Папки-передвижки

Проект «Искусство и время»

Надежда Поспелова
Проект «Искусство и время»

Проект "Искусство и время"

«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве

человек открывает прекрасное в самом себе».

(В. А. Сухомлинский.)

 

Тип проекта : творческий, долгосрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Сроки проведения: с января по декабрь

Публикация «Проект „Искусство и время“» размещена в разделах

Актуальность: Математика – наука точная. Цель развития элементарных математических представлений у ребенка – это показать ребенку, каким образом можно пользоваться математическими знаниями и умениями в различных областях жизни, в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры совместной деятельности детей и взрослых с учетом годовой работы с календарем: познакомить детей с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; дать представление о сезонах, формировать знания о делении сезона на три части - по месяцам; познакомить с понятием «месяц»; учить видеть красоту природы в различных ее образах и понимать сменяемость времен года и различать по особенностям присущим каждому времени года; формировать представления о взаимосвязи последовательности времен года и месяцев и учить воспринимать, через художественные образы живописи, музыки, литературы, анализировать и сопоставлять их; обобщать и систематизировать о характерных признаках каждого сезона; формировать знания о делении месяца на четыре части – недели; знакомить детей с названиями дней недели; учить детей называть последовательно дни недели; закреплять представления о времени суток; развивать эстетическое восприятие, отношение, переживание, фантазию, творчество.

Художественно - отраженное время обеспечивает освоение эталонов чувствовать время, наслаждаться им, а также понимать наполняемость пространства и кратковременность мига, ощущать ритм пространства и времени. Именно искусство запечатлевает время и пространство. Литературные произведения и изобразительное искусство играют большую роль в формировании временных представлений у дошкольников.

Окружающий нас мир существует во времени. Время является всеобщей формой существования материи. Временные характеристики явлений включают в себя продолжительность, частоту, ритм, текучесть, необратимость.

Время связано с движением и его необратимостью, а также отсутствием наглядных форм; - «его не видно и не слышно». Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Протекание времени в одном направлении есть выражение вечного в природе и обществе по восходящей линии, от старого к новому. «Циклические процессы наиболее явственно обнаруживают структуру процессов развития: оно идет по спирали. При этом в реальности циклический процесс никогда не приходит в ту же точку.

Задачи:

Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к художественно-творческой деятельности.

Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности.

Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.

Формы реализации проекта :

Совместная творческая деятельность.

Создание творческих работ детей и родителей.

Составление рассказов, загадок, чтение стихотворений.

Тематические занятия.

Картинная галерея по месяцам.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный:

Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.

Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».

Сбор информации о временах года для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».

Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

   Основной:

Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).

Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».

Создание страничек в альбом «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки».

Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.

Слушанье музыки «о временах года».

Показ видео ролика о временах года.

Художественно-творческая деятельность.

Заключительный:

Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».

Материал к проекту «Искусство и время»

Осень

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».

А. Вивальди «Осень».

П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».

«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».

В. Поленов «Золотая осень».

А. М. Герасимов «Дары осени».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь.».

К. К. Случевский. «Осенний мотив».

К. Д. Бальмонт «Осень».

И. А. Бунин «Листопад».

А. А. Блок «. Осенний день высок и тих.».

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.».

А. Н. Майков «Осень».

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.».

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.».

Н. А. Некрасов «Перед дождем».

И. С. Никитин «Дождь каплет.».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.».

И. А. Бунин «Первый снег».

А. А. Блок «Зайчик».

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом.».

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы.».

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса.».

Н. А. Некрасов «Славная осень!».

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

Художественное творчество

«Волшебные краски осени».

«Дары осени».

«Я шагаю по ковру из осенних листьев».

«Портрет осени».

«Золотая осень».

«Осеннее дерево».

«Осенние листочки».

«Аппетитные, ароматные, сладкие…».

«Веточка рябины».

«Портрет гриба».

«Золотые яблоки».

«Унылая пора, очей очарованье…».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Зима

Восприятие музыки

П. Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».

В. Шаинский «Снежинки».

А. Внукова «Если снег идет».

А. Вивальди «Зима».

П. Чайковский «Зима».

«У камелька» «Масленица».

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки».

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Репродукции картин известных художников

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. Левитан «Зимой в лесу».

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

А. А. Пластов «Первый снег».

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

И. И. Шишкин «Зима».

Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя.».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем.».

С. А. Есенин «Пороша».

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

С. А. Есенин «Поет зима – аукает».

И. А. Бунин «Метель».

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает.».

С. А. Есенин «Берёза».

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».

А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя.».

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной.».

А. А. Блок «Ветхая избушка».

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки».

«Первый снег».

«Мое любимое дерево зимой».

«Птички на ветке».

«Зимняя сказка».

«Я в волшебном лесу».

«Белая береза».

«Как розовые яблоки на ветках снегири…».

«Царство снежной королевы».

«В лесу родилась елочка».

«Зимний вальс».

«Букет для снегурочки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Весна

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик».

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Весенняя».

А. Вивальди «Весна».

П. И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели».

П. Кончаловский «Сирень в корзине».

И. Левитан «Весна. Большая вода».

И. Левитан «Март».

К. Ф. Юон «Мартовское солнце».

С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид. ".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится. ".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист. ".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами. ".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная. ".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин " Полюбуйся: весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился. ".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом. ".

Художественное творчество

«Ветка с первыми листочками».

«Весенний букет».

«Березы весной».

«Подснежники в ладошке».

«Цветущий сад».

«Грачи прилетели».

«Сапог в луже».

«Сороки».

«Первые цветы».

«Одуванчик – толстые щеки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Лето

Восприятие музыки

А. Вивальди «Времена года».

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

С. Прокофьев «Полет шмеля».

Г. Свиридов «Дождик».

А. Вивальди «Лето».

П. И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».

Мультимедийные презентации

Фотопроект «Летние забавы».

«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.

«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.

«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.

«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.

«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.

«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан «Березовая роща».

А. А. Пластов «Летом».

А. А. Пластов «Сенокос».

И. И. Шишкин «Дубовая роща».

В. Поленов «Московский дворик».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

В. Поленов «Заросший пруд».

Ф. Васильев «Мокрый луг».

А. М. Герасимов «После дождя».

Художественное слово

С. А. Есенин «С добрым утром».

И. А. Бунин «На пруде».

Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные.».

А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».

И. А. Бунин «Детство».

А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага.».

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака.».

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело.».

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

А. А. Блок «Летний вечер».

С. Я. Надсон «Заря лениво догорает.».

С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело.».

А. Н. Майков «Летний дождь».

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом.».

С. А. Есенин «Колокол дремавший.».

И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе.».

С. А. Есенин «По лесу леший кричит.».

И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье.».

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет.».

С. А. Есенин «Топи да болота.».

И. А. Бунин «Из окна».

Н. А. Некрасов «Конец лета».

Художественное творчество

«Летнее настроение».

«На реке».

«Бабочки и стрекозы».

«Божья коровка на ладошке».

«Пчелка».

«Ромашки».

«Утренняя роса».

«Я рисую букет».

«Паук на паутинке».

«Радуга-дуга».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Список используемой литературы:

Копцева Т. А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.

Алябьева Е. А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.

Григорьева О. А., Фесюкова Л. Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.

Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.

Иванова А. И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.

Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.

Скребицкий Т. А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.

Тамбиев А. Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.

Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.

И. Левитан «Березовая роща».

А. А. Пластов «Летом».

А. А. Пластов «Сенокос».

И. И. Шишкин «Дубовая роща».

В. Поленов «Московский дворик».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

В. Поленов «Заросший пруд».

Ф. Васильев «Мокрый луг».

А. М. Герасимов «После дождя».

Н. Любарский «Дождик».

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Весенняя».

А. Вивальди «Весна».

П. И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

П. Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».

В. Шаинский «Снежинки».

А. Внукова «Если снег идет».

А. Вивальди «Зима».

П. Чайковский «Зима».

«У камелька» «Масленица».

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки».

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Репродукции картин известных художников

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. Левитан «Зимой в лесу».

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

А. А. Пластов «Первый снег».

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

И. И. Шишкин «Зима».

Б. Кустодиев «Масленица».

Примеры:

 Январь – году начало:

1. Знакомство с календарем – (Новикова, Математика 5 – 6 лет, стр. 42 – 44). Чтение отрывка «Синичкин календарь» - январь Виталия Бианки или отрывка Михаила Баранова «Месяц за месяцем – круглый год»

2. Чтение Константина Ушинского «Четыре желания». (Картины – зима - Федот Васильевич Сычков «Катание с горы (вечер); весна - А. А. Пластов «Ужин тракториста» 1951 г. – (поздний вечер – сумерки); лето - Прянишников И. М. «Дети на рыбалке» 1882 г. - ; осень - Роберт Дункан.

План беседы: Какое время года изображено на картине? Как вы думаете, какое время суток показал художник на картине? Что люди делают в это время года? Приметы времен года. Признаки частей суток.

3. Рисование с элементами аппликации «Весело качусь я под гору в сугроб…» (И. А. Лыкова, стр. 116 – 117). Репродукции картин Федота Васильевича Сычкова «Катание с горы, Пелевин И. А. Дети в санях 1870г. и чтение стихотворения Афанасия Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…» (или Сурикова «Детство»)

Февраль – вюговей, вьюговец, бокогрей:

1. В феврале два друга - мороз да вьюга - беседа. Чтение отрывка «Синичкин календарь» - февраль Виталия Бианки или отрывка Михаила Баранова «Месяц за месяцем – круглый год» - февраль.

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

(Вахрушев А. А., Акимова Ю. А., Белова И. К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей. / А. А. Вахрушев, Ю. А. Акимова, И. К. Белова. – М. : Баласс, 2006. – 304 с. - стр. 222 – 223.)

Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. / Т. А. Шорыгина - М. : Гном, 2011, 64с. – стр. 28 -33).

2. Чтение стихотворений А. С, Пушкина (10 февраля память) «Зимнее утро» и рассматривание картины Игоря Эммануиловича Грабарь «Иней. Восход солнца»; стихотворение «Зимний вечер» А. С. Пушкина и картина Павла Злобина «Ночная метель».

3. Сагаалган – белый месяц - 2 этапа:

1 этап: творческая мастерская совместно с родителями – изготовление бурятского головного убора.

2 этап: проведение праздника «Сагаалган» совместно с музыкальным руководителем.

Март – «утро года», «утро весны», «солнечник» :

1.«Солнышком весна лучится» (20 – 21 – день весеннего равноденствия) – беседа. Чтение отрывка «Синичкин календарь» - март Виталия Бианки или отрывка Михаила Баранова «Месяц за месяцем – круглый год» - март. (Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. / Т. А. Шорыгина - М. : Гном, 2011, 64с. – стр. 34 -37).

2. Рассматривание репродукции картин Константина Алексеевича Коровина «Зимой» 1894г. и И. И. Левитан «Март». Составления рассказа по картине И. И. Левитан «Март». с опорой на план: Какое время года на картине. Приметы ранней весны.

3. Чтение бурятской сказки «Зима - лето»

Апрель –

1. Чтение отрывка «Синичкин календарь» - апрель Виталия Бианки или отрывка Михаила Баранова «Месяц за месяцем – круглый год» - апрель. (Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году. / Т. А. Шорыгина - М. : Гном, 2011, 64с. – стр. 34 -37).

2. Рассматривание картины «Грачи прилетели»

3. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

4. Рисование с элементами аппликации «Подснежник». (Лыкова стр. 170).

Чтение развиваюшей сказки «Четыре лебедя» и пересказ сказки. Цель – учить детей устанавливать последовательностьсобытий: что было «раньше», что «позже». Познакомить детей с понятиями «рассвет», «полдень», «сумерки».

Прикреплённые файлы:

iskustvo-i-vremja_snhvo.pptx | 2058,61 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе «Время читать — время творить»Фотоотчет о конкурсе «Время читать — время творить» Здравствуйте, коллеги! В моем городе Черемхово проходил конкурс " Время читать- время творить", посвященный к Году Литературы России.

Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать»Фотоотчёт о родительском собрании «Искусство воспитывать» В нашей старшей группе компенсирующей направленности «Улыбка», МКДОУ № 13 «Теремок», прошло родительское собрание на тему: «Искусство воспитывать».

Конспект мастер-класса по рукоделию «Искусство-Канзаши»Конспект мастер-класса по рукоделию «Искусство-Канзаши» Цель мастер-класса: создание условий для формирования представлений у педагогов по изготовлению цветка из атласных лент, используя технику.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года» Мною разработан и внедрен в практику работы проект на тему «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года». Проект является краткосрочным:.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Тематическая неделя «Настало время классное, настало время школьное» (фотоотчет)Тематическая неделя «Настало время классное, настало время школьное» (фотоотчет) Формирование положительной мотивации к обучению в школе – одно из важных направлений в работе со старшими дошкольниками, поэтому первую.

Фотоотчет «Волшебное искусство оригами»Фотоотчет «Волшебное искусство оригами» Первым использовать оригами в детском творчестве догадался немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель. Он создал курс оригами из бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Искусство и время»
Опубликовано: 2 января 2020 в 16:59
+103Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД