Папки-передвижки

Проект «Игрушка — русская матрешка» для детей 4–5 лет

Елена Скобкина
Проект «Игрушка — русская матрешка» для детей 4–5 лет

«Ой ты барышня- матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!»

Иванов С. В.

Актуальность темы.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Публикация «Проект „Игрушка — русская матрешка“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Значимая для детей проблема : как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен наш проект.

Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

Цели:

Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки; приобщить детей к прекрасному; формировать у детей чувство патриотизма.

Задачи для детей :

- познакомить детей с историей матрешки как видом народного промысла;

- дать знания о матрешке, о ее цветовой гамме;

- научить видеть необычное в обычном;

- учить получать радость от увиденного;

- освоить некоторые художественные элементы;

- содействовать развитию творческих способностей детей.

Тип проекта. Краткосрочный (октябрь 2022)

Разделы программы:

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие.

Предмет исследования. Русская Матрешка.

Участники проекта :

- дети средней группы;

- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;

- воспитатели средней группы.

Ожидаемый результат:

1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).

2. Разучивание простейших элементов росписи.

3. Получить представление о цветовой гамме матрешек.

4. Научить различать особенности разных матрешек.

5. Расширение и активизация словарного запаса слов.

Для родителей:

- вызывать интерес к русской народной игрушке;

- приобщать к истокам русской народной культуры;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога:

- способствовать творческой активности детей;

- создать условия для формирования у детей познавательных умений;

- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Предметно – развивающая среда:

- игрушки матрешки;

- иллюстрация матрешек.

Этапы реализации проекта

1 этап- подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

2 этап- основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Разные матрешки», «От большой до маленькой», «Одень по цвету», «Соедини матрешки с названием сказки», «Найди одинаковых матрешек», «Обведи по контуру», «Дорисуй половинку», «Найди пять отличий», «Расскажи сказку по матрешкам», «Раскрась по цифрам», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Литературный ряд:

• Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 1993.

• Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,1991.

• Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 1982

• Алексахин Н. Н. Матрёшка : Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998.- 96с.

• Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.

• Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.

• О. А. Соломенникова «Радость творчества»

• Иллюстрации о разновидностях матрёшки

Демонстрационный ряд:

• Картинки «Матрешки»

• Демонстрационный материал

«История матрешки», «Изготовление матрешки»

• Картинки разных видов матрешек.

Содержание работы в рамках реализации проекта

1 этап – подготовительный

п/п Наименование мероприятия Цель

1 Составление перспективного плана, конспектов занятий. Подготовить информацию для детей о матрешке.

2 Наглядная информация для родителей о проведении недели «Игрушка- русская матрешка». Обсуждение с родителями проект.

3 Подбор иллюстраций Подготовить информационный стенд для детей.

4 Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники); Разнообразить информацию для детей.

5 Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта. Заинтересовать детей.

6 Подготовить демонстрационный материал «История матрешки» Познакомить детей с историей возникновения матрешки.

7 Подготовить демонстрационный материал «Изготовление матрешки» Познакомить детей с видами деревьев и изготовление матрешки

8 Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий Расширение, уточнение и закрепление знаний детей

9 Подбор стихов, загадок, игр Закрепление знаний детей о матрешке, активизация речи детей.

10 Создание презентации «Матрешка» Облегчение усвоения и

осознания материала.

2 этап – основной

п/п Наименование мероприятия Цель

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Дидактические игры:

- «Разные матрешки»,

- «От большой до маленькой»,

- «Одень по цвету»,

- «Соедини матрешки с названием сказки»,

- «Найди одинаковых матрешек»,

- «Найди пять отличий»,

- «Расскажи сказку по матрешкам»,

-Развитие речи.

- Расширять математические знания.

- Формировать представление о больших и маленьких объектах.

- Закрепить знания цвета.

- Ориентировка в пространстве.

- Развиваются интеллектуальные и творческие способности,

- Память,

- Умение концентрировать внимание,

- Анализировать, логически мыслить

Образовательная область «Познавательное развитие»

2. Беседы:

- «История матрешки»

- «Изготовление матрешки»

- Познакомить детей с историей возникновения матрешки.

- Познакомить детей с видами деревьев из которых изготовление матрешки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка

- «Угощение фруктами» Учить детей выразительно передавать образы фруктов.

Аппликация

- «Платочек для матрешки» Учить составлять изображение

Рисование

- «Фартучек в цветах»

- «Раскрась по цифрам»,

- «Обведи по контуру»,

- «Дорисуй половинку». - Знакомить детей с орнаментом.

- Учить детей аккуратно обводить и держать правильно карандаш.

- Радоваться своему исполнению.

- Доводить работу до конца.

Образовательная область «Речевое развитие»

Пальчиковые игры:

- «Мы красавицы матрешки» - Повысить речевую активность

- Тренировать память ребенка

Рассматривание иллюстраций

-Матрешки Обогащение представлений о матрешке.

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки. Познакомить детей с народным фольклором

Речевые игры:

- «Матрешка- где ты

- Развитие речи у детей.

- Формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.

Образовательная область «Физическая культура»

6 Утр. гимнастика

- «Игрушки» - Развитие двигательных навыков и умений

7 Физминутки:

- «Тара- рушки, тара-ра!» -Активизация внимания детей

- Улучшение кровообращения, снятие утомления мышц, нервной системы, активизирование мышления детей, создание положительных эмоций и повышение интереса к занятиям.

Подвижные игры:

- «Бегите к матрешке

- Развитие общей моторики, координации движений.

- Закрепление навыков выполнения основных видов движений, повышение двигательной активности.

Пальчиковая гимнастика

- «Матрешку гулять позвали» Развитие мелкой моторики руки

Артикуляционная гимнастика

-«Пришла игрушка, русская матрешка» Развитие подвижности артикуляционного аппарата

3 этап – итоговый

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. В этой игрушке отразились народный представления о семье, мире, добре, красоте.

Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых и березовых чурок. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по – своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Русская матрешка» для детей разновозрастной группы от 4–6 летДидактическое пособие «Русская матрешка» для детей разновозрастной группы от 4–6 лет Дидактическое пособие «Русская матрешка» для детей разновозрастной группы (от 4-6 лет) Цель: Формирование желания действовать с разнообразными.

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Русская матрешка»Долгосрочный проект во второй младшей группе «Русская матрешка» Актуальность Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шефнер,.

Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка», для детей среднего дошкольного возраста Цель занятия. Приобщать детей.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Игрушка — русская матрешка» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 31 марта 2024 в 13:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД