Получи документы

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Правление Петра Великого и его реформы»

Елена Терехова
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Правление Петра Великого и его реформы»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект урока

Предмет: окружающий мир

Класс : 4.

Выполнил: Терехова Елена Павловна, учитель МКОУ «ЦО№5»

Тема урока : Правление Петра Великого и его реформы

Тип урока : урок открытия нового знания.

Вид урока : Историческое путешествие.

Цель урока : повышение познавательного интереса обучающихся к жизни и деятельности Петра I, его вкладу в развитие российской государственности и укрепление Российской Империи.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Правление Петра Великого и его реформы“» размещена в разделах

Задачи урока :

- Ознакомление обучающихся с личностью Петра Великого и особенностями исторической эпохи в годы его правления.

- Развитие познавательной активности; определение степени усвоения изученного материала;

- Развитие навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, коллективного творчества и сотрудничества, а также работы с историческими текстами. Совершенствование умений работать с источниками информации;

- Воспитание чувства гордости за Родину и ее историческое прошлое.

Оборудование: учебник, ИКТ, предметные карточки с заданиями, интерактивная презентация.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: Метапредметные УУД: Личностные УУД:

Предметные результаты:

-анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;

-давать оценку событиям и личностям отечественной истории;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

-объяснять причины и следствия событий и процессов отечественной истории.

- Иметь представления о жизни Петра I

- Знать о преобразованиях Петра Великого

- Знать историю строительства Санкт - Петербурга и его достопримечательностях

- Понимать роль преобразований Петра I в истории России

Регулятивные :

-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

- Понимать и воспринимать оценку учителя или сверстника;

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Познавательные:

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, визуальную информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы);

-использовать современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде;

-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

- Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

- Воспитание чувства гордости за Родину и ее исторического прошлого.

- Формирование интереса к истории России.

Ход урока

1. Начало урока

1.1 Мотивация учебной деятельности

Дети входят в класс.

Учитель: Ребята, возьмите маршрутные листы такого цвета, который вам нравится. Займите места за столами, цвет маршрутного листа должен соответствовать цвету флажка на ваших столах.

Слайд

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

В. М. Васнецов.

Учитель: Ребята, начать урок я хотела бы с высказывания русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Как вы понимаете данное высказывание?

Учащиеся высказывают своё мнение. Важно знать и любить историю собственной страны. Патриот должен знать историю своей страны.

1.2 Актуализация знаний

Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся в «историческое путешествие», но сначала предлагаю вам выполнить задание.

Мы знаем, что фамилий у русских людей долгое время не было. В соответствии с характером или проводимой политикой, князья и цари получали дополнение к своему имени.

Ваша задача соотнести имя князя или же царя с таким дополнением.

князь Олег Вещий

князь Владимир Красное Солнышко

князь Александр Невский

царь Иван Калита

царь Иван Грозный

Великий

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Проверьте работу по эталону (слайд)

1.3 Постановка проблемы и подведение к теме урока

Учитель: Вы отлично справились с заданием, что вы заметили?

Ученик: У нас осталось одно дополнение к имени.

Учитель: Почему так получилось?

Учащиеся: высказывают свое мнение: мы еще не знаем имя царя, которому дали дополнение «Великий».

Учитель: Ребята, чтобы узнать имя этого царя, предлагаю отгадать кроссенс. Слайд 3

Учащиеся отгадывают кроссенс. Петр I

Учитель: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учащиеся: Петр Великий.

Учитель: На какой вопрос мы должны с вами ответить?

Учащиеся: Почему Петра I народ называл Великим?

Учитель: Ребята, а что вы уже знаете о Петре I ?

Учащиеся: Основал Санкт – Петербург, открыл первый музей Кунсткамера.

Учитель: А что бы вы хотели узнать?

Учащиеся: Что важного Петр I сделал для России? Узнать биографию Петра I.

Учитель: Какие цели мы поставим перед собой?

Учащиеся: Узнать каким он был царём, что сделал для России.

Учитель: В ходе нашего путешествия мы найдем ответы на все поставленные вопросы и обязательно дойдем до цели.

Комментарий к началу урока : На этапе начала урока были использованы :

Метод проблемно-диалогического обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Прием мотивирующий. Приём «Яркое пятно» (кроссенс)

Формы работы: фронтальная, групповая.

Вид работы: устная

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждения;

Регулятивные:

- умение организовывать свою деятельность, осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия, понимать границы своего знания, формировать запрос на недостающую информацию;

- принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать задачи;

- планировать действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей.

Коммуникативные:

- координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Комментарий к заданию. Цель: познакомить детей с отдельными фактами из жизни Петра Первого; сформировать у учащихся образ Петра Первого как разносторонне развитого человека.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, игровой (по источнику передачи и восприятия информации); частично – поисковый (по характеру обучения) дедуктивный (по логике передачи и восприятия информации); объяснительно – иллюстративный, частично - поисковый (по степени самостоятельности мышления).

Методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос, индивидуальный.

Приемы: работа с электронной энциклопедией: выделение ключевой информации из текста; филворд; театрализация; отсроченная догадка.

Вид работы: групповая, фронтальная.

Форма работы: коллективная.

Отрабатываемые УУД:

познавательные:

- ориентироваться в личной системе знаний: контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность с помощью оценочных листов, отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; «открывать» новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; уметь устанавливать аналогии;

коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Слайд

Внимание! Работать вы сегодня будете в командах. Путешествие пройдёт в три этапа. На каждом этапе вы будете выполнять различные задания. На обдумывание и поиск ответа вам будет даваться 1 минута. По истечении времени каждая команда по очереди озвучивает ответ. Можно давать досрочные ответы, достаточно позвонить в колокольчик. За каждый правильный ответ, я буду давать вам жетоны. Желаю вам удачи, будьте внимательными и активными!

Учитель: На первом этапе игры для вас подготовили вопросы учащиеся нашей школы. Ответы на вопросы можно будет найти в различных источниках.

Предложите свои варианты поиска информации.

Ученик: книга, энциклопедия, интернет.

Учитель: Всё верно. В первом туре вы можете поработать с электронной энциклопедией. Внимание на экран (звучит видео вопрос) Слайд.

1. Петр I родился в Москве 30 мая 1672 года. Он был 14 ребёнком в семье. На трон взошёл в совсем юном возрасте вместе со своим братом Иваном. С детства Иван был болезненным ребёнком, а Пётр слишком мал, поэтому при малолетних братьях в течении семи лет правила страной их сестра Софья, позже она была свергнута и отправлена в монастырь. Борьба за царский трон была всегда. В 1689 г Петр окончательно утвердился на царствование.

Вопрос. В каком возрасте Петр 1 взошёл на трон? Назовите годы правления Петра I. Слайд.

Учитель. Время пошло.

(учащиеся работают с электронной энциклопедией)

Учитель: Первая команда, дайте свой вариант ответа.

Ученики дают ответ.

Учитель: Вторая команда, предложите свой вариант ответа.

Ответ. Петр был провозглашен царем в 10 лет. Правил с 1682 по 1725 год.

Учитель: Вы хорошо справились с первым вопросом. Получите жетон. Переходим ко второму вопросу.

2 Слайд (звучит видео вопрос)

Царский ребёнок рос подвижным, энергичным мальчиком. В 2 года Петр играл уже с более серьё зными игрушками: луком и стрелами, топориками, ножами, молотками. С 4 лет играл с пистолями, карабинами. Отмечая любовь своего младшего сына к воинским забавам, отец, Алексей Михайлович, приказал создать для Петра особый полк, который назывался Петров полк.

Вопрос. Какое другое название получили войска маленького Петра? Кто входил в эти войска? Слайд.

Учитель: Приступаем к поиску ответа.

(учащиеся работают с электронной энциклопедией)

Учитель: Выслушаем ответ второй команды.

Учащиеся отвечают.

Учитель: Первая команда, озвучьте свой ответ.

Ответ. Полк по – другому назывался «потешным». В него входили сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора, которые были одеты в настоящую военную форму.

Учитель: Переходим к третьему вопросу.

3 Инсценировка. (Показывают старшие дети)

Появляется Петр 1. Он торопливо собирает вещи, раскиданные на столе в саквояж, перекладывает топор, молоток и рубанок.

Появляются 2 чиновника со свитками и перьями в руках, кланяются царю.

1 чиновник: «Батюшка Пётр Алексеевич, отправляетесь Вы далёко, не опасно ли?»

Петр : «Чем больше опасности, тем больше славы! Несчастья бояться – счастья не видать! Еду в Европу наладить международные связи, мосты навести с культурными государствами. Есть чему поучиться у немцев, что перенять, да у нас запустить не мешало!»

2 чиновник: «А если кто узнает, что русский царь самолично по Европам поехал да задумает лихое дело! Долго ли до беды? Тебе, государь, имя бы сменить для путешествия».

Петр хлопает 2 чиновника по плечу: «Ты прав, мой друг, не мешало бы интриги добавить! А как вам, если меня Петром Михайловым в поездке кликать будут, согласны? Небось запомнят, не попутают. Уходит

2. чиновник. «Вот царя нам Господь послал, не сидит на месте! Куда он в Голландию или в Англию?».

Учитель. Вопрос. Зачем Петр 1 посещал Голландию и Англию? Прежде чем найти эту информацию в достоверном источнике, выскажите свои предположения.

Ученики высказывают предположения.

Учитель: А теперь давайте найдём информацию в достоверном источнике. Проверим насколько были вы точны в свои х предположениях.

Ответ. Он трудился плотником на верфях, чтобы самому постичь премудрости корабельного дела.

4 вопрос. Слайд 5

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Вопрос: Всем известно, что Петр 1 освоил около 14 специальностей. Назовите некоторые из них. Напоминаю, что во времени вы ограничены.

Учитель. Дорогие друзья, у вас на столах лежит карточка с заданиями – это филворд. Вам необходимо среди букв собрать 4 специальности, которые освоил Петр 1.

Учитель: Ребята, проверим, какие специальности вы нашли. Читайте по очереди по одной профессии.

Молодцы, первый тур подошёл к концу. Оцените, пожалуйста, свою работу в группе, поставив плюс в маршрутном листе напротив 1 этапа.

Вывод. Ребята поздравляю вас с «открытием» новых знаний! Давайте подведем итоги 1 этапа и начнем составлять «кластер». Какое ключевое понятие будет находиться в центре «кластера»? Какие новые знания вы открыли в ходе 1 этапа?

Ученики: Царствовал с 1682 – 1725 год, освоил 14 специальностей, провозглашен царем в 10 лет, постиг корабельное дело, создал потешные полки.

Учитель. Молодцы, что ещё хотелось бы вам знать о Петре Великом?

Учащиеся: Что сделал Петр I для России.

Второй этап.

Комментарий к заданию: Цель задания – познакомить с преобразованиями Петра Первого.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, игровой (по источнику передачи и восприятия информации); частично – поисковый (по характеру обучения) дедуктивный (по логике передачи и восприятия информации); частично - поисковый (по степени самостоятельности мышления).

Методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос.

Приемы: работа с учебником: выделение ключевой информации из текста; «мозговой штурм»; «яркое пятно»

Вид работы: устная

Форма работы: коллективная

Отрабатываемые УУД:

- познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

регулятивные:

- осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия.

принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: действия по организации и планированию учебного сотрудничества с сверстниками; работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Учитель: Пётр I – величайшая фигура в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства. Правление Петра I было не просто царствованием, но и переломной эпохой в жизни страны. Прежде всего это эпоха Петровских преобразований, которые надолго способствовали расцвету России.

Второй тур будет посвящен преобразованиям Петра Великого и пройдёт он форме Блиц – турнира. Внимательно слушаем условия к заданию 2 тура.

- Вы вращаете барабан, стрелка укажет на номер вопроса, я вам его зачитываю, вы находите ответ в учебнике на стр. 64.

Отвечает та команда, которая быстрее найдет ответ, позвонив в колокольчик.

Интерактивная презентация. (Дети вращают барабан, выпадает номер вопроса)

Слайд

Вопросы.

1. Как развивалось образование при Петре 1 (Открывались новые школы, подписан указ о создании Академии наук)

2. Какое средство массовой информации появилось при Петре 1? (Печатная газета)

3. Какие города были основаны при Петре 1? (Санкт – Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург)

4. Какой запрет ввёл Петр 1 для знатных людей? (Запретил носить бороды и русское платье)

5. Какое событие произошло в 1721 году? (Петр был провозглашен императором)

6. Черный ящик.

Учитель: В ящике находится один из символов любого города, страны.

Ученик: герб.

Учитель: (показываю герб) герб какого города вы видите?

Ученик: герб города - Тулы.

Учитель: Подумайте и предположите, как связан Петр 1 с Тулой.

Ученики высказывают свои догадки и предположения.

Учитель: В 1712 году по приказу Петра Первого было начато строительство первого в России Государственного Оружейного завода. Для Тулы реформаторская деятельность первого русского императора имела чрезвычайное значение в становлении и развитии города как оружейной столицы России. Каких вид войск не было до Петра 1 в России? (морской флот)

7. Как изменилось государственное управление страной? (Царь перестал созывать Боярскую думу и Земские соборы. Были созданы новые органы управления)

Учитель: Вопросы второго тура закончились. Оцените свою работу в маршрутном листе.

Учитель: Вернёмся к «кластеру» и подведём итоги. Какие новые знания вы открыли в ходе второго этапа?

Ученики: создал флот, основал новые города, создавал новые школы, открывал заводы, выпустил первую газету, приобщил знатных людей к европейской культуре.

Физкультминутка (нейрогимнастика)

Третий этап

Комментарий к заданию: Цель – познакомить с историей строительства Санкт – Петербурга, закрепить знания о достопримечательностях города.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, проектный (по источнику передачи и восприятия информации); дедуктивный (по логике передачи и восприятия информации); репродуктивный (по степени самостоятельности мышления).

Методы контроля и самоконтроля: фронтальный опрос.

Приемы: интервью с историческим героем.

Вид работы: устная работа

Форма работы: коллективная, индивидуальная

Отрабатываемые УУД:

- познавательные:

выбирать способы действий, соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить;

- регулятивные:

осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия.

Учитель: Ребята, мы переходим к третьему этапу, послушайте отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Люблю тебя, Петра творенья

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

Учитель: Ребята, в поэме вам встретилось слово «творенье». Подберите синонимы к этому слову

Ученики: Результат, работы, труд.

Учитель: Как вы думаете, что имел в виду А. С. Пушкин под словом творенье? О каком «творенье» Петра говорится в этой поэме?

Ученик: О городе Санкт – Петербург.

Учитель: У нас с вами появилась уникальная возможность узнать о том, как начиналось строительство города.. Возможно, для вас это будет ещё одним «Открытием».

-Ребята из Центра детского юношеского туризма и краеведения взяли интервью у самого Петра 1. А как им это удалось. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика. Слайд

Учитель: Что вы нового узнали для себя о строительстве Санкт – Петербург.

Ученик:

Учитель: Сколько всего создал Петр Великий, не поддается простому перечислению, но самое его значительное творение, которое не только живет уже более трех веков, но и активно развивается, — это, конечно, город, который создан его руками, по его чертежам, носит его имя. Санкт – Петербург богат достопримечательностями. С некоторыми из них вы уже знакомы. Поэтому предлагаю в 3 этапе отправиться на экскурсию по Санкт – Петербургу. Узнайте по фотографии достопримечательность и найдите описание. Соберите всё на одном листе и представьте свои работы.

Ученики работают над проектом.

Учитель: Представьте свои проекты.

Учитель: Молодцы, оцените свою работу на этом этапе и поставьте плюс в маршрутном листе.

3. Итог урока

3.1 Фиксация результата

Учитель: Вернёмся к «кластеру», что ещё мы можем добавить?

Ученик: Основал Санкт – Петербург.

Учитель: Вспомните главный вопрос урока?

Ученик: Почему Петра Первого называли Великим.

Учитель: Теперь вы можете ответить на этот вопрос? Кто попробует.

Учащиеся высказывают своё мнение.

3.2 Оценивание результата

Учитель: Ребята, каждый из вас сегодня прекрасно поработал, и настало время оценить свою работу. Посчитайте все «+» и поставьте себе оценку.

Учащиеся дают комментарии и оценивают свою работу.

Подведем итоги путешествия, посчитайте жетоны. Команда набравшая больше жетонов, получает заслуженные оценки.

3.3 Домашнее задание

Учитель предлагает разноуровневые задания: слайд

• Пересказ стр. 63 - 67

** с помощью дополнительной литературы, интернета подготовить рассказ о Петре 1, используя факты, которых нет в учебнике.

*** Творческое задание. Придумай беседу о строительстве Санкт – Петербурга между Петром 1 и мастеровым – строителем города.

Учитель: Вы все сегодня хорошо поработали! Всем спасибо! Урок окончен.

Комментарий к итогу урока : На этапе итога урока были использованы :

Методы: интеллектуальная рефлексия, личностная рефлексия.

Прием: «Кольцо» (возвращение к началу урока); разноуровневые задания для домашней работы, «кластер», Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Вид работы: устная

Формировались УУД:

Регулятивные:

- оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Тема: Куликовская битва Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси. Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно.

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое Бенилюкс» Технологическая карта урока окружающего мира Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «23» апреля 2015 года Тема. Что такое.

Конспект урока по окружающему миру «Как путешествует письмо?» в 1 классе Окружающий мир А. А. Плешаков Тема урока: «Как путешествует письмо?» Цель урока: познакомить детей с работой почты, разными видами отправлений.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему их так назвали?» Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: Почему их так назвали? Цель урока: • раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Моя малая Родина» Тема: Моя малая родина. Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Правление Петра Великого и его реформы»
Опубликовано: 6 мая 2024 в 21:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Правление Петра Великого и его реформы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Терехова (УИ 341781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД