Косарева Ирина
Проект «Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» (с детьми подготовительной логопедической группы)
Краткосрочный (продолжительность – один месяц)
реализуемый с детьми подготовительной логопедической группы
практико-ориентированный
Публикация «Проект „Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Целеполагание. Старший дошкольный возраст это период, когда у детей возникает внутренняя регуляция поведения: ребенок хочет сам определять собственную деятельность, он начинает сам осознавать свои возможности и способности. Он с большим удовольствием общается и сотрудничает со взрослыми и сверстниками. Но это еще и время, когда ребенок созрел для того, чтобы принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Если мы поможем ему стать ответственным, сформируем это важнейшее нравственно-волевое качество, то, тем самым, мы создадим залог успешности ребенка не только в различных видах деятельности, в школьном обучении,но и в дальнейшей жизни вообще.
Цель проекта : создание условий для формирования ответственности у старших дошкольников в процессе воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
развивать представления о содержательной и социальной значимости норм, принятых в обществе;
выработать личное отношение к нормам, принятым обществом;
развивать умение анализировать поступки людей и собственное поведение;
формировать самооценку ответственности
создавать условия для формирования ответственного поведения :
• за собственное здоровье, безопасность и жизнь;
• за действия, связанные с благополучием близких;
• за выполнение постоянных обязанностей в семье, за собственные вещи, игрушки;
• за данное слово и принятое решение;
• за собственные успехи и неудачи
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Осознание участниками проекта важности данной проблемы
Расширение у детей представлений и мотивации выполняемой деятельности
Овладение практическими навыками проявления ответственного поведения
Осознанное применение накопленного опыта (проявление ответственного поведения) в собственной деятельности
Участники проекта :
Воспитатели, родители, дети подготовительной логопедической группы
Разработка проекта :
Подобрана методическая литература, необходимая при выполнении проекта :
• Котарко В. К. «Развитие волевого поведения у дошкольников», К., 1971г.
• Ковальчук Я. М «Индивидуальный подход в воспитании ребенка», М., 1985г.
•. Буре. Р. С «Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах» под ред. М., 1987г
• Вазина К. Я. «Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности», М., 1967г.
• Борцова М. В. «Ответственность и факторы, определяющие ее развитие»
• Борцова М. В. «Стартовые характеристики, лежащие в основе формирования ответственности у детей дошкольной группы»
• Цыркун Н. А «Развитие воли у дошкольников», Мн., 1991г
Подобрана художественная литература, в соответствии с требованиями программы, для старшего дошкольного возраста :
• Русские народные сказки – «Лиса и заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «По щучьему велению»,»Морозко»
• Сказки Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка»
• Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Дюймовочка»
• К. Чуковский «Айболит», «Федорино горе»
• Н. Носов «Огурцы»,»Карасик», «Приключения Незнайки»
• А. Гайдар «Чук и Гек»
• В. Дмитриева «Малыш и Жучка»
• Л. Толстой «Косточка»
• А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»
• В. Осеева «Просто старушка»
• А. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Честное слово»
Подобран иллюстративный материал по формированию ответственности за собственное здоровье, безопасность и жизнь
Подобран материал для работы с родителями:
• Белкин А. С. «Знаете ли вы своего ребенка?». – М. : Знание, 1986г.
• Буре. Р. С «Учите детей трудиться»., М., 1987 г
• Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников», М., 1987г.
• Материалы интернет-сайтов
Разработан перспективный план по реализации проекта
План реализации проекта
Коммуникативно-личностное развитие:
• НОД: «Что такое «обязанность»?»
• Беседа на тему: «Всегда ли вы выполняете свои обязанности?»
• НОД: «Ответственность - значит быть в ответе.»
• Беседа-практикум «Я хочу! Я могу! Я – должен!»
• Беседа-практикум «Нарочно» и «Случайно»
• Беседа-практикум с решением проблемных ситуаций на умение анализировать поведение людей
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Путешествие»
• Игры с правилами: «Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Маски», «Угадай, кто я?», «Подари цветок», «Разговор по телефону», «Как с тобой разговаривают»
• Драматизация произведений Л. Толстого «Косточка», А. Барто «Помощница», Е. Благининой «Посидим в тишине», В. Осеевой «Просто старушка»
• Психоэтюды: «Мои четвероногие друзья», «Обида», «Прошу прощения», «Давай помиримся», «Заступник»
• Оптимизация работы дежурных по столовой, уголку природы, по подготовке к НОД
Речевое развитие:
• Рассказывание русских народных сказок: «Лиса и Заяц», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко»
• Чтение сказок Ш. Перро «Золушка»; Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Снежная королева»
• НОД по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале русских народных сказок и сказок Ш. Перро и Г. Х. Андерсена
• Чтение произведений :
• А. Гайдара «Чук и Гек»; Н. Носова «Карасик»;В. Дмитриевой «Малыш и Жучка»;Л. Толстой «Косточка»; В. Осеевой «Просто старушка»; Л. Пантелеева «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке»
• Стихотворений А. Барто «Помощница», цикл стихов «Младший брат»
• НОД по ознакомлению с нравственно-волевыми качествами на материале произведений Н. Носова и В. Пантелеева
Физическое развитие:
• Спортивные командные игры-эстафеты
Взаимодействие с родителями:
• Проведение анкетирования родителей на тему: «Что такое ответственность?»
• Консультации для родителей: «Формирование нравственно-волевых качеств у старших дошкольников», «Как воспитать трудолюбие», «Этапы формирования ответственности», «Роль семьи в формировании ответственности»
• Круглый стол: «Формируем ответственность»
Презентация проекта :
o НОД по коммуникативно-личностному развитию «Мы за многое в ответе»;
o Создание мультимедийной презентации проекта для демонстрации на педсовете
Показатель успешности проекта
Проект, на мой взгляд, имеет неоспоримое значение в смысле актуальности и важности его темы. Успешность проекта я вижу в том, что в ходе его реализации, у детей сформировалось четкое представление о значимости ответственности, выработалось личное отношение к ответственности как одному из важнейших нравственных качеств человека. В ходе работы над проектом, дети имели практическую возможность анализировать поступки героев прочитанных произведений, своих товарищей, собственное поведение. Начата очень важная работа по формированию самооценки ответственности : за собственное здоровье и безопасность; за выполнение, пусть маленьких, но постоянных обязанностей в семье, в детском саду; за данное тобой слово; за принятое решение.
Еще одним показателем успешности проекта считаю то, что удалось вовлечь в реализацию проекта родителей и сформировать их компетентность в вопросах формирования ответственности. Родители получили конкретные знания о том, как проводить работу по формированию ответственности в их детях в семье. Неоценимое значение имело общение родителей на заседании «круглого стола», предшествующее этому – анкетирование, обмен опытом, индивидуальные консультации. Думаю, что совместная деятельность воспитателя, детей и родителей в рамках этого проекта является очень эффективным средством сплочения и сотрудничества семьи и детского сада.
Хочется верить, что мои подготовишки придут в школу не только с багажом знаний, необходимых для постижения школьных наук, но и с практическими навыками проявления ответственного поведения.