Елена мельникова
Проект «Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Система духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством являются приоритетными и на этапе дошкольного детства.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте.
Публикация «Проект „Дорогою добра: волонтерское движение в детском саду“» размещена в разделах
Актуальность организации волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей и детей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствовать позитивной социализации дошкольника через активную деятельность.
Волонтерство в дошкольной организации способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Учитывая возраст воспитанников дошкольной образовательной организации и психологические особенности детей дошкольного возраста – приоритетным направлением волонтё рской деятельности в дошкольной образовательной организации является:
– информирование воспитанников ДОУ и семей дошкольников о ценностях здорового образа жизни (ЗОЖ);
– создание условий по овладению элементарными нормами ЗОЖ (правилами в питании, двигательном режиме, закаливании);
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; – воспитание потребности в полезных привычках.
И как результат работы— распространение информации среди населения через различные формы: выступление детской агитбригады; распространение просветительской литературы по различным вопросам здоровье сбережения, пропаганда здорового образа жизни, привлечение к участию в различных благотворительных акциях.
Волонтерское движение в детском саду невозможно без тесного взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Совместная деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Удовлетворить одну из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям и детям возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.
Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени родителей совместно с детьми, педагогами в группах и на территории детского сада.
Волонтерская деятельность позволит создать атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Нормативной правовой базой проекта, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира, в том числе и в России. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы – не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Нельзя научить ребенка быть социально активным, не участвуя самим волонтерской деятельности.
Проблема, которую мы выбираем для решения совместно с родителями и детьми, анализируется по следующим параметрам:
- важность для всех участников педагогического коллектива;
- актуальность для определенной группы задач, решение которых запланировано на 2018 год.
- возможность ее реализации силами участников волонтерского движения ДОО.
Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в развитие образовательного процесса ДОО, оказать позитивное влияние на детей при выборе ими жизненной позиции и ценностей, сделать жизнь вокруг себя ярче, безопаснее и удобнее.
Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.
1. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития.
2. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
3. В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Цель проекта : создать в МБДОУ ЦРР – "Детский сад №217" волонтерское движение "Дорогою добра" объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях дошкольной организации.
Основная задача – это внедрение волонтерского движения в дошкольной организации, что включает в себя:
- свободное объединение родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением;
- создание возможности родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
Задачи:
1. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов и родителей воспитанников детского сада.
2. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
3. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей – «содружество воспитывающих взрослых» для дальнейшей совместной деятельности.
4. Разработать методические материалы по результатам волонтерского движения в дошкольной образовательной организации и распространить опыт работы.
Вид проекта : образовательный, творческий, информационно-просветительский, индивидуально-развивающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: педагоги ДОО, родители воспитанников, дети старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие
Этапы реализации проекта :
1. Первый этап (подготовительный)
- включает в себя подбор информации, по теме проекта;
- планирование, оповещение родителей;
- постановка цели, задач, разработка планов, предварительная работа с родителями, детьми;
- создание развивающей предметно-развивающей среды в группах и на территории ДОО;
2. Второй этап (основной)
- реализация проекта "Аллея добра"
3. Третий этап (заключительный)
- обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат:
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
Практическая значимость проекта :
Внедрение волонтерского движения в дошкольной организации на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением приведет к формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта будет осознанно создано и принято единое образовательное пространство "семья – детский сад – социум".
Успешно работающая система волонтерского движения в МБДОУ ЦРР - "Детский сад №217" обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников и позволит:
- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
- организовать самостоятельную деятельность детей;
- разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОО.
Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
МБДОУ ЦРР - "Детский сад №217" – социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия "помощь" и "быть нужным" являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.
Этапы реализации проекта :
1. Первый этап (подготовительный)
Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности.
На начальном этапе организации волонтерского движения в детском саду был проведен анализ отношения педагогов и родителей к волонтерской деятельности, изучен опыт работы волонтерских отрядов городов России, анкетирование родителей (См. Приложение 1).
В апреле 2018 учебного года был проведё н опрос родителей в количестве: 161 человека, из них:
педагогов – 13 человек
родителей – 158 человека.
Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:
40% опрошенных не владеют информацией о деятельности волонтерских отрядов в нашем регионе;
95% положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в дошкольной организации.
В добровольческом движении согласились принимать участие 83% всех опрошенных.
Анализ ответов показал, что родители и педагоги неоднозначно относятся к волонтерской деятельности.
Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ время препровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:
• работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);
• работа с педагогами;
• работа с семьёй.
2. Второй этап (основной)
Мероприятия волонтерского движения в детском саду
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) :
• Дать детям представление о волонтерской деятельности в городе, в детском саду через беседы, чтение художественной литературы (См. Приложение 2);
• Изготовить с детьми поделки к различным праздникам;
• "Дом для птиц" – учить детей бережно относиться к природе;
• "Разукрасим наш участок" – воспитание трудолюбия;
• Организовать и провести концерт в детском саду к Дню пожилого человека;
• Привлечь детей старшего возраста к организации досуга с детьми младшей группы, к помощи сбору на прогулку.
С педагогами:
• Организация тематических концертов (День пожилого человека, 9 мая, День матери и т. д.);
• Благоустройство участков, и территории улицы Партизанская, 84, на которой расположен ДОО;
С родителями:
• Развивающая предметно-пространственная среда в холлах дошкольной организации и на территории МБДОУ.
• Пропаганда среди родителей воспитанников через организацию социальных акций "Принеси саженец", "Птичья столовая".
• Уборка листвы на участке группы и территории ДОО;
• "Своими руками" – изготовление с детьми поделок к различным праздникам для пожилых людей;
• организация и проведение концертов для ветеранов в детском саду;
• сбор вещей для малообеспеченных семей;
• Участие в акциях "Посади свое дерево", "Птичья столовая", участие в проекте "Дорогою добра".
Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям; повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.