Ольга Петрухина
Проект «Дымковская деревня»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дымковская деревня»
Подготовительная группа
Проект выполнила : Петрухина Ольга Ивановна.
Воспитатель МДОУ «Детский сад №103»
г. Нижний Новгород
Ленинский район
2017 г
ПРОЕКТ " Дымковская деревня "
Публикация «Проект „Дымковская деревня“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : познавательно-творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проектной деятельности : долгосрочный (октябрь-май)
Проблема: У детей слабо развит познавательный интерес к истории народных игрушек, о русском народном декоративно – прикладном искусстве.
Областью нашего проекта является методика изобразительной деятельности. Объект исследования: развитие изобразительных умений, творчества и инициативы у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития творческих способностей и изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста при росписи дымковской игрушки.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникативно-личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Проблема: утрата интереса детей и их родителей к русскому народному творчеству (сказки, народные игры, игрушки).
Актуальность
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Развитие гармоничной творческой личности, сложно представить без участие искусства. Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей красе, любить свой край и беречь родную природу (изделия из природного материала что дала матушка природа). Приобщение, к народному творчеству. Учить детей быть добрее, отзывчивей.
Цель
Развитие эстетического видения и чувствования окружающего мира через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства. Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русскому народному творчеству, в частности, к дымковским игрушкам.
Задачи:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
2. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
3. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
4. Сформировать знания детей о декоративно- прикладном искусстве «Дымковская роспись».
5. Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
6. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
7. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности, родителей, педагога в ходе реализации проекта.
Планируемые результаты:
На уровне педагога: создание предметно-развивающей среды в группе, оформление выставки дымковских игрушек.
На уровне детей: повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности. Обогащение словарного запаса детей.
На уровне родителей: повышение интереса к народно-прикладному искусству. Развитие интереса к совместному с детьми творчеству. Помощь в оформлении выставки, в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
Приложение
Приложение №1
Конспекты к образовательной деятельности:
Конспект образовательной деятельности №1
«Знакомство с дымковской игрушкой – Дымковские узоры»
П/ с: Познакомить детей с русской народной дымковской игрушкой. Расширить представление о народном промысле, дать детям представление, что эти игрушки, изготовлены из глины, этапы изготовления.
Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умение узнавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, прямые и волнистые линии).
Воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Материал: Листы бумаги, гуашевые краски, кисти.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дымковская игрушка», просмотр презентации «История дымковской игрушки», Д/и «Собери целое», Чтение стихов про дымковскую игрушку.
Ход: В Дымкове, за Вятскою рекою,
Драгоценный продолжая труд.
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут
Наше национальное русское декоративное искусство с древних времен славится своими традициями. Люди придумали лепить эти игрушки давным -давно. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они разные и веселые. Это барышни и свистульки, лошадки, индюки. Это ослепительно- белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками, завоевывают наши сердца до сих пор. Технология изготовления игрушек, этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область). Эти игрушки лепили из глины, обжигали в печи. Белили, только потоп расписывали. У каждого Элемента есть свое название – это круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки, горошины, кольца, полоски.
Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синмй, зеленый.
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Вот, мы и познакомились с дымковской игрушкой. Понравились они вам? Посмотрите у нас на столе краски и кисти зачем они?
Совершенно верно! Мы сейчас с вами станем мастерами по росписи дымковской игрушки. Прошу вас занять свои рабочие места, и начнем рисовать дымковские элементы.
Давайте назовем элементы росписи, которые вам знакомы.
Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии. Круг-символ солнца, каравай хлеба, точка- звезды, волнистая линия-вода, прямая линия-дорога.
-Ну мои мастера, немножечко устали. Теперь немножечко отдохнем.
Физкультминутка:
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивание плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские
(небольшие приседания)
У нас руки крендельком
(показ рук вперед, на пояс)
Щечки будто яблочки
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(стойка прямо)
Весь народ на ярмарке
(поклон)
Ребята, с какими игрушками мы сегодня познакомились? (Дымковской)
Из чего лепят эти игрушки (глины)
Ребята мы с вами тоже сегодня побывали, настоящими мастерами росписи дымковской игрушки.
Давайте посмотрим какие красивые получились у нас узоры. В следующий раз мы с вами продолжим знакомиться с дымковской игрушкой.
Приложение №2
Конспект занятия «Роспись дымковской лошадки»
Цель: Организовать совместную деятельность с целью знакомства с традициями росписи дымковской игрушки. Создать условия для рисования дымковской игрушки-лошадки.
Продолжать формировать знания о характерных особенностях дымковской игрушки.
Воспитывать уважение к народным мастерам дымковской игрушки.
Оборудования: Альбомный лист с силуэтами лошадки, гуашевые краски, кисти.
Предварительная работа: Рассматривание папки передвижки, изготовление леп – бука «История народной игрушки», Д/и «Собери правильно»
Ход: Звучит музыка «Ярмарка». –Ребята послушайте какая веселая музыка! Как вы думаете о чем это она говорит.
-Совершено верно о веселой задорной ярмарке. Я хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей).
Правильно! На ярмарке! На ярмарку народ созывали – ярмарочные созывали. Ярмарка –это большой базар, проходили ярмарки по большим праздникам.
Ну и мы веселиться начнем! Всех нас ярмарка зовет.
Издавна на ярмарке работали мастера, они показывали всем свои умения как они расписывают свои работы.
-Я вам сейчас загадку загадаю. Как вы думаете про она.
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (конь)
Правильно, это про лошадку. А что вы видите на своих столах? Силуэты наших лошадок, какую игрушку нам напрминает? Это дымковские лошадки.
Ну-ка, за работу чудо мастера!
С чего мы, с вами будем расписывать наших лошадок. Начинаем расписывать постепенно. Давая возможность высохнуть каждому цвету.
Сначала прописываем гриву, хвост. После этого наносим узоры. Вспомним название дымковских узоров (круги, полоски, точки). У вас должна получиться своя дымковская игрушка. Ну что наши мастера немного устали, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружиться шар земной
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Все станцуют с нами вместе
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас
Все ногами топают
Все в ладоши хлопают.
Вам понравилось быть дымковскими мастерами.
-Ребята посмотрите, какие у вас получились лошадки. У каждой свой красивый, неповторимый узор. Какие они яркие и народные.