноход.
Посмотрите, луноход (ставят на стол подушечки пальцев обеих
По Луне легко идет. рук, переносят на руки часть веса)
Он шагает очень важно, («шагают» попеременно правой и левой
В нем сидит герой отважный. рукой)
2. Комета.
В космосе сквозь толщу лет (сжимают-разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект. (наклоняют вправо-влево поднятые кулаки)
Хвост его – полоска света, (к кулаку присоед. раскрыт. пальцы др. руки)
А зовут объект «комета». (сжимают-разжимают пальцы рук)
Загадки о космосе.
1. В космосе всегда мороз, лета не бывает.
Космонавт, проверив трос, что-то надевает.
Та одежда припасет и тепло, и кислород. (Скафандр)
2. В космосе с хвостом летаю,
Пыль Вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
3. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу – серпом. (Луна)
4. Ночью посмотри в оконце –
В небе высоко
Зажигаемся, как солнца,
Очень далеко. (Звезды)