янжима намсараева
Проект «Дружба в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка»
Творческий проект по формированию основ толерантности у дошкольников
Автор: Намсараева Янжима
Цыренжаповна, воспитатель-хореограф
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание проекта
3. Этапы реализации проекта
4. Ожидаемые результаты
5. Смета расходов
6. Риски и пути их устранения
7. Перспективы развития проекта
8. Используемая литература
Публикация «Проект „Дружба в движении“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
1. Пояснительная записка
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начало доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым. В связи с изменениями среды обитания людей возникла необходимость выведения мышления молодого поколения человечества на новый уровень. Такие качества как толерантность, способность понимания, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире должны способствовать формированию каждой личности [1, с. 23]. Значительная роль в этом процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования, в деятельности которых реализуются идеи гуманизации и жизнетворчества воспитанников. Особую категорию воспитанников таких учреждений составляют дошкольники, активно осваивающие популярные программы раннего эстетического развития, среди которых, пожалуй, наибольшую востребованность составляют программы освоения танцевального искусства [2, с. 30]. Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. За последние десять лет исследованиям по проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. В своих работах зарубежные и отечественные ученые сформировали и раскрыли представление о толерантности. Среди них: П. Кинг, Дж. Милль, А. Тейлор, а также А. Г. Асмолов, М. Поташник, Г. У. Солдатова. Ученые сошлись во мнении, что в понятии слова толерантность лежит в первую очередь уважение прав человека, показана забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть, отстаиваются его свобода, принципы и достоинства.
В нашем детском саду, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным, и познакомить детей культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что:
• Остро обозначается сегодня проблема в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
• Танцевальное искусство закладывает то духовное зерно, которое возрождает интерес к жизни в каждом человеке, вот поэтому элементы народной хореографии, изучаемые в учреждениях дополнительного образования, воспитывают этническую толерантность в детях дошкольного возраста.
Исторически так сложилось, что Агинский бурятский округ – огромный многонациональный округ, издавна заселенный представителями разных национальностей: это русские, украинцы, армяне, белорусы, чуваши, башкиры, таджики, китайцы, буряты, дети смешанных браков, которые впитывали культуру нескольких народов и др. Основывая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Дружба в движении»
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, хореограф.
Сроки реализации проекта : январь- март 2019г.
2. Содержание проекта
Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителей через хореографическое искусство.
Задачи проекта :
-Создать условия в группе для формирования толерантности у детей, педагогов, родителей.
- Познакомить детей с историей танца и движениями русского, бурятского народа, с национальными узорами, национальной одеждой.
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности.
-Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского и бурятского народа.
Новизна проекта : Создание условий для успешного вхождения в жизнь детского сада детей разных национальностей с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование и воспитание при полном уважении его культурной самобытности;
3. Этапы реализации проекта :
Содержание работы
1. Подготовительный этап
-Диагностика хореографических способностей детей по методике Элеоноры Павловны Костиной январь
-Анкетирование родителей: «Понимаю, принимаю, осмысливаю», разработка плана работы с участниками проекта, социальными партнерами. Февраль
Решение вопросов материально-технического характера:
- приобретение видеоматериалов по темам, методической литературы, приобретение народных костюмов, наглядного материала о быте бурятского и русского народа, их традициях.
-составление и утверждение сметы расходов.
2. Основной этап
-Информационный стенд:
«Права и обязанности родителей»
-Беседа с детьми:
-Знакомство детей с праздником бурятского народа Сагаалган.
-«Табан нгын хадаг»
-«12 жэл»
- «Как встречали Масленицу»
-«Знакомство русской народной одеждой» Февраль
Оформление альбома:
«Любимое блюдо моей семьи»
Экскурсия в краеведческий музей «Давайте познакомимся»
4. Игровая деятельность:
«Народные игры моей семьи»
«Шагай наадан», «Шагай шрэхэ», «Мори урилдаан», «Алтан наш!», «Малгай нюусан»,
«Золотые ворота», «Бирюльки», «Казаки-разбойники», «Заря-зарница», «Кто быстрее на метле»
Дидактические игры:
«Подбери начинки для блинов»,
«Почини самовар»,
«Собери картинку», «Угадай по описанию», «Подбери похожий орнамент», «Расставь утварь в юрте и в избе»
Встреча с бабушкой Цындымой «Бурят хубсаhан» Февраль
Изготовление макета русской избы, бурятской юрты для мини-музея в группе.
Ответственные родители Дондупов Д. О. Лаврентьев С. В
НОД: Конструирование из бумаги: «Кукла Масленица», ИЗО: «Тарелочка для блинов», «Бурятский орнамент», аппликация «Бурятская юрта», лепка «Табан хушуун мал», лепка из теста «Бууза»
-Выпуск книжки-раскладушки рецептов: «Мамины блины»
Музыка. Разучивание песни «Ах, блины…», Январь-март Муз. рук
Танцевальный кружок. Разучивание танца «Ярмарка», бурятский приветственный танец.
Выпуск ЛЭПБУКа: «Сагаан hараар», «Встречаем Масленицу»
Конкурс рисунков родителей с детьми «Добрым, жить на свете веселее» Выпуск стенгазеты «Здравствуй широкая Масленица»
Заключительный этап Образовательное событие «Приходите в гости к нам!» 4. Ожидаемые результаты:
1. Реализация данного проекта предполагает изменение отношения родительского сообщества к ДОУ, осознание родителями ценности совместной деятельности с детьми и педагогами в новых видах деятельности.
2. У детей формируется доброжелательное отзывчивое, дружественное отношение к представителям других национальностей;
3. Уважительное отношение к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.
4. У родителей повысится уровень компетентности в вопросах толерантного отношения к представителям других национальностей, как одного из компонентов формирования дружественного, доброжелательного отношений между детьми разных национальностей.
5. В детском саду пополнятся база демонстрационным, дидактическим и наглядным материалом.
6. У педагогов повышается уровень компетентности в вопросах этнической толерантности.
5. Смета расходов:
Пошив костюма русского народного костюма:
10 девочек х 2000рублей=20.000 рублей
10 мальчиков х1000 рублей=10.000 рублей.
Приобретение канцелярских материалов =1000 рублей.
Итого:31.000 рублей
6. Риски и пути их устранения
1 риски Психологическая неготовность родителей к реализации проекта
1 Пути преодоления Информационно-просветительская работа; индивидуальные беседы с родителями
2. риски Отсутствие финансирования для реализации проекта
2. Пути преодоления Привлечение социальных партнеров.
3 риски Высокая нагрузка на воспитателя группы
3. Совместная работа с подменным воспитателем, музыкальным руководителем, с родителями
7. Перспективы развития проекта
Реализация данного проекта возможно в ДОУ любого вида. Данный проект оказывает влияние на формирование уважительного отношения ребенка к представителям других национальностей, через привлечения внимания общественности к вопросам толерантности.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности / А. Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию – М., 2000.. –230с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 272с.
3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб. : «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256с.
4. Карпенко В. Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании: учебно-методическое пособие / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко. – Белгород, БГИИК, 2014. – 144с. 5. Сценическая хореография как феномен художественной культуры.
5. «Конвенция о правах ребенка» 1989г.