Марина Сивакова
Проект «Гербарий»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Гербарий» направлен на изучение природы во всех её проявлениях в летний период времени. Экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта : «Развитие интереса к изучению природы у детей подготовительной группы посредством экологического проекта «Гербарий».
2. Авторы проекта : Сивакова Марина Александровна
Публикация «Проект „Гербарий“» размещена в разделах
3. Участники проекта : дети, родители и воспитатели подготовительной группы.
4. Район, город, представивший проект : Свердловская область, город Асбест
5. Вид проекта : групповой, краткосрочный, исследовательско-творческий.
7. Цель, направление деятельности проекта : исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в летний период времени.
8. Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о растениях, познакомить со сбором, засушкой и оформлением растений;
- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Развивающие:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
9. Краткое содержание проекта :
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;
- систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;
- анализ поведения человека в природе летом;
- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
11. Сроки проведения: август 2022
года.
12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
13. Ожидаемые результаты (продукт проекта) : дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.
Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и РППС.
Этапы проекта
1. Организационно-подготовительный
- формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов проекта;
- наблюдения, беседы о растениях, цветах, деревьях;
- целевые прогулки;
- подбор наглядно-развивающей, методической, художественной литературы.
- подбор иллюстраций, энциклопедий по теме;
- приготовление дидактических, театрализованных игр, упражнений на развитие общей и мелкой моторики;
- привлечение родителей к работе над данной темой;
- беседа с родителями на тему «Как собрать гербарий»;
- оформление стенда для родителей по темам: «Прогулки летом», «Как собирать гербарий», «Расскажите детям о растениях».
2. Основной
- проведение бесед по теме: «Растения в нашем саду», «Что происходит с приходом осени», «Опасные и безопасные растения», «Берегите, природу!», «Как лечат растения»;
- ситуативный разговор: «Что было бы, если бы ты был цветком?», «Что произойдет, если исчезнут все растения»
- познавательно-исследовательская: «Путешествие в лес» (непосредственно образовательная деятельность, «Какие растения есть на территории детского сада», «Как растения растут», «Какие лекарственные растения есть», рассмотреть растение через лупу, целевые прогулки «Яркие пятнышки лета» (наблюдение, рассматривание цветов, «Что общего у всех растений», «Зачем делают гербарий», «История названий цветов»;
- дидактические игры: «Загадай мы отгадаем», «С чьей ветки детки?», «Подбери пару», «Что лишнее?», «Найди часть», «Подбери по цвету», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом», «Узнай по силуэту», «Что изменилось?», «Доскажи словечко»;
- подвижные игры «Найди пару», «1,2,3 к растению беги», «Садовник»;
- чтение художественной литературы: И. Бунин, «Листопад», К. Ушинский, «Спор деревьев», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Е. Серова «Наши цветы», загадки про цветы и растения, Л. Талимонова «Цветочный эльфик», А. Карпов «В стране дремучих трав», А. Онегов «На берегу озера»;
- театрализация: этюд «Цветок», импровизация на тему «В саду»;
- прослушивание П. Чайковского «Вальс цветов», детских песен «Цветик-семицветик», «Лето»;
- заучивание загадок, стихов, песен;
- рассматривание иллюстраций, презентаций, примеров других гербариев, альбомов луговых, садовых, лесных, декоративных, лекарственных, комнатных растений;
- аппликации из сухих и живых листьев на свободную тему;
- рисование: на асфальте «Мой любимый цветок», нетрадиционная техника рисования «Волшебный цветок» (рисование ватными палочками, губками, смешанная техника рисования «Цветы», «Луг» (отпечатывание листьями, рисование красками на сухих листьях;
- сюжетно-ролевая игра: «Цветочный магазин», «Магазин семян», «Аптека».
- сбор растений, беседа о собранном растении;
- подготовка листьев к засушиванию;
- составление гербария.
3. Заключительный
- выставка рисунков «Росписные листья» (нетрадиционная техника рисования);
- оформление альбома "Гербарий";
- презентация результата проекта «Гербарий».
Предполагаемые результаты оправдались.
Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне.
Экологические знания в процессе работы над проектом уточнялись и расширялись. Дети знают названия растений, цветов, деревьев ближайшего окружения. Дети знают, что такое гербарий и как его изготовить. Отмечен высокий уровень познавательной сферы и речевого развития детей. В процессе проекта дети получили множество положительных эмоций.
В дальнейшем в своей работе мы планируем использовать альбом "Гербарий" в качестве наглядно пособия и расширить наш альбом осенним сбором растений.