МААМ-картинки

Проект «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми»

Марина Соловьёва
Проект «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми»

1. Тема работы: «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми»

- Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой привели к тому, что проблема стала одной из самых актуальных проблем современности.

Публикация «Проект „Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми“» размещена в разделах

2. - На современном этапе развития нашего общества происходит отчуждение детей от природы. Современные дети, особенно жители городов, редко общаются с природой. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. И поэтому так важно уже в этот период формировать у детей основы бережного отношения к природе.

- Актуальным становится поиск комплекса условий: содержания, средств, методов экологического образования, обеспечивающих преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятие экологических проблем как гуманных, и в конечном итоге обеспечивающих развитие экологической культуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой, так и во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

В начале учебного года нами было проведено диагностическое обследование. Мониторинг включал в себя задания на выявление уровней сформированности бережного отношения к природе :

3. На слайде показаны результаты обследования:

- общие представления о природе нашего края : высокий уровень-16%, средний-40%, низкий-44%.

- отношение к природе : высокий уровень-20%, средний-40%, низкий-40%.

-практическая деятельность : высокий уровень-12%, средний-36%, низкий-52%.

Результаты мониторинга показали преобладание среднего и низкого уровней сформированности отношения к природе. У детей имеются общие представления о природе, о некоторых правилах поведения в природе, но недостаточно представлений о природе нашего края и недостаточно развита познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.

Выход из создавшегося положения мы нашли в разработке проектной деятельности по формированию бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми.

4. Мы считаем, что метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению нашей проблемы.

5. Исходя из проблемы детей обозначилась цель проекта :

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития при формировании бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта.

6. Поставлены задачи:

- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей

- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе нашего края, познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность.

- Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе.

7. этапы работы:

На 1 этапе работы была предварительная работа с детьми и родителями, анкетирование родителей, создание условий для продуктивной деятельности, составление календарно-тематического планирования.

На 2 этапе работы реализовывали основные виды деятельности по направлениям проекта, процесс поисковой деятельности, сбор и накопление материала.

На 3 этапе работы обобщение результатов проекта в самой различной форме, анализ, закрепление полученных представлений, формулировка выводов, презентация проекта, открытое мероприятие.

8. Основные направления деятельности проекта. Проект реализуется в 3 блоках:

- непосредственно- образовательная деятельность

- совместная деятельность со взрослыми

- самостоятельная деятельность детей

Первый блок содержал НОД, сюда входили познавательно-речевые, комплексные, практическая деятельность, включающая элементы познавательной, игровой, трудовой, поисково-исследовательской деятельности, моделирования. Цикл этих занятий позволил подвести детей к тому, что природу нужно охранять, заботиться ухаживать за ней.

9. На НОД ОО «Познание» по теме «Через добрые дела можно стать юным экологом», мы ввели экологический стенд «Панорама добрых дел», В стенде мы отмечали все хорошие, добрые, трудовые дела по отношению к природе и живым объектам. Дети получали похвальные очки, которые сами вклеивали в свой лучик с фотографией. Например, в практической продуктивной деятельности моделировали «Оживи дерево», как помочь сухому и «несчастному» дереву. Дети предлагали разные способы, для оживления дерева: полить, взрыхлить землю вокруг, обрезать сухие ветки, замазать ранки, поговорить с деревом. В результате практической деятельности детей дерево стало «счастливым».

10. Проводили интересные опыты: «Как понять что растению плохо», «Сколько воды нужно растениям». Дети сначала внимательно осматривали растение. находили признаки нездорового их состояния, делали выводы о недостатке каких-либо условий, находили способ оздоровления. Выяснили, что вода - очень ценный продукт, что без воды растение погибнет, но и излишек воды губителен для растений, прежде чем поливать растение надо проверять землю.

11. Проводили исследовательскую деятельность : «Какие условия нужны для роста луковиц» : рассмотрели луковицы, сравнили, уточнили условия для роста, наклеили на баночки цветовые кружки, обозначающие различные условия для прорастания. Поставили луковицы в разные места: А-свет, тепло, вода; Б-свет, холод, вода; В-тепло, вода, темнота; Г-свет, тепло, без воды. Дети наблюдали за луковицами и делали зарисовки в «Дневнике наблюдений»

12. Тесно сотрудничали с эколого-биологической станцией: Цикл наблюдений за живыми объектами в природе. На первой экскурсии мы наблюдали за животными: особенности внешнего строения, поведение животных, их повадки, как приспособились к условиям жизни.

13. На второй экскурсии мы наблюдали за птицами: условия жизни птиц нашей местности, роль человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в мини-зоопарках.

14. На следующей экскурсии мы наблюдали за рыбками: особенности внешнего строения, как дышат, как передвигаются, как рыбы отдыхают и спят. Цикл экскурсий в эколого-биологической станции, помог детям расширить представления о животных нашего края, о взаимосвязи живых организмов и человека, о бережном и заботливом отношении сотрудников к животным.

Совместная деятельность со взрослыми включала в себя разные формы организации детей.

15. Мы целенаправленно развивали у детей самостоятельные навыки труда через «огород на окне» : посадили с детьми лук, петрушку, укроп, перцы, баклажаны, помидоры. Дети наблюдали за огородом, замечали изменения и зарисовывали увиденное в дневник наблюдений.

16. Проводили игры-экспериментирования: «Что такое воздух», «Волшебница вода», «Удивительное свойство воды». Дети расширяли представления о воде, воздухе в жизни человека и других обитателей природы, развивали познавательно-исследовательскую активность в процессе экспериментальной деятельности. 17. Организовывали экскурсии в библиотеку, где каждый месяц проходили мероприятия разные темы: «Уроки тетушки Совы», «Лесные путешественники», «Ребятам о зверятах», «Про больших и маленьких». На каждой экскурсии дети узнавали что-то новое: о природе нашего края, о животных и растениях нашей местности, узнали о назначении Красной книги, о правилах поведения в природе.

18. Организовывали совместно с родителями игротеку на тему «Стань другом природы» :

- активно включала в игротеку каждого ребенка

- детям предлагала самостоятельный выбор «ролевых карточек» :

«ведущего» - хорошо знать правила игры, уметь правильно задавать вопросы, следить за выполнением правил игры.

«партнера» - четко знать правила игры, уметь договориться друг с другом.

«ученика» - не допускать ошибок, играть до конца, выслушивать друг друга до конца, не перебивая.

«учителя» - знать правила игры и уметь объяснить их, обучить новой игре, уметь правильно задавать вопросы, следить за выполнением правил игры.

- дети учились самостоятельно выбирать оценочные фишки: инициативность (сам захотел, включился в игру); процесс игры (не допустил ни одной ошибки, в игру доиграл до конца); умение взаимодействовать друг с другом (справился с выбранной ролью, выслушивали друг друга до конца, не перебивая).

- включали «игротеку напрокат» с родителями, с другими детьми из другой группы.

- «домашняя мастерская» - совместное изготовление детьми и родителями игр и атрибутов к ним.

19. В самостоятельной деятельности мы использовали все виды детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками: создали соответствующую предметно-развивающую среду, где, дети, общаясь со сверстниками, играли в творческие игры, дидактические игры, подвижные игры на тему о природе. Делали зарисовки о природе, для книжек-самоделок. Вели дневники наблюдений за объектами в природе, устраивали творческие мастерские по изготовлению продуктов детского творчества.

20. Система работы по теме дала динамику развития детей подготовительной группы:

- общие представления о природе : детей высокого уровня увеличилось до 68%, среднего -32%, низкого нет

- отношение к природе стало более осознанно и эмоционально в оценке своего поведения: высокий уровень -72%, средний -28%, низкого нет

- умения и навыки в практической деятельности детей высокого уровня увеличились до 78%, среднего до 22%, низкого нет.

Выпускники 2014 года хорошо подготовлены в школу: высокий уровень – 76%, средний уровень – 24%, низкого нет.

Данный опыт утвержден на педагогическом совете детского сада и предложен для распространения на семинаре-практикуме воспитателям.

21. Цель проекта была достигнута, ожидаемый результат подтвердился:

- обогащение представлений дошкольников о природе нашего края

- освоение детьми основополагающих форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений

- развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений

- повышение уровня экологической культуры у родителей воспитанников.

22. Созданы продукты проекта :

- Дневники наблюдений: за природой, за «огородом на окне», за прорастанием луковиц, за домашними питомцами.

- Панно: «Животные нашего края», «Растения и цветы», «Животные и их детеныши», «Птицы».

- Альбомы, книжки-самоделки: «Природа нашего края», «Мое любимое животное», «Домашний питомец», «Кто живет в аквариуме».

- Игры-макеты: «Скотный двор», «Птичий дом», «Лес и его обитатели», «Домик в деревне».

- Дидактические игры: «Правила в природе», «Знаки природы», «Четвертый лишний», «Природа и дети».

- Посвящение в «Юные экологи».

23. Мы считаем, что такой подход в работе с детьми очень важен и нужен, так как уже в дошкольном возрасте необходимо начинать закладывать первые основы природоиспользования, включать детей в доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать у них экологически правильное поведение в окружающем мире.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию «Птицы — наши друзья» Проект «Птицы – наши друзья». Актуальность. Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском.

Экологическое воспитание дошкольников Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она была всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми»
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 18:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД