Папки-передвижки

Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»

Косарева Ирина
Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (с детьми подготовительной логопедической группы)

Краткосрочный (продолжительность – один месяц)

реализуемый с детьми подготовительной логопедической группы

практико-ориентированный

Публикация «Проект „Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целеполагание. Старший дошкольный возраст это период, когда у детей возникает внутренняя регуляция поведения: ребенок хочет сам определять собственную деятельность, он начинает сам осознавать свои возможности и способности. Он с большим удовольствием общается и сотрудничает со взрослыми и сверстниками. Но это еще и время, когда ребенок созрел для того, чтобы принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Если мы поможем ему стать ответственным, сформируем это важнейшее нравственно-волевое качество, то, тем самым, мы создадим залог успешности ребенка не только в различных видах деятельности, в школьном обучении,но и в дальнейшей жизни вообще.

Цель проекта : создание условий для формирования ответственности у старших дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

развивать представления о содержательной и социальной значимости норм, принятых в обществе;

выработать личное отношение к нормам, принятым обществом;

развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение;

формировать самооценку ответственности

создавать условия для формирования ответственного поведения :

• за собственное здоровье, безопасность и жизнь;

• за действия, связанные с благополучием близких;

• за выполнение постоянных обязанностей в семье, за собственные вещи, игрушки;

• за данное слово и принятое решение;

• за собственные успехи и неудачи

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Осознание участниками проекта важности данной проблемы

Расширение у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности

Овладение практическими навыками проявления ответственного поведения

Осознанное применение накопленного опыта (проявление ответственного поведения) в собственной деятельности

Участники проекта :

Воспитатели, родители, дети подготовительной логопедической группы

Разработка проекта :

Подобрана методическая литература, необходимая при выполнении проекта :

• Котарко В. К. «Развитие волевого поведения у дошкольников», К., 1971г.

• Ковальчук Я. М «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», М., 1985г.

•. Буре. Р. С «Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах» под ред. М., 1987г

• Вазина К. Я. «Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности», М., 1967г.

• Борцова М. В. «Ответственность и факторы, определяющие ее развитие»

• Борцова М. В. «Стартовые характеристики, лежащие в основе формирования ответственности у детей дошкольной группы»

• Цыркун Н. А «Развитие воли у дошкольников», Мн., 1991г

Подобрана художественная литература, в соответствии с требованиями программы, для старшего дошкольного возраста :

• Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению»,»Морозко»

• Сказки Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка»

• Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка»

• К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»

• Н. Носов «Огурцы»,»Карасик», «Приключения Незнайки»

• А. Гайдар «Чук и Гек»

• В. Дмитриева «Малыш и Жучка»

• Л. Толстой «Косточка»

• А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»

• В. Осеева «Просто старушка»

• А. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Честное слово»

Подобран иллюстративный материал по формированию ответственности за собственное здоровье, безопасность и жизнь

Подобран материал для работы с родителями:

• Белкин А. С. «Знаете ли вы своего ребенка?». – М. : Знание, 1986г.

• Буре. Р. С «Учите детей трудиться»., М., 1987 г

• Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников», М., 1987г.

• Материалы интернет-сайтов

Разработан перспективный план по реализации проекта

План реализации проекта

Коммуникативно-личностное развитие:

НОД: «Что такое «обязанность»

Беседа на тему: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?»

НОД: «Ответственность - значит быть в ответе

• Беседа-практикум «Я хочу! Я могу! Я – должен!»

• Беседа-практикум «Нарочно» и «Случайно»

• Беседа-практикум с решением проблемных ситуаций на умение анализировать поведение людей

• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Путешествие»

Игры с правилами: «Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Маски», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону», «Как с тобой разговаривают»

• Драматизация произведений Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Осеевой «Просто старушка»

Психоэтюды: «Мои четвероногие друзья», «Обида», «Прошу прощения», «Давай помиримся», «Заступник»

• Оптимизация работы дежурных по столовой, уголку природы, по подготовке к НОД

Речевое развитие:

Рассказывание русских народных сказок: «Лиса и Заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко»

• Чтение сказок Ш. Перро «Золушка»; Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Снежная королева»

• НОД по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале русских народных сказок и сказок Ш. Перро и Г. Х. Андерсена

Чтение произведений :

• А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»;В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»;Л. Толстой «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке»

• Стихотворений А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»

• НОД по ознакомлению с нравственно-волевыми качествами на материале произведений Н. Носова и В. Пантелеева

Физическое развитие:

• Спортивные командные игры-эстафеты

Взаимодействие с родителями:

Проведение анкетирования родителей на тему: «Что такое ответственность

Консультации для родителей: «Формирование нравственно-волевых качеств у старших дошкольников», «Как воспитать трудолюбие», «Этапы формирования ответственности», «Роль семьи в формировании ответственности»

Круглый стол: «Формируем ответственность»

Презентация проекта :

o НОД по коммуникативно-личностному развитию «Мы за многое в ответе»;

o Создание мультимедийной презентации проекта для демонстрации на педсовете

Показатель успешности проекта

Проект, на мой взгляд, имеет неоспоримое значение в смысле актуальности и важности его темы. Успешность проекта я вижу в том, что в ходе его реализации, у детей сформировалось четкое представление о значимости ответственности, выработалось личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. В ходе работы над проектом, дети имели практическую возможность анализировать поступки героев прочитанных произведений, своих товарищей, собственное поведение. Начата очень важная работа по формированию самооценки ответственности : за собственное здоровье и безопасность; за выполнение, пусть маленьких, но постоянных обязанностей в семье, в детском саду; за данное тобой слово; за принятое решение.

Еще одним показателем успешности проекта считаю то, что удалось вовлечь в реализацию проекта родителей и сформировать их компетентность в вопросах формирования ответственности. Родители получили конкретные знания о том, как проводить работу по формированию ответственности в их детях в семье. Неоценимое значение имело общение родителей на заседании «круглого стола», предшествующее этому – анкетирование, обмен опытом, индивидуальные консультации. Думаю, что совместная деятельность воспитателя, детей и родителей в рамках этого проекта является очень эффективным средством сплочения и сотрудничества семьи и детского сада.

Хочется верить, что мои подготовишки придут в школу не только с багажом знаний, необходимых для постижения школьных наук, но и с практическими навыками проявления ответственного поведения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Какая машина» Цель: Формирование у детей предматематических представлений, умение сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака.

Занятие по рисованию в средней группе «Веселый ежик» Занятие по ИЗО (рисование) проведенное в средней группе. «Веселый ежик» Задачи: Закрепить умение рисовать ежа. Учить передавать настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:54
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Косарева Ирина (УИ 240760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД