Папки-передвижки

Проект «Интерактивная легостена»

мария филоненко
Проект «Интерактивная легостена»

«Детский сад № 221»

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом МБДОУ № 221

Протокол № _1_от__28.08.2023

ПРОЕКТ

ТЕМА: «ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕГО СТЕНА»

Авторы:

Воспитатель Филоненко М. С.

«Если ребёнок в детстве не научился творить, то и

в жизни он будет только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Публикация «Проект „Интерактивная легостена“» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения, что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего - конструирование.

Лего - конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Актуальность

Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

Результаты современных психологических и педагогических исследований таких авторов как, Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина, показывают, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения при помощи лего – конструирования.

Ресурс выполнения множественных манипуляций во время занятий лего – конструированием, может служить основой не только для развития моторики, стимулирования развития интеллектуальных способностей ребёнка, но и достаточно высоким фактором мотивации для занятий интеллектуальной деятельностью, экспериментированием, конструированием, техническим творчеством, начиная уже с раннего дошкольного возраста.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных образовательных программ дошкольного образования (далее - ФОП ДО, потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

Социально-коммуникативное развитие. Позволяет создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом. Также это может быть обсуждение знаковых событий и случаев (новости, праздники, неоднозначные ситуации). Все это побуждает к общению и взаимодействию ребенка со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие. Основной акцент на развитие логико-математических представлений детей здесь идет через работу по алгоритму. Развиваются умения выбирать и отсчитывать предметы из большого количества деталей по образцу и количеству; определять направление присоединения деталей. Закрепляются цвет, форма, размер деталей, пространственная ориентировка (слева, справа, вверху, внизу, формируются представления о симметрии. Воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование.

Речевое развитие. Развивая речевое творчество дошкольников при помощи LEGO, можно предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т. д.

Физическое развитие. Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физическому развитию.

Художественно – эстетическое развитие. При помощи деталей LEGO можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавать узоры с использованием различных цветов. Так же можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши и бросовый материал для создания целостного образа произведения. Развивается способности к конструктивному творчеству и умение принимать нестандартные решения из одаренного этими качествами ребенка может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Имея сформированное представление и интерес к технике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном, в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, что возможно в ходе экспериментально - познавательной деятельности, где создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опытов на основе анализа, делает выводы, умозаключения, овладевая представлениями о том или ином законе, явлении.

Конструктивной деятельности, занятиям лего - конструированием, уделяется немало, внимания в реализации общеобразовательных программ дошкольных образовательных учреждений. Однако, как правило, педагоги активируют ребёнка к занятиям конструктивной деятельностью и деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста, чаще организуется в свободной деятельности, и реже в специально организованной.

Так как дошкольный возраст является стартовым для активации интеллектуального развития, считаем важным развивать мышление, формировать интегративные качества личности именно с дошкольного возраста, что и определило необходимость поиска в решении обозначенной проблемы.

Цель проекта : Создание современной образовательной среды для развития у детей дошкольного возраста конструкторских способностей, предоставить им возможность творческой самореализации через конструирование с применением наборов «ЛЕГО» конструкторов развитие его социального и эмоционального интеллекта детей.

Задачи проекта :

Обогащать предметно - развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использование наборов конструктора «ЛЕГО»

Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов «ЛЕГО»;

Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции;

Развивать конструктивные способности детей;

Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции;

Формировать умение работать в коллективе.

Новизна проекта заключается в адаптации конструкторов нового поколения: LEGO в образовательную среду для детей дошкольного возраста.

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (законные представители).

Тип проекта

Познавательно - исследовательский, подгрупповой.

Основные формы и приё мы работы:

• образовательная;

• индивидуальная,

• самостоятельная,

• творческое моделирование;

• развивающие игры;

• задание по образцу;

• конструктивная деятельность;

• пальчиковые игры;

• по собственному замыслу

• конструирование по модели

• просмотр видео материалов;

• просмотр презентаций;

• познавательная игра.

Необходимые материалы:

• технические средства обучения (ТСО) - компьютер, телевизор;

• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

• наборы для детского творчества;

• наборы LEGO DUPLO, LEGO CLASSIK;

• LEGO - доски;

• картотека игр.

Методическое обеспечение:

• выход в Интернет.

Сроки реализации

Долгосрочный: май 2023 г. - май 2024 г

Предполагаемый результат

Для дошкольников:

1. Развит интерес к моделированию и детскому творчеству.

2. Сформированы навыки и умения конструирования по схеме, рисунку, самостоятельно подбирают необходимый материал;

3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

5. Развит познавательный интерес к лего - конструированию.

6. Развита мелкая моторика рук, стимулирующая в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Для родителей: повышение интереса родителей к лего -конструированию через активное участие в различных мастер - классах, выставках и т. п.

Этапы реализации проекта :

1 этап: Подготовительный

май 2023 - январь 2024г.

- изучение возможностей внедрения лего - конструирования и образовательной и в образовательный процесс ДОУ;

- анализ имеющихся условий;

- изучить литературу по теме проекта;

- подобрать необходимый дидактический материал для проведения занятий;

2 этап: Теоретический и практический

сентябрь 2023г - март 2024 г.

- реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами;

- продолжать формировать базу дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей;

- практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы по лего – конструированию и е.

3 этап: Обобщающий

Апрель - май 2024 г.

– осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;

- осуществление презентация полученных результатов.

Содержание проекта

Для успешной работы по данному направлению необходимо учитывать ряд условий:

- Наличие конструкторов различной модификации (от простых кубиков, до конструкторов с программным обеспечением).

- Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Нами разработан алгоритм работы с конструктором, состоящий из простых кубиков, позволяющий планомерно вводить дошкольников в использование лего - конструирования и и.

Алгоритм работы с конструктором:

1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3. Сборка частей модели.

4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование - это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Конструктор LEGO и образовательная а позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Присущее детям 4 -5 лет абстрактное мышление и фантазия, это хорошая база для творчества, поэтому работу по лего – конструированию необходимо начинать именно с этого возраста.

У детей развивается способность различать и называть строительные детали, используют их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте целесообразно применять такую форму организацию работы как: «Конструированию по образцу и замыслу», «Конструирование по простейшим чертежам и схемам» (разработано С. Л. Лоренсо и В. В. Холмовской). Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

Нами было разработано перспективное планирование для воспитанников 4-5 лет, которое представлено в Приложении 1.1.

Для реализации программного материала необходимо иметь:

- конструктор LEGO DUPLO;

- конструктор LEGO CLASSIK;

- конструктор «Строитель» (не менее 300 деталей);

- конструктор деревянный «Архитектор» (не менее 70 деталей).

Заключение

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой конструктивной деятельности дошкольников на основе лего - конструирования в образовательном процессе, которое заложит на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, первичные знания о механике.

Лего - конструирование - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Применение конструкторов в дошкольном образовательном учреждении, позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Это отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Образовательные конструкторы - многофункциональное оборудование: которые позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, позволяют воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Таким образом, реализуя проект «Лего - конструирование в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству» мы добьемся развития у дошкольников интереса к моделированию через лего – конструирование. Развиваем мелкую моторику рук, в активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, а так же закладываем истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.

Список литературы

1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – Москва: «Линка-Пресс», 2001.

2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.

3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. Мельникова О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении. - Волгоград: Учитель, 2019.

5. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. М. : Академия, 2002.

6. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2021.

Приложения

Приложение1

Перспективное планирование для детей 4-5 лет

Месяц Тема Задачи

Сентябрь Здравствуй, детский сад!

«Конструирование по замыслу» Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Познакомить с конструкторами: LEGO DUPLO, конструктор LEGO CLASSIK.

Транспорт (ПДД)

«Грузовая машина»

Развивать умение анализировать образец будущей постройки.

Формировать умение работать с различными видами конструкторов, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности.

Воспитывать умения обыгрывать постройку.

Октябрь Осенний урожай.

Сад (Фрукты).

Конструирование красивых ворот для «фруктового сада».

-Развивать умения анализировать образец постройки – выделять в нем функционально значимые части (столбики – опоры и перекладины, называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.

Формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках, используя конструктор «Архитектор».

Воспитывать желание трудиться.

Всемирный день животных

«Скачут зайки на лужайке» Закрепить умение передавать характерные особенности животного средствами конструктора, используя конструктор «LEGO DUPLO».

Закреплять умения анализировать готовую постройку.

Продолжать развивать активное внимание, моторики рук.

Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку.

Ноябрь Обувь

«Построим обувной магазин»

Развивать умения следовать инструкциям педагога.

Познакомить с основными частями конструкции магазина - стены, пол, крыша, окно, дверь, стеллажи, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга, используя детали конструктора «Строитель».

Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей.

День Матери

«Я и моя мама»

Моделирование фигур людей – Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы их соединения».

Закреплять понятия «длинный – короткий».

Познакомить с конструктивными приемами построения модели человеческой фигуры с помощью конструктора «LEGO DUPLO».

Воспитывать желание трудиться.

Декабрь Декада коренных народов

«Чум»

Развитие активного внимания, тонкой моторики рук.

Продолжать формировать видеть образ и соотносить с деталями конструктора.

Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку.

Новый год

«Игрушки для елки» Развивать способность выделять в предметах их функциональные части.

Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором «LEGO CLASSIK».

Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Январь Народные праздники

«Снежинки»

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Формировать умение создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.

Воспитывать желание трудиться.

Зимние забавы

«Горка для детей» Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Закреплять полученные навыки.

Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей.

Февраль Животные холодных и жарких стран

«Животные в зоопарке» Развивать умение анализировать образец будущей постройки.

Формировать умение собирать конструкцию по схеме.

Воспитывать бережное отношение к конструктору.

День защитников Отечества

«Военная техника.

Самолет»

Рассказать о профессии летчика.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Учить строить самолет используя конструктор «Строитель», «LEGO DUPLO» выделяя функциональные части; правильно распределять детали конструктора.

Воспитывать желание трудиться.

Март Мой дом

«Дом, в котором мы живем.»

Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Вспомнить основные части дома.

Формировать умение строить крышу «лесенкой».

Воспитывать умение работать в коллективе.

Мой город.

«Мы едем, едем, едем…». Вспомнить основные виды городского транспорта.

Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора.

Формировать умение строить автобус.

Воспитывать желание строить и обыгрывать постройку.

Апрель Перелетные птицы.

«Встречаем птиц» Вспомнить названия перелётных птиц.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Познакомить со схемой строения птицы.

Воспитывать желание трудиться.

День космонавтики

«Космический корабль». Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней.

Продолжить формировать умение использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали в процессе конструирования.

Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели.

Май Мир природы.

«Аквариум для рыб».

Развивать чувство формы при создании конструкции.

Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях, соединять их, соотносить постройки со схемой, подбирать адекватные приемы соединения.

Воспитывать умение пользоваться одни набором деталей.

«Творческое конструирование по замыслу» Развивать воображение, память, внимание.

Закреплять конструктивные навыки.

Закреплять умения обыгрывать постройку. Закрепить желание работать в коллективе.

Приложение2

Игры с «LEGO - конструктором»

для детей 4-5 лет.

Раздели на части.

В данном возрасте ребенок способен учитывать два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 и 2х4 см). Предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество кирпичиков можно увеличить до 8.

Найди постройку.

Дети по очереди достают карточку из коробочки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку (развивать внимание, наблюдательность, учить соотносить изображенное на карточке с постройками).

Кто быстрее.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков LEGO и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 – синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила. (развивать быстроту, внимание, координацию движений)

LEGO на голове.

Ребенок кладет на голову кирпичик LEGO. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит он выиграл и получает приз.

Кто быстрее.

Построй по маминому образцу с кем-нибудь на скорость (но нужна изюминка - волшебный звоночек)

Доктор.

Игра в доктора: сделать книгу рецептов, где пометить, кубик какого цвета и в каком количестве от какой болезни. И кубик с больными частями тела. Перемещение предмета. Возьми квадратный желтый кирпичик и положи туда-то. Покорми кого-то. Что-то еще с кубиком и цветами (например, покорми кого-то) для изучения цвета и количества.

У кого выше.

Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе детальку соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.

Игра в светофор.

Для любителей покатать машинки или покататься на своих машинках есть простая игра, которая им обязательно понравится. Делаем полосатый шлагбаум и три цветные палочки зеленого, желтого и красного цвета. Вы выполняете управление светофором и шлагбаумом. Когда нужно "включить" красный свет - достаете красную палочку и показываете ее малышу (если играете на полу, можно ставить на пол, если на диване - положить на диван, при этом с помощью шлагбаума перегораживаете "дорогу". Потом включаете желтый и зеленый, обязательно проговаривая какой сейчас цвет у светофора. Когда "включился" зеленый, поднимаем шлагбаум. Что дальше - по кругу. Управляем светофором до тех пор, пока ребенок участвует в игре. Деткам постарше можно предложить самим управлять светофором и шлагбаумом. Ну и конечно, играя в такую игру как не вспомнить: Красный свет – дороги нет. Желтый – приготовиться. А зеленый говорит: «Проезжайте, путь открыт!».

Публикации по теме:

Дидактическая интерактивная игра «Транспорт» Автор компьютерной интерактивной игры «Транспорт» - Былинская Екатерина Станиславовна, учитель-дефектолог. Игра предназначена для детей.

Говорящая интерактивная стена по теме «Животные»Говорящая интерактивная стена по теме «Животные» Я надеюсь, что данное пособие поможет воспитать в детях бережное отношение к природе, глубже и ярче почувствовать красоту родной земли.

Интерактивная игра «Что нам нужно?» Аннотация Автор: Нестерова Эльвира Растямовна Место работы: Центр развития ребенка – детский сад №242 «Садко» г. Ульяновск Должность:.

Интерактивная игра «Дом Дружбы»Интерактивная игра «Дом Дружбы» Цель: создание условий для творческой самореализации детей. Задачи: 1. Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;.

Интерактивная игра «Моя Родина — Россия» Интерактивная игра «Моя Родина – Россия» Цель. Формирование основ гражданственности и патриотизма. Задачи. Закреплять представления детей.

Интерактивная книга (лэпбук) «Бабочки»Интерактивная книга (лэпбук) «Бабочки» Своей красочностью и яркостью привлекла меня эта тема. Расцветка бабочек радует глаз не только детей, но и взрослых. Тема «Бабочки» актуальна.

Интерактивная папка «Берёзка»Интерактивная папка «Берёзка» С чего начинается Родина? С речки, с родного двора, где мы живем, с маленького дома в деревне у бабушки, а может она начинается с березы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Интерактивная легостена»
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 11:52
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД