Залина Мухарбековна Бесолова
Проект «Дождевые черви»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Дождевые черви»
Подготовил:
Вос-ль Бесолова З. М.
МБДОУ №83
г. Владикавказ
Длительность проекта : 2 недели (05.04 – 16.04.2021г.)
Тип проекта : Познавательно-исследовательский
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители.
Объект исследования: дождевые черви.
Публикация «Проект „Дождевые черви“» размещена в разделах
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Дождь, дождик, тучи
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Не достаточно сформированы представления о дождевых червях и их значении для природы и человека.
Гипотеза: мы предположили, что черви рыхлят землю и
поэтому она становится плодородной. В этом и состоит
польза дождевых червей.
Актуальность проекта :
Как-то раз мы вышли с детьми на прогулку после
дождя. Ребята заметили, что на поверхности земли
и дорожках появилось много червей. Кто-то из
ребят начал их собирать в ладошку, кто-то с визгом
избегал встречи с ними, кто-то брезгливо
морщился, разглядывая червяков. Ребята стали
задавать вопросы:
1. почему так много червяков
появилось после дождя?
2. Зачем они вообще
нужны?
3. Они полезные, или вредные?
Мы решили
вместе разобраться с этими и другими вопросами,
возникшими в ходе наших исследований.
Цели:
Расширить представления о дождевых червях и их значении для природы и экологии в целом. Уметь устанавливать связь между состоянием живых существ и средой обитания.
Задачи:
1. Провести наблюдения за дождевыми червями на участке детского сада.
2. Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособлении к жизни под землей, его роли в создании плодородной почвы. Установить почему во время дождя черви выходят на поверхность.
3. С помощью экспериментов и наблюдений ответить на возникшие вопросы детей.
4. Формировать бережное отношение к дождевым червякам.
Ожидаемые результаты:
Расширить знания о животном мире.
Знание особенностей строения дождевого червя, способы его передвижения и питания;
Знание о роли дождевого червя в формировании почвы;
Повышение интереса к миру природы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный:
- разработка плана реализации проекта.
- постановка целей и задач;
- подбор информационного и наглядного материала
- подбор художественной и познавательной литературы
- составить вопросы: что мы знаем, что мы хотим узнать и с помощью чего мы это узнаем о дождевых червяках.
- чтение литературных произведений о червях (письмо дождевого червя).
-привлечь родителей к созданию лэпбука о дождевом черве.
2. Основной:
- образовательная, исследовательская деятельность с детьми
- экспериментальная деятельность
- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.
наблюдение за червями на участке детского сада.
3. Заключительный:
- подведение итогов реализации проекта
- оформление выставки рисунков «Дождевые червяки».
- презентация проекта.
Реализация проекта.
На прогулке мы сделали отверстие в земле и заполнили его водой. Стали наблюдать как оттуда вылезают черви. Под водой червякам нечем дышать! Во
время дождя норки червей тоже заливает водой, и они
выползают на поверхность, чтобы дышать.
Мы для себя составили список вопросов, что бы мы хотели узнать о червях?
1 Есть ли у червяка живот?
2 Есть ли у него голова, глаза, уши?
3 Слышит ли он?
4 Распознает запахи?
5 Почему называется «дождевой»?
6 Почему коричневого цвета?
7 Как зимуют?
8 Какую приносят пользу?
9. Есть ли у червя враги?
Чтобы понять, есть ли
у червяка живот, мы
попробовали перевернуть
червяка. Он тут же
Перевернулся обратно.
Проделав это несколько раз,
мы сделали вывод, что у
червяка есть и живот
(он более светлее) и спина. И
«лежать на спине» ему
не очень-то понравилось.
* Как понять, есть ли у червяка голова? Чтобы это узнать, мы предположили, что червь должен ползать головой вперед. Наблюдения подтвердили, что червь всегда ползет одним концом вперед, а значит, там и находится его голова.
* Следующий вопрос, который нас заинтересовал, касался зрения червяка. Внешне мы ничего не увидели на «голове» у червя. Из литературы мы узнали, что глаз у дождевого червя нет, потому что большую часть своей жизни он проводит под землей, где нет света. Поэтому глаза ему и не нужны.
* Для того чтобы понять слышит ли дождевой червь на прогулке дети сильно захлопали в ладошки, но реакции не было. Мы положили червя на скамейку и начали стучать по ней. Червь начал реагировать и извиваться. вывод: червь не слышит, но чувствует вибрацию и колебания поверхности.
*«Почему червяки коричневого цвета?» Коричневый цвет – это цвет земли, в которой обитают червяки, что позволяет им оставаться незаметными даже на поверхности.
*Чтобы проверить, может ли дождевой червь распознавать запахи, мы положили на пути его движения чеснок. Червь пополз в другую сторону, видимо, запах чеснока ему «не понравился», а значит, запахи он может чувствовать.
*Из Энциклопедий и статей из Интернета, мы узнали, что с наступлением холодов черви уползают глубоко под землю, где в норках у них есть запас опавших листьев, которыми они питаются.
*Когда червяк роет землю, он её рыхлит и пускает в нее кислород. А когда он кушает сгнившие растения под землёй, он их пропускает через себя и выводит их наружу, тем самым удобряет почву.
*Наибольшую опасность для червей представляют : кроты, крысы землеройки, лягушки, жабы. Чаще всего черви погибают во время пахоты (птицы любят их выбирать с поверхности земли) а также во время дождей по утрам когда они не успевают спрятаться.
По окончанию наблюдения и изучения дождевого червя я предложила детям его нарисовать и раскрасить. Так же мы прошли лабиринты.
Вывод:
Мы много интересного узнали о дождевых червях. Наблюдая за ними, проделывая опыты, изучая литературу, мы пришли к выводу, что черви играют важную роль в природе.
Литература для чтения:
1. Павлова Н. «Большое чудо».
2. Загадки о дождевых червях.
3. Письмо дождевого червя.
4. Мизина Т. «Сказка про червяков».
5. Богодист Ю. «Мне попался дождевой червяк под ноги»
6. Кропотин А. «Немного о дождевых червях»
7. Шарыгина «Дождевой червяк»
8. Д/И «Мой червячок самый лучший»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!