Татьяна Матреницкая
Проект «Дошкольникам о войне. Эхо военных лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 160 города Тюмени
Проект :
«Эхо военных лет».
Выполнила:
Воспитатель высшей категории
Матреницкая Т. М.
2022 г.
«Дети и война – нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете»
А. Твардовский.
Актуальность:
Публикация «Проект „Дошкольникам о войне, Эхо военных лет“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Важнейшей нравственной ценностью человека является чувство патриотизма. В настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям: как род, родство, Родина. Любовь к Родине формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к родным людям, к тому месту, где родился, где прошли детские годы, к своей малой родине. Воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Патриотическое чувство возникает как результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании и воспитании настоящего мужчины. Образ воина-это ключевой символ мужественности, поэтому необходимо осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. С каждым днём все больше утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме военных, о победе, как можно раньше, но как помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, современное поколение страдает дефицитом знаний о Великой Отечественной войне, но самое страшное – большинство, из них, не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды.
Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов у фабричного станка, у плуга на пашне. Именно за их светлое, свободное будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села, осваивать целину и космос, выжить и не сломиться, не ожесточиться, стать достойными людьми; горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Привить человеку лучшие нравственные качества можно на примере старших поколений, на уважении к прошлому своего народа.
Цель проекта : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, расширение знаний о ВОВ.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ;
2. Формировать нравственно-патриотические качества;
3. Способствовать проявлению у детей интереса к истории своей страны;
4. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам; расширять представления о городах России, о главном городе – о Москве, родном городе Тюмени; знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн, обогащать словарный запас.
Формы и методы патриотического воспитания выбираются и изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников.
Формы реализации проекта с детьми :
НОД: «Города-герои», «Что мы Родиной зовем?», «Мой край родной», «Письмо с фронта»;
виртуальные экскурсии: «Тюмень с высоты птичьего полета», «Достопримечательности Тюмени»;
беседы: «Я люблю тебя, Россия», «Наша армия», «Почему война называется Отечественной?», «День Победы»;
изо-творчество: «Вечный огонь», «Моя семья»;
мини-музеи: «Народные промыслы», «Русская изба»;
игры-путешествия «Путешествие по родному городу», «Путешествие по России»;
чтение художественной литературы: В. Н. Семенцова «Лист фикуса», Н. Ходза «Дорога жизни»;
заучивание стихов о ВОВ и участие в конкурсах чтецов Т. Белозеров «День Победы», Н. Иванова «Что за праздник?», А. Усачев «Что такое День Победы?», О. Маслова «Пусть будет мир»;
слушание музыкальных произведений: «Журавли», В. Алкина «Прощание славянки», «Катюша» М. Блантера;
просмотр презентаций: «Города-герои», «Наша Родина», «Наш щит, наша защита», «День Победы»;
организация встречи с ветеранами в детском саду –апрель 2019 г. ;
проведение мероприятий на базе детского сада «День защитника Отечества», «Этот День Победы».
Работа с родителями:
-рекомендации и консультации:
посещение музейного комплекса им. И. Я. Словцова, краеведческого музея «Городская Дума» (выставка, посвященная ВОВ);
участие в международной акции «СадПамяти» (высаживаются деревца на своей территории);
традиционное украшение окон дома, у бабушки, дедушки к празднику ВОВ;
посещение Площади памяти и возложение цветов;
организация мини-мероприятий, чаепитие с ветераном (бабушки, дедушки, соседи, знакомые);
создание семейного фотоальбома «Альбом семьи Зыряновых», «Родословное древо семьи Быковых»;
подарок своими руками «Открытка для бабушки», «Цветы для ветерана»;
-мастер –класс «Подарок для бабушки и дедушки»;
-папки-передвижки;
-буклеты «Как рассказать ребенку о войне?», «Как воспитать патриотические чувства?», «Почему война называется Великой Отечественной?».
-мини-беседы в форме «Вопрос-ответ»
Этапы реализации:
I Подготовительный (информационно – накопительный, организационный)
изучение худ. и методической литературы по данной теме;
разработка содержания проекта : Что ты знаешь? Что хотел бы знать? Где, из каких источников мы можем узнать?
подбор и создание дидактических пособий;
диагностика начальная ( Автор: М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
II Основной:
Разработка плана с использованием календарно-тематического плана;
Чтение художественных произведений:
С. Алексеев «От Москвы до Берлина», К. Паустовский «Похождение жука носорога», стихи и рассказы о Великой отечественной войне «Победа будет за нами»;
слушание музыкальных произведений о войне : «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача;
НОД с детьми на темы:
«Дети и война», «Детям о войне», «День Победы», «Подвиги детей – героев войны»; «Праздник. День Победы»;
Показ презентаций на темы: «Дети герои», «Герои ВОВ», «Города -герои», «Мы гордимся».
Дидактические игры: «Добрые слова», «Наша Родина», «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Благородные поступки», «Вежливые слова».
III Результативный
Оформление выставки: «Спасибо за победу!» (военная форма, фотовыставка).
Проведение мероприятий «Мы защитники Отечества», «Конкурс чтецов «Войну видали лишь в кино», «День Победы».
В результате реализации проекта :
1. Расширяются знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Формируются нравственно-патриотические качества;
3. Формируется уважительное отношение к старшему поколению, к участникам войны, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам;
4. Появляется интерес к истории своей страны;
5. Расширяются представления о городах России, о главном городе – о Москве; формируются знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн).
Решение проблемы патриотического воспитания дошкольников состоит в совместной работе ДОУ и семьи, направленной на привитие любви к Родине, на хорошем знании традиций, истории своей страны и семьи.
https://cloud.mail.ru/public/jLFB/h1hNRX9zc - ссылка на ФОТО
Список используемой литературы:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТС Сфера, 2006. 192 с.
2. Киласьева, Е. А. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через взаимодействие трех поколений. / Е. А. Киласьева // Ребенок в современном мире: Материалы III Международной конференции (29 мая 2013 г.) : Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., проф. И. А. Рудакова. – М. : Издательство «Спутник», 3013. - С 160-164.
3. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.
4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
5. Интернет источники.