Юлия Мальцева
Проект исследовательский «Мистер Чистиль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект исследовательский
Проблема: наблюдая за детьми своей группы я заметила, что большинство из них не умеют использовать свои знания и переносить их на дело, кроме того у них наблюдается рассеянный интерес и слабая познавательная активность. И тогда я решила использовать технику ТРИЗ в свободное от занятий время занять их чем то нетрадиционным, так родилась идея совместно с детьми разработать модель будущего «мистер чистиль»
Сформировались цели
• Научить детей видеть проблему обычной повседневной жизни.
• Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ
Публикация «Проект исследовательский „Мистер Чистиль“» размещена в разделах
• Учить сопостовлять противоположенные друг другу факты
• Учиться анализировать и предполагать конечный результат
• Учить опираться на полученные факты
1 этап. Определение проблемы с детьми
В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.
У каждого был свой ответ: кто-то считает что садик открывается слишком рано; кто-тот не согласен с меню в детском саду; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. Мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется десять раз на день разуваться при входе в детский сад
Им часто разуваться по нескольким причинам:
1. Потому что в одежде трудно наклоняться.
2. Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
3. Некоторым взрослым приходится использовать бахилы, которые надо выбрасывать, и часто они торчат из мусорных контейнеров, вываливаются и загрязняют природу.
Так мы решили подумать:
«Зачем надо надевать бахилы или разуваться при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил и можно ли не разуваться?
Были предложены варианты
1. Вытирать обувь о тряпку, которую можно положить на входе
2. Носить запасную обувь.
3. Выстелить по ковру целофановую полоску по которой можно ходить обутым
Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:
Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. Хорошо бы Грязь с обуви сама исчезала
2 этап. Сбор копилки.
Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. Мы брали образцы грязи в пластиковые контейнеры на улице, в коридоре, не веранде, на площадке. В итоге была собрана «Копилка грязи», с которой мы в импровизированной лабаратории проводили опыты.
3 этап. Картотека
Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи» :
• Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
• Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
• Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
Далее, дети стали искать способы борьбы с каждым из этих видов грязи и дополнять картотеку. Для этого дети наблюдали, как дома мама борется с грязью, как борются с грязью в садике, на улице, как она меняется, чем ее можно вытереть.
• С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
• С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке, метлой, водой, тряпкой.
• Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.
4 этап. Модель изобретения
Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространё нные и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка, метла или веник.
Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Попробовали тряпки, решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.
Таким образом, в модель попали:
• Пылесос.
• Механические щётки.
• метла
Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.
5 этап. Создание продукта
Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с метлой и щетками. Рисунки, модели из пластилина стали новейшими разработками и коллективно мы все же сконструировали модель, которая напоминала пылесос, но в не присутствовали метелки, которые сначала обметали грязь, потом выдвигались щетки и тщательно чистили обувь и все это сушилось воздухом, так и получился прибор «Мистер Чистиль»
Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.
У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Мистером Чистилем» и какие правила безопасности надо соблюдать.
Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.
Положительные:
• Бережёт труд человека.
• Экономит моющие средства, ткань, воду.
• Не загрязняет природу.
• Экономит денежные средства людей.
Отрицательные:
• Много деталей — значит, дорогой.
• Тратит электричество.
• Большой и тяжелый
• Требует доработки
Данное изобретение было презентовано родителям и педагогам.
Данный проект использовался с детьми старшего возраста, количество участников 8 человек, время проведения проекта 1 неделя.