Лучший педагог года

Проект «Хлеб всему голова» для детей 4–7 лет

Галина Пименова
Проект «Хлеб всему голова» для детей 4–7 лет

ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами

исследовательской деятельности.

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.

УЧАСТНИКИ: воспитанники старшей разновозрастной группы

родители воспитанников, воспитатели.

ВОЗРАСТ: 4 – 7 лет.

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: среднесрочный

Проблема

После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.

Публикация «Проект „Хлеб всему голова“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:

Хлеб – батюшка, водица — матушка.

Хлеб – дар божий.

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

.Хлеб – всему голова.

В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.

Актуальность.

В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы 48% детей группы не смогли. Остальные 52 % воспитанников затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.

Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих, каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также научить бережно, относиться к хлебу.

Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.

Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.

Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Где мы можем узнать?

Хлеб продается в магазине

Хлеб бывает белый и черный

Хлеб вкусный и ароматный

Он полезный

Сеют зерно и отвозят на мельницу

Хлеб пекут из муки Как растет хлеб?

Как готовится тесто?

Какой хлеб полезней?

Как правильно кушать хлеб? Спросить у взрослых

Посмотреть в интернете

Прочитать в книге, энциклопедии

Посмотреть кино или мультики

Сходить в музей

Цель:

формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.

3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы

стать хлебом.

4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности.

5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно

строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Развивать творческие способности детей.

7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.

8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей

разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

Ожидаемые результаты:

1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.

2. Узнают, как хлеб выращивали раньше.

3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и

промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.

5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли.

6. Проявятся творческие способности детей.

7. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники);

8. Узнают о пользе хлеба для человека.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 Деятельность педагогов :

- определение проблемы,

- определения уровня знаний детей по теме,

- постановка цели и задач,

- определение методов работы,

- составление плана мероприятий по реализации проекта;

- анкетирование родителей воспитанников,

-вызвать положительный отклик родителей насуществующую проблему.

Совместная  деятельность педагогов и родителей:

подбор :

-методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

-материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;

-материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

- презентаций на данную тему.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательным областям.

Педагог

ОО Познавательное развитие.

НОД”Хлеб- всему голова” с использованием ИКТ.

«Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя.

Экскурсия на пищеблок «Кто печет нам пирожки?»

Оформление мини музея «Хлеб всему голова».

Посадка злаковых.

ОО Социально-коммуникативное развитие.

Беседы:”Откуда хлеб пришёл”,

“Как выращивают хлеб”,

”О сборе урожая”,

”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”,

”О профессиях хлебороба, пекаря”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

Дидактические игры: 

«Что из чего?», 

«Узнай на вкус»,

 «Кто больше назовет», 

«От зернышка до булочки»,

 «Какой хлеб?»,

 «Что сначала, что потом?» и другие.

Сюжетная игра: «Хлебный магазин», «В музее хлеба»

ОО Речевое развитие

Этические беседы на основе прочитанных произведений: Г. Х. Андерсен :”О девочке, которая наступила на хлеб”, М. Пришвин “Лисичкин хлеб”.

Инсценировка сказки “Колобок”.

Чтение и обсуждение:

Б. Вовк.  «Мякиш»,

Я. Тайц «Всё здесь».

Стихотворения:

 «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов,

 «Хлебушек душистый» С. Погореловский,

 «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.

ОО Художественно-эстетическое развитие

Аппликация ”Колосок из макарон”.

Выкладывание колоска из овса на пластилиновой дощечке.

Рисование ”Колосок”.

Рассматривание репродукций картин русских художников :

Ш. Шишкин “Рожь”,

Н. Купреянов “Вспашка”,” Посев”, “Уборка”,

И. Репин “Л. Толстой на пашне”,

А. Васнецов “Жнецы”,

Т. Яблонский “На колхозном току”.

Лепка из солёного теста.

Раскрашивание раскрасок на тему:

«Хлеб, хлебобулочные изделия» .

Конструирование из строительного материала:  «Грузовые машины».

ОО Физическое развитие

Подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки».

Хороводная игра «Каравай»,  «Белый хлеб».

Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски»

ДЕТИ.

Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы, овса и ржи. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню, инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.

РОДИТЕЛИ.

Беседа «Значение хлеба в жизни человека».

Поиск новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений. Участие в оформлении фото выставки «Я пеку, пеку, пеку…».

Участие в оформление мини-музея «Хлеб всему голова».

Участие в оформлении стенда «Пословицы и поговорки о хлебе».

Анкетирование на тему: «Хлеба к обеду в меру бери…».

Участие в изготовлении хлебобулочных изделий.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

обобщение результатов работы, формулировка выводов;

обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;

чаепитие «Блинчики-блины»;

подготовка презентации проекта.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

- Стенд «Откуда хлеб пришел на стол» .

- Фотовыставка «Самая вкусная булочка моя!».

- Книжки-малышки.

- Выставка рисунков «Хлебобулочные изделия».

- Картотека дидактических игр.

- Мини-музей «Хлеб всему голова»

Карта реализации проекта

Этап СРОКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗУЛЬТАТ

Деятельность воспитателя Деятельность детей Работа с родителями

подготовительный   Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;

Выявление первоначальных знаний детей о хлебе.

Подбор литературы, фотографий.

Ввод детей в проблему. Принятие задач проекта. Беседа с родителями

«Значение хлеба в жизни человека» Уровень знаний по теме «Хлеб»:

Высокий – 0%

Средний – 48%

Низкий – 52%.

Родители информированы, у детей вызван интерес.

основной

  Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел», ”О сборе урожая”,

”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”,

”О профессиях хлебороба, пекаря”,

”Путешествие на хлебозавод”,

”Комбайны-великаны”,

”Главная машина –трактор”.

. Рассматривание выставки в книжном уголке;

рассматривание иллюстраций «Хлеб всему голова». Информирование по тематике бесед.

Беседа «Техника приготовления хлеба» Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи.

Познавательное развитие Экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова»;

НОД: «Откуда хлеб пришел» Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Лабиринт». Сбор информации о профессиях связанных с производством хлеба Появление познавательного интереса у детей.

Речевое развитие Образовательная деятельность. Составление рассказов на тему: «Как раньше относились к хлебу», «Есть такая профессия – хлеб растить» Д/и «Составь предложение»,

«Угадай на ощупь». Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о сегодняшних хлеборобах Расширение тематического словаря, развитие логического мышления.

Художественно-эстетическое развитие Чтение художественных произведений,

просмотр презентаций. Пересказ историй;

рисование «Колосок», «Хлебобулочные изделия». Рекомендуется приобрести раскраски «Хлеб всему голова» Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов.

  Физическое развитие. Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании. П/и «Каравай» «Колосок и мыши»,. Досуг детей и родителей «Слава хлебу на столе» Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями.

заключительный   анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; обобщение

результатов работы, формулировка выводов;

Изготовление книжки – малышки «От зернышка до булочки»

Рисование «Хлеб всему голова»

Конкурс чтецов «Славим хлебушек душистый» Фотовыставка «Самая вкусная булочка моя!».

Развитие активного интереса к данной теме.

ВЫВОДЫ

  Цель проекта достигнута.

Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:

- дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,

- узнали откуда берётся хлеб и как его производят.  

Появилось  уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Сформировались навыки исследовательской деятельности.

Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.

Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.

Зерновым культурам, как и всем растениям, для роста необходимы:

плодородная почва

свет

вода

тепло

уход (правильная посадка, полив).

Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).

Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.

Использование проектного метода  по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.

Литература

1. Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008

2. Хлебные изделия  в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.

3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»

Г. Воронеж 2006

4. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.

5 .Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М.

Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.

6. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез. 2014.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова»Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Островок» КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Проект «Хлеб всему голова» для дошкольниковПроект «Хлеб всему голова» для дошкольников Задачи проекта: Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Расширять.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 летПроект «Хлеб всему голова» для детей 5–6 лет Продолжительность проекта – 2 недели (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники, воспитатели дошкольного.

Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова»Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Вид проекта:информационно — исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный. Сроки реализации проекта: сентябрь- октябрь.

Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа)Проект «Хлеб всему голова» (подготовительная группа) Проект «Хлеб всему голова» в подготовительной группе 1. Тип проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Проект в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель проекта: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи проекта: Расширить знания у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хлеб всему голова» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 16 октября 2023 в 17:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД