Зинаида Федюнина
Проект «Фомирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская работа на тему :
«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».
Авторы проекта : Федюнина Зинаида Анатьльевна.
Продолжительность проекта : 6 месяцев.
Тип проекта : научно-исследовательский.
Участники проекта : воспитанники, воспитатель.
Возраст детей : 3 года.
Публикация «Проект „Фомирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры“» размещена в разделах
Цель: содействовать усвоению знаний и развитию в игре способов познавательной деятельности, интеллектуальных операций представляющих собой основу обучения и воспитания, развитию личности.
Задачи:
• Развивать речевое общение детей в игровой деятельности;
• Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками;
• Развивать познавательную активность детей;
• Способствовать овладению разнообразными действиями с предметами;
• Формировать интеллектуальную активность в игре;
• Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания;
• Использовать различные дидактические игры для опознания окружающего мира;
• Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка;
• Научить играть, самостоятельно проявляя инициативу в игре.
Гипотеза: дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности, независимо от его гендерных способностей.
Творческие проблемы: организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека, учить выполнять правила игры.
Глава 1.
Теоретическое обоснование проблемы.
1. Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Это период, когда и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия для их развития.
Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о значительном снижении (соотнося с нормой) познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного обучения. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивое познавательное отношение к миру.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.
Представим, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Так, продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т. д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
2. Особенности проведения дидактических игр в младшем дошкольном возрасте
Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Степень разработанности. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, А. И. Сорокина, Н. Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф. Н. Блехер, А. С. Ибрагимова, Н. М. Конышева, М. Т. Салихова и др.) Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С. В. Арутюняном, О. С. Газманом, В. М. Григорьевым, О. А. Дьячковой, Ф. И. Фрадкиной, Г. П. Щедровицким и др.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е. И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие игры Е. И. Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций, что представляет особый интерес для нашей работы.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является М. Монтессори. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Ива- ницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бон- даренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Однако, исследований по применению дидактических игр на уроках информатики практически нет. Это определило выбор темы курсовой работы.
Глава 2
Практическая часть
Проектно-исследовательская работа разработана на основе литературы Д. Н. Колдиной и Н. Ф. Губановой. Продолжительность проекта 6 месяцев. В проектной деятельности участвовало 13 детей (6 мальчиков, 7 девочек возраст 3 года). Ведущим методом была дидактическая игра. Всего во время проекта было проведено 10 дидактических игр :
1. «Что изменилось»
2. «Заводные игрушки»
3. «Красно-синие кубики»
4. «Сложи картинку»
5. «Что у меня в мешке»
6. «Накорми животных»
7. «Детеныши домашних животных»
8. «Геометрические формы»
9. «Песочные часы»
10. «Складные кубики»
Условия игр: соблюдать систематичность их проведения.
Ведущие методы: ситуация и дидактическая игра.
Формы:
Игровые приемы:
• Внезапное появление объектов, игрушек
• Выполнение различных игровых действий
• Загадывание загадок, игровой занимательный материал
• Введение элементов соревнования
• Создание игровой ситуации
На организованном этапе была выдвинута гипотеза: «Дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности, независимо от его гендерных способностей».
Диагностика: В качестве диагностической методики была использована методика обследования познавательного развития, действия ребенка в которой предложено 10 заданий:
1. Поймай шарик.
2. Спрячь шарик в 2 коробочки.
3. Разбери и сложи матрешку.
4. Разбери и сложи пирамидку.
5. Найди парные картинки.
6. Поиграй цветными кубиками.
7. Сложи разные картинки.
8. Прокати машинку.
9. Нарисуй домик и дорожку.
10. Построй из палочек (по заданию).
Диагностика знаний детей в области дидактических игр
В начале проектной деятельности были получены следующие результаты:
1. Низкий - 5 детей
2. Средний -7 детей
3. Высокий – 1 ребенок
На завершающем этапе проекта получены следующие результаты:
1. Высокий – 7 детей
2. Средний – 5 детей
3. Низкий – 1 ребенок
Таким образом нашла подтверждение выдвинутая нами гипотеза: «Дидактическая игра является эффективным средством развития познавательной активности детей».
Вывод
Возраст ребенка 3 лет – самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому, важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра – первое, чему нужно научить любого малыша. Дидактические игры помогают закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, составлять целое из 4 частей (разных картинок, складных кубиков, сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало»); тактильных ощущения («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий – тяжелый»); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, шнуровкой)
Литература
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» 1991г.
2. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду» 2009г.
3. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» 1988г.
4. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» 2013г.