Получи документы

Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»

Косарева Ирина
Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (с детьми подготовительной логопедической группы)

Краткосрочный (продолжительность – один месяц)

реализуемый с детьми подготовительной логопедической группы

практико-ориентированный

Публикация «Проект „Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целеполагание. Старший дошкольный возраст это период, когда у детей возникает внутренняя регуляция поведения: ребенок хочет сам определять собственную деятельность, он начинает сам осознавать свои возможности и способности. Он с большим удовольствием общается и сотрудничает со взрослыми и сверстниками. Но это еще и время, когда ребенок созрел для того, чтобы принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Если мы поможем ему стать ответственным, сформируем это важнейшее нравственно-волевое качество, то, тем самым, мы создадим залог успешности ребенка не только в различных видах деятельности, в школьном обучении,но и в дальнейшей жизни вообще.

Цель проекта : создание условий для формирования ответственности у старших дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

развивать представления о содержательной и социальной значимости норм, принятых в обществе;

выработать личное отношение к нормам, принятым обществом;

развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение;

формировать самооценку ответственности

создавать условия для формирования ответственного поведения :

• за собственное здоровье, безопасность и жизнь;

• за действия, связанные с благополучием близких;

• за выполнение постоянных обязанностей в семье, за собственные вещи, игрушки;

• за данное слово и принятое решение;

• за собственные успехи и неудачи

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Осознание участниками проекта важности данной проблемы

Расширение у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности

Овладение практическими навыками проявления ответственного поведения

Осознанное применение накопленного опыта (проявление ответственного поведения) в собственной деятельности

Участники проекта :

Воспитатели, родители, дети подготовительной логопедической группы

Разработка проекта :

Подобрана методическая литература, необходимая при выполнении проекта :

• Котарко В. К. «Развитие волевого поведения у дошкольников», К., 1971г.

• Ковальчук Я. М «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», М., 1985г.

•. Буре. Р. С «Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах» под ред. М., 1987г

• Вазина К. Я. «Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности», М., 1967г.

• Борцова М. В. «Ответственность и факторы, определяющие ее развитие»

• Борцова М. В. «Стартовые характеристики, лежащие в основе формирования ответственности у детей дошкольной группы»

• Цыркун Н. А «Развитие воли у дошкольников», Мн., 1991г

Подобрана художественная литература, в соответствии с требованиями программы, для старшего дошкольного возраста :

• Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению»,»Морозко»

• Сказки Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка»

• Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка»

• К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»

• Н. Носов «Огурцы»,»Карасик», «Приключения Незнайки»

• А. Гайдар «Чук и Гек»

• В. Дмитриева «Малыш и Жучка»

• Л. Толстой «Косточка»

• А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»

• В. Осеева «Просто старушка»

• А. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Честное слово»

Подобран иллюстративный материал по формированию ответственности за собственное здоровье, безопасность и жизнь

Подобран материал для работы с родителями:

• Белкин А. С. «Знаете ли вы своего ребенка?». – М. : Знание, 1986г.

• Буре. Р. С «Учите детей трудиться»., М., 1987 г

• Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников», М., 1987г.

• Материалы интернет-сайтов

Разработан перспективный план по реализации проекта

План реализации проекта

Коммуникативно-личностное развитие:

НОД: «Что такое «обязанность»

Беседа на тему: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?»

НОД: «Ответственность - значит быть в ответе

• Беседа-практикум «Я хочу! Я могу! Я – должен!»

• Беседа-практикум «Нарочно» и «Случайно»

• Беседа-практикум с решением проблемных ситуаций на умение анализировать поведение людей

• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Путешествие»

Игры с правилами: «Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Маски», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону», «Как с тобой разговаривают»

• Драматизация произведений Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Осеевой «Просто старушка»

Психоэтюды: «Мои четвероногие друзья», «Обида», «Прошу прощения», «Давай помиримся», «Заступник»

• Оптимизация работы дежурных по столовой, уголку природы, по подготовке к НОД

Речевое развитие:

Рассказывание русских народных сказок: «Лиса и Заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко»

• Чтение сказок Ш. Перро «Золушка»; Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Снежная королева»

• НОД по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале русских народных сказок и сказок Ш. Перро и Г. Х. Андерсена

Чтение произведений :

• А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»;В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»;Л. Толстой «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке»

• Стихотворений А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»

• НОД по ознакомлению с нравственно-волевыми качествами на материале произведений Н. Носова и В. Пантелеева

Физическое развитие:

• Спортивные командные игры-эстафеты

Взаимодействие с родителями:

Проведение анкетирования родителей на тему: «Что такое ответственность

Консультации для родителей: «Формирование нравственно-волевых качеств у старших дошкольников», «Как воспитать трудолюбие», «Этапы формирования ответственности», «Роль семьи в формировании ответственности»

Круглый стол: «Формируем ответственность»

Презентация проекта :

o НОД по коммуникативно-личностному развитию «Мы за многое в ответе»;

o Создание мультимедийной презентации проекта для демонстрации на педсовете

Показатель успешности проекта

Проект, на мой взгляд, имеет неоспоримое значение в смысле актуальности и важности его темы. Успешность проекта я вижу в том, что в ходе его реализации, у детей сформировалось четкое представление о значимости ответственности, выработалось личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. В ходе работы над проектом, дети имели практическую возможность анализировать поступки героев прочитанных произведений, своих товарищей, собственное поведение. Начата очень важная работа по формированию самооценки ответственности : за собственное здоровье и безопасность; за выполнение, пусть маленьких, но постоянных обязанностей в семье, в детском саду; за данное тобой слово; за принятое решение.

Еще одним показателем успешности проекта считаю то, что удалось вовлечь в реализацию проекта родителей и сформировать их компетентность в вопросах формирования ответственности. Родители получили конкретные знания о том, как проводить работу по формированию ответственности в их детях в семье. Неоценимое значение имело общение родителей на заседании «круглого стола», предшествующее этому – анкетирование, обмен опытом, индивидуальные консультации. Думаю, что совместная деятельность воспитателя, детей и родителей в рамках этого проекта является очень эффективным средством сплочения и сотрудничества семьи и детского сада.

Хочется верить, что мои подготовишки придут в школу не только с багажом знаний, необходимых для постижения школьных наук, но и с практическими навыками проявления ответственного поведения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Какая машина» Цель: Формирование у детей предматематических представлений, умение сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака.

Занятие по рисованию в средней группе «Веселый ежик» Занятие по ИЗО (рисование) проведенное в средней группе. «Веселый ежик» Задачи: Закрепить умение рисовать ежа. Учить передавать настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 января 2015 в 21:54
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД