Слюняева Елена Николаевна
Долгосрочный проект по волонтерству «Добрые сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Добрые сердца»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни окружен себе подобными. Уже с первых дней жизни ребенок включен во взаимодействие, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности.
Публикация «Долгосрочный проект по волонтерству „Добрые сердца“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов – направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально – личностного развития.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети – волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми.
Волонтёр (фр. volontaire – доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении – стремлении делать добро.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Несмотря на то, что технология «Дети – волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» – одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка – дошкольника.
1. Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:
ответственности;
милосердия;
самостоятельности;
умение общаться с разными социальными группами людей;
личностный позитивизм.
Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.
Цель: Создание в детском саду волонтерского движения, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленной на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи:
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Проект включает разделы : работу с детьми, родителями и педагогами.
Задачи (в работе с родителями) :
Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
Задачи (в работе с педагогами) :
Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах волонтёрского движения в ДОУ.
Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.
Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2022– 2024 учебных годов.
Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Вид проекта : практико – ориентированный, творческий, информационно – просветительский.
Срок реализации: долгосрочный (с сентября 2022года по май 2023 года)
Участники проекта :дети, педагоги, родители МБДОУ
Реализация проекта «», рассчитана на 2календарных года, предполагается возможность претворения проекта в жизнь неоднократно. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Ожидаемые результаты
Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Создание условий:
Методические условия
разработка методических рекомендаций для педагогов по организации работы с дошкольниками по волонтерскому движению;
повышение уровня психолого – педагогической подготовки педагогов;
обобщение и распространение педагогического опыта по волонтерскому движению.
Материально- технические ресурсы проекта
наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера, материалы для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап — подготовительный, планово-прогностический
(сентябрь 2022г.)
2 этап — практический, основной
(октябрь 2022– май 2023г.)
3 этап – итоговый (май 2023г.)
1 этап 2этап 3 этап
определение цели и задач проекта;
планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;
предварительная работа по сбору информации;
анкетирование родителей;
изучение литературы,
Разработка плана мероприятий по реализации проекта (приложение
чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи 2 анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ; на основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий;
Возможности дальнейшего развития проекта :
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.
Список литературы:
1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч. -практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
2. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
3. Микляева В. Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2013г.
4. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.
Приложение 1
Анкетирование родителей
«Помощь не просят, ее предлагают»
Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
Да
Нет
1. Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в ДОУ?
Положительно
Отрицательно
1. В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?
___
1. Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?
___
___
1. Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?
___
1. Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
Нужно
Не нужно
1. Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
___
1. Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
Да
Нет
1. Ваши предложения по этому направлению
___
Приложение 2
План работы волонтерского отряда «Добрые сердца»
(старшая группа)