ОЛЬГА ЧЕРЕМУХИНА
Проект «группа моей мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Зюкайский детский сад №3»
Дизайн – проект развивающей среды
«Группа моей мечты»
Выполнили:
Гринькова Ольга Валентиновна
Пинаева Наталья Анатольевна
2014 г.
Тип: педагогический
Участники: педагоги, родители, дети.
Целевая группа : дети старшей группы «А»
Объект: предметно пространственная среда
Публикация «Проект „группа моей мечты“» размещена в разделах
Предмет: самостоятельная деятельность детей
Сроки реализации проекта : сентябрь - май
Масштаб: долгосрочный.
Актуальность
Вопрос организации предметно-развивающей среды группы ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, одним из условий реализации ФГОС являются требования к развивающей предметно – пространственной среде, где четко обозначено, что развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, учитывать возрастные особенности детей, тем более, что ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении.
В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлении ребенка о себе, дети в большей мере ориентированы на сверстников. К пяти годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением. Ребенок этого возраста способен решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей, что тоже необходимо учитывать в проектировании развивающей среды в старшей группе, соответственно должно усложниться игровое пространство.
1) Организация развивающей предметно – пространственной среды группы в условиях ФГОС предполагает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности, двигательной активности детей, а также возможность уединения. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. родителями.
Создание предметно развивающей среды – процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Предметно пространственная среда в группе должна ориентироваться на зону ближайшего развития, т. е. содержать предметы и материалы знакомые и совсем незнакомые. Значительное место в развивающей среде должно отводиться её наполнению. Предметный мир группы должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной, разноплановой деятельности.
Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получение ими готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
В связи с этим, нами был проведен анализ организации развивающего пространства в старшей группе «А» «почемучки».
В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем:
- развивающая среда не совсем соответствует возрасту (осталась от предыдущей подготовительной группы);
- центр экспериментирования не полный;
- отсутствуют материалы для ручного труда;
-в центре музыкально – театральной деятельности нет «музыкальной» составляющей;
-в центре сюжетно – ролевых игр недостаточно атрибутов;
- отсутствует уголок уединения, отдыха;
- не отведено место для хранения личных вещей детей;
- центры деятельности, места хранения материалов не обозначены соответствующими знаками;
- в центре строительно – конструктивных игр отсутствуют схемы, планы.
- не учтены гендерные особенности группы (7 мальчиков и 15 девочек).
- невостребованность центра экспериментирования и неполное использование предметов и материалов центра творчества. Развивающая среда является таковой, если задействована детьми в полной мере.
Противоречия:
Необходимость самостоятельного получения знаний и навыков и низкая познавательная активность детей в некоторых центрах.
Создание комфортной развивающей среды и несоответствие требованиям ФГОС.
Учет ведущих видов деятельности и однообразие, бедность развивающей предметно – пространственной среды.
Цель проекта : создание современной предметно – пространственной среды в старшей группе «Почемучки» в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1) Проанализировать состояние развивающей среды на соответствие требованиям ФГОС.
2) Привлечь родителей и детей к активному участию в преобразовании развивающей предметно – пространственной среды.
3) Модернизация пространства группы.
4) Повысить степень активности детей в центрах в самостоятельной деятельности.
5) Способствовать развитию партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.
Гипотеза: РППС, соответствующая требованиям, способствует развитию у детей интегративных качеств в процессе самостоятельной деятельности, интересна им.
Ожидаемый результат: создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Высокая степень активности в каждом из центров. Соответствие требованиям ФГОС.
Этапы проекта :
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
цель Создание условий для успешной реализации проекта Планирование работы Реализация плана проекта Анализ результатов, определение перспектив
Планируемые результаты 1)смотивированный коллектив родителей и детей
2) Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС
3) Повышение педагогической компетенции
1) план по реализации дизайн –проекта.
1) Развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС.
План работы по обогащению, коррекции развивающей среды в условиях подготовительной группы
сроки Сентябрь -октябрь ноябрь май
май
План реализации проекта
мероприятие срок ответственный
1 этап
1) Изучение литературы, санитарно – технических норм и требований;
2) Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС;
3) Опрос детей;
4) Проектная деятельность родителей и детей. Сентябрь
октябрь Воспитатели
родители
2 этап
1) разработка дизайн – проекта оформления групповой комнаты, спальни, других помещений группы «Почемучки» как единого пространства; ноябрь воспитатели
3 этап
1) модернизация центра конструирования и строительных игр, безопасности – «Школа Аркадия Паровозова»;
2) модернизация центра сюжетно – ролевых игр: дополнить атрибутами «салон красоты». «магазин», «больница»; оформить сюжетно – ролевую игру «театр». Сделать маркеры.
Выполнить пожелания девочек - приобрести шкафчик для кукольной одежды, пожелания мальчиков - сделать макет аквариума.
3) Модернизация центра творчества:
Дополнить материалами для ручного труда, сделать столик для песочной анимации, изменить цветовую гамму полочек, приобрести новый шкафчик.
4) модернизация центра математики: дополнения, ориентируясь на усвоение программы детьми, приобрести развивающие игры.
5) Создание уголка уединения
6) Модернизация приемной: приобрести диванчик. Оформить стенд «звезда дня».
7) В групповую приобрести новый ковер, учебную доску.
8) Модернизация центра двигательной активности в спальной «Школа чемпионов».
9) Задействовать умывальную: оформить огород на окне, приобрести оборудование для «грязных» игр с песком и водой
10) пополнить библиотеку новыми книгами, энциклопедиями, переименовать центр книги и подготовки к обучению грамоте в центр «У тетушки совы».
11) Модернизация спальни: приобрести темные шторы, новые покрывала с накидками для подушек. Выполнить просьбу девочек и повесить в спальной зеркало.
12) Пополнение «Лаборатории Почемучки» новыми материалами, образцами, коллекциями, схемами, фотографиями природных явлений и т. д. Создать картотеку проблемных ситуаций.
Ноябрь
Декабрь
Январь
В течение года
Декабрь
Декабрь
По возможности
Февраль
Март
Январь
По возможности
В течение года Воспитатели
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Родители
Администрация
Воспитатели
Администрация
Воспитатели
Воспитатели
администрация
администрация
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Администрация
Воспитатели
родители
4 этап
Анализ результатов деятельности.
Выявление достоинств и недостатков проекта.
Обобщение опыта
Трансляция опыта работы.
Планирование работы на следующий год. май воспитатели
1 этап. Задачи: заинтересовать и увлечь детей и их родителей ролью дизайнеров. Создание условий для успешной реализации проекта. Опрос детей выявил, что детям старшей группы нравиться играть в кукольном уголке, в парикмахерскую, в больницу, смотреть книги, Играть конструктором. Но им хотелось бы поменять местами диван и кухню. В спальню повесить зеркало, добавить книжки, новое лего, повесить светильник в группе, завести живой уголок. В своем проекте мы постарались по возможности эти пожелания учесть.
Таким образом, были определены главные вопросы: что нам нужно поменять и чего хотят сами дети.
Развивающая предметно – пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и при этом не мешая друг другу. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
2 этап. Формирование проблемы, цели, задач проекта. Разработка эскизов.
3 этап. Практическая реализация проекта.
4 этап. Подведение итогов.
Таким образом, продуманная, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Поэтому создание развивающей среды,соответствующей интересам детей, требованиям времени и т. д., процесс бесконечный.
Возможные риски:
1. Недостаточное финансирование.
2. Разногласия с администрацией в вопросах необходимости того или иного оборудования.
3. Возможна небольшая корректировка в плане модернизации в связи с изменением собственных взглядов.
Критерии оценки эффективности дизайн - проекта
критерии показатели
Степень востребованности центров детьми В центре творчества дети используют разные изобразительные средства;
Используют материалы для ручного труда для изготовления поделок.
В центре познания («Лаборатория почемучки») проводят несложные эксперименты, определяют свойства различных материалов, задают вопросы познавательного характера;
Играют в развивающие игры;
В центре строительных игр пользуются схемами при изготовлении построек,используют предметы – заместители.
В центре книги («У тетушки совы») проявляют интерес к книге, букве.
В центре музыкально – театральном ставят несложные театральные постановки.
В сюжетно – ролевой игре дети проявляют творчество при изготовлении необходимых атрибутов к игре.
Соответствие ФГОС ДО Отсутствие конфликтов в группе;
Ребенок с удовольствием идет в детский сад;
Богатство впечатлений у ребенка, которыми он делится с родителями.
Выполнение программы «Детство» Показатели мониторинга
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Курсовая подготовка «ФГОС ДО в практику работы дошкольной образовательной организации»
Любимова Л. В.
Графская Т. А.
Меньшикова О. А.