Татьяна Хорькова
Проект «Готовимся к письму» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : образовательный
Автор проекта : Хорькова Татьяна Яковлевна
Масштаб: с марта 2012 по май 2013 года (1 раз в неделю)
Участники: Хорькова Татьяна Яковлевна - воспитатель. Родители. Дети старшой группы.
Целая группа :15 детей
Общее сведенье о детях: 5-7 лет, старшая группа 5-мальчиков, 10-девочек
Особенности здоровья детей : группа здоровья l –2 ребёнка
ll- 12 детей
lll- 1 ребёнок
Хронические заболевания: 1 ребёнок
Публикация «Проект „Готовимся к письму“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Навыки письма :
Низкий уровень – 37%
Средний уровень – 57%
Достаточный- 6%
Обоснование
Как готовить ребёнка к общему письму? На чём необходимо заострить внимание? С чем не стоит торопиться? Почему что-то не получается или получается не очень хорошо? Эти и другие вопросы интересуют, и волнует нас взрослых (воспитателей, родителей, а в дальнейшем и учителей).
Письмо – это особая форма речи, сложный навык и в полном объеме не доступен ребёнку дошкольного возраста. Формирование навыка письма - длительный и сложный процесс : сложный по структуре самого акта письма, по структуре формирования навыка и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.
Овладеть письменной речью можно «только при условии, если ребёнок усвоил и выработал ряд приёмов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него овладение идей и технической записи» (Л. С. Выготский)
Уменьшить объективные трудности при обучению письму можно, если правильно готовить ребёнка. Одним из составляющих компонентов письма является подготовленная рука ребёнка. Однако рука ребёнка – дошкольника физиологически несовершенна (слабо развита мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев).
Результаты диагностики показали, что 37% детей имеют низкий уровень готовности руки к письму. 57% - средний уровень и лишь у 6% детей – достаточный уровень.
Наблюдение за детьми показали, что им труден захват карандаша тремя пальцами (щепотью) и управление им. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус. У одних детей наблюдается слабый (вялый) тонус, что приводит к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. У других повышенный. В этом случаи рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Цель: создание сложного процесса подготовки к обучению письму интересным и занимательным, в увлекательной форме развивать многие навыки, необходимые для полноценного освоения письма.
Задачи:
1. Вызвать у ребёнка интерес и позитивное отношение к письму
2. Развивать руку ребёнка пространственную ориентировку
3. Упражнять в правильном захвате орудия письма, в правильном распределении мышечной нагрузки руки, в осознанном печатании.
4. Познакомить с разлиновкой, ритмом в движении.
Стратегия реализации проекта :
Первый этап:
• Изучение методической литературы.
• Подбор дидактических материалов.
• Составление календарного плана.
• Родительское собрание «Учимся писать»
• Папка - передвижка «Что необходимо ребёнку для успешного освоения письма»
• Консультация
Второй этап:
• Привлечение участников проекта к реализации.
• Развитие руки ребёнка.
• Подготовка к технике письма.
• Формирование руки к написанию элементов школьного шрифта.
Третий этап:
• Организация выставки детских работ.
• Провидение мониторинга
Необходимые условия для реализации проекта :
Организационные:
- большая светлая комната;
- лампы дневного освещения;
- столы и стулья соответствуют росту детей.
Материально-технические:
- тетрадь-альбом «Подготовка обучению письма»;
- карандаши цветные, простые;
- фломастеры;
- карандаши-штампы;
- ручка;
- гуашевые краски;
- книжки-раскраски;
- цветная бумага;
- бархатная бумага;
- бумажные салфетки;
- шерстяные нитки;
- бисер;
- пинцет;
- тетрадь в крупную клетку
Педагогические условия:
На занятиях используется магнитофон, музыка, соответственно возрасту ребёнка, и для эмоционального настроения на работу; методические разработки; образцы работ.
Психологические условия:
- в марте 2012г и в мае 2013 года мониторинг по приобретёнными навыками;
- выставки работ детей.
Внешние условия:
Данная программа предполагает тесное взаимодействие детей с родителями.
Методические :
- Т. И. Гризик «Подготовка ребёнка к обучению письму» М. «Просвещение» 2007г.
- А. Барковский «Готовимся к письму»
- Прописи для дошколят
- Тетрадь «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик.
- Нормативные документы (ГОС и САНП и Н)
Предполагаемые результаты :
1. Сформирован правильный захват орудия письма.
2. Правильное распределение мышечной нагрузки руки.
3. Развита мелкая моторика.
4. Развита пространственная ориентировка.
5. Имеются представления о разлиновке.
6. Осознанное печатание в учебной разлиновке и без неё.
7. Подготовлена рука к написанию элементов школьного шрифта.
8. Улучшение результатов мониторинга.
9. Заинтересованность родителей деятельностью детей.
10. Сформированное позитивное отношение ребёнка к письму.
Трансляция проекта :
На родительском собрании, педсовете, методобъединениях
Дальнейшие развитие проекта :
Рекомендовать коллегам, заинтересованных этой проблемой.