шахла шихалиева
Проект «Индивидуальная программа физического развития часто болеющего ребёнка» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная программа физического развития часто болеющего ребёнка
Актуальность.
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений нашего государства.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит
Публикация «Проект „Индивидуальная программа физического развития часто болеющего ребёнка“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Средняя группа
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Ребёнок, который пришёл в группу детского сада после болезни не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т. е. упражнения с высокой интенсивностью движений.
Осуществление индивидуального подхода к часто болеющему ребёнку должно состоять не столько в ограничении нагрузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и др., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребенком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путем регламентации длительности, объема, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребенка психологического комфорта.
Целесообразная организация деятельности часто болеющих детей на физкультурных занятиях должна предусматривать свою, индивидуальную работу, что позволит им постепенно совершенствоваться, а не оставаться длительное время на уровне сниженных требований. В связи с этим используемые педагогические методы, которые на первоначальном этапе были щадящими, не должны усугублять уже имеющиеся у ребенка затруднения в обучении, тормозить развитие. Следовательно, работа инструктора физического воспитания с часто болеющим ребёнком должна строиться по принципу постепенности увеличения сложности заданий и интенсивности нагрузок и предусматривать максимально широкое использование современных наглядных материалов, технических средств и здоровьесберегающих технологий. Ребёнок, который пришёл в группу детского сада после болезни не следует без достаточных оснований и заключения врача освобождать от физкультурных занятий, а можно лишь ограничить для них на определенное время те виды нагрузок, которые для них трудны, т. е. упражнения с высокой интенсивностью движений.
Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных и воспитательных задач в работе с часто болеющими детьми крайне важно создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивает благоприятное функциональное состояние нервной системы дошкольника.
Цель.
Охранять и укреплять здоровье ребёнка, способствовать их физическому развитию,избегая нервных и физических перегрузок.
Задачи.
• Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособность ребёнка.
• Формировать у ребёнка потребность в ежедневной двигательной активности и способности её регулировать.
• Развивать двигательные качества и способности ребёнка : ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость.
• Развивать ориентацию в пространстве, как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве.
• Охранять и укреплять здоровье ребёнка, совершенствовать его физическое развитие.
• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
Диагностика.
Диагностика детского развития проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Результаты обследования заносятся в "Диагностическую карту", в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу, скоростные качества (быстроту, их сочетание (скоростно-силовые качества, ловкость, а также координационные способности. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
задачи работы с родителями
• Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку).
o Стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес).
• Совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес.
o Создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.).
• Совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
формы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
5. Показ занятий для родителей
6. Совместные занятия для детей и родителей.
7. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада
8. Организация совместных дел.
9. Наглядно – просветительская работа.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1. Организация оптимальной двигательной активности детей.
2. Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3. Закаливание детей в домашних условиях.
4. О здоровье всерьез.
5. Здоровый образ жизни.
6. Бронхит. Профилактика.
7. Профилактика гриппа.
8. Основание основ гигиенической культуре.
9. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка.
10. Много движения, много радости.
11. Овощи, фрукты, ягоды, зелень.
12. Особенности питания детей в летний период.
15. Двигательная активность и здоровье.
16. Дыхательные упражнения.
17. Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и их влияние на здоровье детей.
Работа с ребёнком.
Полноценное питание.
Принципы организации питания:
-выполнение режима питания;
-гигиена приёма пищи;
-ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
-эстетика организации питания (сервировка); -индивидуальный подход к ребёнку во время питания;
-правильность расстановки мебели.
. Система эффективного закаливания.
Основные факторы закаливания:
-закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня; -закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
-закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
-закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
-постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и её длительности;
-облегченная одежда для детей в детском саду;
-сон без маек (теплое время года);
-дыхательная гимнастика после сна;
-мытьё прохладной водой рук по локоть;
Методы оздоровления:
-контрастное обливание ног (летом);
-дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года, в том числе по дорожкам препятствий;
-релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
-физическая нагрузка адекватна возрасту, уровню его физического развития;
-сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
-обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
-медицинский контроль за состоянием здоровья детей;
Формы организации физического воспитания :
-непосредственно – образовательная деятельность по физической культуре в зале и на участке с элементами психогимнастики;
-дозированная ходьба;
-оздоровительный бег;
-физкультминутки;
-физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
-утренняя гимнастика;
Создание условий организации оздоровительных режимов для ребёнка.
-стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (трёхразовое, укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений;
-организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями;
-санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Профилактическая работа.
Осуществляет медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели.
В неё входят:
1. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, витаминизированные напитки.
2. Применение оксолиновой мази.
3. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре босиком. 4. Подвижные игры и физические упражнения на улице.
5. Утренняя зарядка на улице (тёплое время года) с дыхательными упражнениями.
6. Дыхательная гимнастика после сна.
7. Спортивные игры и соревнования.
8. Пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
Летне-оздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
-закаливание организма средствами природных факторов : солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
-непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в природных условиях (на участке);
-физкультурные досуги и развлечения : утренняя гимнастика на воздухе; -витаминизация: соки, фрукты.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В конце года:
стабильная положительная тенденция снижения заболеваемости часто болеющего ребёнка.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Дети должны знать:
комплекс оздоровительных физических упражнений;
заботливо относиться к своему здоровью;
выполнять программные общеразвивающие упражнения и основные движения, выполнять их в различных вариантах в зависимости от состояния и самочувствия.
.
Приложение:1
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (одновременно, поочередно отводить руки за спину из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; выполнять круговые движения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, плотно прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, выполняя задание: класть и брать предметы из разных исходных положений (ноги вместе, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч вокруг себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под приподнятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать обе ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на спине, сидя. Поворачиваться со спины на живот, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; выполнять притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке или по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.
Статические упражнения. Сохранение равновесия в разных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5-7 секунд).
Подвижные игры
С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремуш-«Бездомный заяц», «Ловишки».
С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»
С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»
С бросанием и ловлей. «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Приложение:2
Закаливание
Солнечные (воздушные) ванны
Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т. к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.
Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.
Прогулки на свежем воздухе
Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.
Купание в водоеме
Начинать закаливание детей лучше дома или на речке в тихий солнечный день, при температуре воздуха 25-26, воды – 22-23. Пребывание в воде стоит ограничивать и давать не больше 5-8 минут, один раз в день. После привыкания можно купаться до температуры воздуха 18.
Ходьба босиком
Отличный вариант. Сначала пустите ребенка бегать в комнате по жесткому ковру, бугристому коврику, потом и на улице – по песку и траве. Начинать такое закаливание в ДОУ или дома можно выделяя ограниченное время для процедур - от получаса и только постепенно дойти до нескольких часов в день.
Закаливание горла
Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36, а затем после привыкания снижать на 1, каждые 5 дней доведя до 16-18. Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.
Умывание
Ребенок моет лицо, руки, шею, верхнюю часть груди, подмышками до пояса водой температуры плюс 14-16, а если до этого водных процедур не делали – плюс 27-28, с постепенным снижением. Умывание совсем не заменяет обливаний и обтираний.
Обтирание
Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук малыша, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха, в конце -ягодицы. Температура воды при этом должна быть примерно 27, то есть близкой к температуре голой кожи.
Обливание проводят из подручных средств (из ковша, лейки, ведерка, то таком порядке: сначала льют на спину, затем на грудь (стараясь не мочить голову, переходят на живот, потом на плечи, и на руки. Начальная рекомендуемая температура воды для обливаний: летом – около 34-35, зимой – около 36-37; снижать ее следует очень постепенно и по 1, летом – где-то каждые 3 дня, зимой через каждые 7 дней. Так ее нужно довести до 28 (летом, и примерно 30-31 (зимой).
Ножные ванны
Ребенка садят на низкий стульчик, ноги пусть поставит в таз или держит над тазом. Приготовить два кувшина с водой: в одном вода – плюс 35-36, в другом вода холоднее - 34. Нужно обливать голени и стопы малыша водичкой из первого кувшина, потом из второго. К кончится вода сразу насухо вытрите ноги и наденьте сухие носки или колготки. Следующая процедура – такая же. Каждые 5 дней можете снижать температуру воды во втором кувшине на 1, увеличивая разницу температур и доведя температуру воды второго кувшина до 16-18 Цельсия.
Душ
Хорошо тонизирует нервную систему детей. И как результат бодрое настроение, крепкий сон и хороший аппетит. Температура воды летом – 33-35, зимой – до 36. Каждые 3-5 дней температуру снижают на 1 до 25. Время – 1-3 минуты.
Приложение:3
Утренняя гимнастика.
Комплекс №1.
Первое упражнение. «Потянись вверх».
Исходное положение — ноги поставить на ширину плеч.
Выполнение: поднять руки вверх — вдох; опустить через стороны вниз — выдох. Повторить упражнение 4 — 6 раз, темп медленный.
Второе упражнение. «Конькобежец».
Исходное положение — ноги врозь, руки за спину.
Выполнение: наклонить туловище вправо, согнув правую ногу в колене (выдох); принять исходное положение — вдох. То же в другую сторону. Повторить упражнение 4 раза в каждую сторону, темп средний.
Третье упражнение. «Дровосек».
Исходное положение — ноги врозь, руки вверх, кисти соединить.
Выполнение: наклониться вперёд, руки опустить вниз, пропустив их под ноги,— выдох. Выпрямиться, руки поднять вверх — вдох. Повторить упражнение 4—6 раз, темп медленный.
Четвёртое упражнение. «Хлопки спереди и сзади».
Исходное положение — ноги врозь, руки в стороны. Выполнение: хлопок руками сзади, хлопок руками спереди. Сделать 6—8 хлопков. Дыхание равномерное, темп быстрый.
Пятое упражнение. «Тик - так».
Исходное положение — ноги врозь, руки за спину.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать 4—6 раз в каждую сторону, дыхание равномерное, темп средний.
Шестое упражнение. «3айчик - попрыгунчик».
Исходное положение — руки согнуть в локтях, ладони вперёд.
Выполнение: прыжки на двух ногах. Проделать 12— 16 прыжков и перейти на шаг па месте, дыхание равномерное, темп средний.
Комплекс № 2.
Первое упражнение. «Подними палку».
Исходное положение — палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: поднять палку вверх, прогнуться в грудной части — вдох; опустить палку вниз — выдох. Проделать упражнение 4—6 раз, темп медленный.
Второе упражнение. «Перешагни палку».
Исходное положение — палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: сгибая попеременно ноги в коленях, перешагнуть палку вперёд и обратно назад. Проделать упражнение 4—6 раз, темп медленный, дыхание равномерное.
Третье упражнение. «Повернись направо, повернись налево».
Исходное положение — ноги врозь, палка за спиной.
Выполнение: повернуть туловище направо и затем налево. Проделать упражнение, но 4—6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.
Четвёртое упражнение. «Тик-так»
Исходное положение — ноги врозь, палка за спиной.
Выполнение: наклонить туловище вправо, а затем влево. Проделать упражнение 4—6 раз в каждую сторону, темп средний, дыхание равномерное.
Пятое упражнение. «Все выше и выше, и выше».
Исходное положение — палка впереди, в опущенных вниз руках.
Выполнение: поднять палку вперёд вниз и опустить, затем вперёд и опустить, вперёд вверх — опустить и, наконец, в самый верх и опустить. Проделать весь цикл движений 3—4 раза, темп средний, дыхание равномерное.
Приложение:4
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
“Угощение гномов”
(сжимаем кулачки на обеих руках)
Стали гномы гостей приглашать. (отогнем по очереди пальчики)
Стали гномы гостей угощать. (надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)
Каждому гостю досталось варенье. (так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)
Пальчики склеило то угощенье. (пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)
Плотно прижалась ладошка к ладошке. (прижимаем ладонь к ладони)
Гости не могут взять даже ложки! (попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)
“Котятки”
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)
“Птички и ветер”
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками).Там не тронет их никто.