Ирина Свиридова
Проект исследовательской деятельности на тему «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Китайская пословица
КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПРИОБРЕТАТЬ ЗНАНИЯ
Одно из направлений работы МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №155 «Светлячок» г. Брянска является познавательно-речевое развитие детей.
Свиридова Ирина Викторовна, воспитатель высшей категории, углубленно работает над развитием познавательных интересов детей на основе элементарной экспериментально-исследовательской деятельности и делится своим опытом с коллегами и заинтересованными читателями.
Публикация «Проект исследовательской деятельности на тему „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность, поведение это естественное состояние ребенка, он настроен на желание познать мир. Именно это и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Главный путь поддержания и развития исследовательского поведения – максимальное снижение ограничений на исследования. Поэтому они должны иметь бесконечно много возможностей для свободной фантазии и конструктивной деятельности. Практически все окружающие ребенка предметы таят в себе большие возможности для развития навыков и умений исследовательского поиска. Игра ребенка часто выполняет функцию исследования. В процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предметов. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга, но отожествлять их не следует.
Современная жизнь ставит перед человеком много проблем. Для решения всех этих проблем человеку нужен большой запас знаний и умений. Знания и умения ребенок начинает получать уже в детском саду, постепенно познавать окружающий мир от простого к сложному. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понятии их сущность, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость, гордость в случае разрешения задач - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.
Между уровнем развития познавательного интереса ребенка и усвоением им знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший «строительный» материал, который является фундаментом развития познавательного интереса.
Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, т. к. условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их почитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребенок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.
На протяжении дошкольного возраста вопросы сменяются по форме и содержанию. Малышей интересует название действий, предметов, их свойств и качеств.
Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Чем старше становится дошкольник, тем активней умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка уже направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии и различного.
Например, почему луна только светит, а солнце светит и греет? Как птицы дорогу к гнезду находят? и т. д.
У старших дошкольников типичными являются не единичные познавательные вопросы, а их цепь.
Например, что, начинается там, где кончается земля? А на других планетах живут люди?
Животные? Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» - верный признак умственной готовности ребёнка к школьному обучению.
Под влиянием этого интереса у ребёнка развивается желание учиться, постоянно получать новые знания, стремление. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Н. Н. Подъяков выделяет два основных вида поисковой деятельности у дошкольников :
• первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.
• второй вид ориентировочно - исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенный элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Одним из приёмов исследовательской деятельности, организуемой взрослыми является эксперимент.
В ходе проведения эксперимента педагогу необходимо соблюдать следующие правила:
1. учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;
2. не сдерживайте инициативы детей;
3. не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
4. не спешите с вынесением оценочных суждений;
5. помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями:
формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
анализ и синтез, классификация, обобщение информации
Эта педагогическая технология дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной тематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем дополнительные воспитательные возможности.
Самые интересные эксперименты - это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Предлагаем вашему вниманию проект исследовательской деятельности на тему «Волшебница вода» для детей средней группы.
ПРОЕКТ
Средней группы
на тему :«Волшебница вода».
МБДОЦУ ЦРР Д/С №155
«Светлячок»
Воспитатель Свиридова И. В.
Цель проекта :
• расширять представления о явлениях окружающего мира;
• дать основные знания о природной стихии – вода;
• развивать интерес к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды;
• помочь увидеть необычное, новое в привычном и обыденном.
Задачи проекта :
• познакомить детей с основными свойствами воды опытным путем;
• расширять представления детей о формах проявления воды в природе;
• дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
• дать представление о значении воды для всего живого;
• воспитывать осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу
Участники проекта :
Дети, воспитатели и родители группы «Звездочка»
Развивающая среда:
• глобус;
• материалы для экспериментирования;
• атрибуты для игр (водяная мельница, воронки, надувные игрушки и т. д.);
• иллюстрации с изображением различных агрегатных состояний воды;
• панно «Кто дружит с водой»;
• игра «Где спряталась вода?»
Этапы работы над проектом
Сентябрь.
Наблюдения:
- Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их.
- На следующий день повторить обсуждение результатов наблюдений, предложить детям подумать, где еще можно обнаружить воду.
- Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т. п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
Опыты:
1. Уточнить представления детей о внешних признаках воды на ощупь, на вкус, по цвету.
2. Какая бывает вода (свойства воды).
3. От чего зависит цвет луж?
4. Как меняется вода в зависимости от температуры.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром:
«Вода, вода, кругом вода».
Дидактические игры:
«Кому нужна вода»;
«Что было бы, если бы исчезла вода?»;
«Спрячь игрушку в воде».
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, повторение правил гигиены, уход за комнатными растениями, мытье игрушек, стирка кукольной одежды.
Сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Кафе – бар».
Октябрь.
Наблюдения:
- Налейте в стакан с ложкой воду, и пусть малыш посмотрит на него сбоку. Он увидит там «сломанную» ложку!
- Вырежьте из светлого картона несколько бутылок и расположите их на столе. Одну строго вертикально, другую - под небольшим углом, третью - горизонтально. Пусть ребенок нарисует фломастером, как будет выглядеть вода в этих бутылках. Потом налейте воду в настоящую бутылку и проверьте (уровень воды всегда будет горизонтальным).
- Очень интересно наблюдать за поверхностью воды. Молекулы здесь держаться друг за друга так крепко, что образуют тонкую упругую пленку. Увидеть ее можно, если наполнить стакан водой до краев.
- Наблюдение за лужами. Во время дождя маленькие лужи сливаются в одну большую лужу – вода жидкая, она течет. На солнце лужи высыхают – от нагревания вода превращаются в пар, появляется туман.
- Наблюдение за облаками. Облака состоят из капелек воды. Облака плывут быстро, медленно. На что похожи облака?
Опыты:
1. Исчезновение воды.
2. Появление воды из воздуха:
3. Круговорот воды в природе.
4. Вода бывает теплая и холодная.
Дидактические игры:
«Кому нужна вода?»;
«Найди воду на картинке»;
«Маленькие человечки»
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, уход за обитателями аквариума (почему рыбам нужна вода, какая вода им нужна, как улучшить условия их жизни, повторение правил гигиены (беседа; «Зачем полоскать рот после еды?»).
Чтение сказок: «Путешествие капельки», «Маленькие человечки».
Чтение рассказа Светланы Добрицкой «Рассказ о круговороте воды в природу для детей».
Ноябрь.
Наблюдения:
- Наблюдение за лужами. Обратить внимание детей на то, что по утрам на лужах появляется корочка льда, а на ветках деревьев – иней. Предложить детям высказать свои предположения о том, что это такое.
- Обратить внимание детей на то, что во время заморозков песок становится твердым. Почему?
- Продолжать учить детей правильному поливу комнатных растений. Рассказать о том, что с наступлением холодов, растениям необходимо меньше воды. Почему?
- Наблюдение за рыбками и черепахой. Нужна ли черепахе вода?
Опыты:
1. Лед и иней – это замерзшая вода.
2. Что помогает песку стать твердым?
3. Что такое айсберг?
4. Смешивание.
Дидактические игры:
«Хорошая – плохая вода»;
«Найди на картинке воду»;
«Какая вода».
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, закрепление правил гигиены, уборка в группе (моем игрушки и цветы, чтение рассказов и сказок о воде, знакомство с пословицами о воде.
Декабрь.
Наблюдение:
- Познакомить детей с комнатными растениями, требующими умеренного полива. Продолжать учить детей правильно поливать растения. Объяснить, что растение может погибнуть как от недостатка воды, так и от ее избытка.
- Пьет ли растение воду? Поместить цветок в подкрашенную воду. Через некоторое время, стебель и цветок окрасятся под цвет воды. Значит, растению нужна вода.
- Наблюдение за снежинками (форма).
Опыты:
1. Снег – это тоже вода.
2. Свойства льда.
3. Можно ли пить талую воду?
Занятие: «Волшебные превращения воды».
Дидактические игры:
«Какая вода?»;
«Где спряталась вода?»;
«Тонет – не тонет».
Совместная деятельность с детьми :
Игры со льдом, изготовление цветных льдинок, рисование рыбок, изготовление снежинок из природного материала.
Январь.
Наблюдение:
- Наблюдение за падающим снегом. Познакомить с понятиями «метель», «поземка», «вьюга».
- Наблюдение за комнатными растениями. Как долго растение может обходиться без воды? Почему растения зимой требуют меньшего полива?
Опыты:
1. Свойства льда.
2. Иней – это замерзший пар.
3. Свойства снега.
4. Нужна ли растению вода?
5. Смешивание.
Беседа на тему : «Вода в жизни человека»
Дидактические игры:
«Кому нужна вода?»;
«Где спряталась вода?»;
«Загадки о воде».
Совместная деятельность с детьми :
Заучивание стихов о воде, игры со снегом, закрепление правил личной гигиены, рисование различных состояний воды (снег и лед – твердая вода, иней пар и туман – парообразная вода, река, море – жидкая вода).
Февраль.
Наблюдение:
- Как изменяется снег и лед в оттепель? Почему? Что такое «наст»?
- Наблюдение за сосульками. Откуда берутся сосульки? Какого они цвета? Формы? Из чего состоят сосульки? Когда сосульки «плачут»?
Опыты:
1. Можно ли пить талую воду?
2. Все ли вещества растворяются в воде?
3. Фильтрация воды.
Дидактические игры:
«Какой бывает вода»;
«Хорошо – плохо»;
«Тонет – не тонет»
Беседа на тему : «Почему воду необходимо беречь?»
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой, отгадывание загадок о воде, подбор иллюстраций на тему «вода», изготовление корабликов для игр.
Март.
Наблюдения:
- Наблюдение за первыми признаками весны: тает снег, капель, ручейки – учить связывать их с повышением температуры воздуха.
- Наблюдение за купающимися птицами. Зачем птицы моются?
- Наблюдение за изменениями, происходящими со снегом.
- Наблюдение за комнатными растениями. Почему с наступлением весны растениям требуется обильный полив?
Опыты:
1. Вода – необходимое условие для роста растений.
2. Как вытолкнуть воду?
3. Откуда берется вода?
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»;
«Хорошая – плохая вода»;
«Тонет – не тонет»
Совместная деятельность :
Рассматривание картины «Купание медвежат», изготовление панно «Воробьи в лужах», подбор картинок для игры «Кто дружит с водой?».
Апрель.
Наблюдения:
- Наблюдение за дождем. Появление радуги. Рассказать о том, что такое радуга. Откуда она появляется?
Опыты:
1. Радуга.
2. Куда исчезла вода?
3. Опыты с давлением.
4. Как передвигается вода в почве?
Занятие по ОБЖ: «Уроки Айболита»,
Занятие по ООМ: «Волшебница вода».
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»;
«Кто дружит с водой?»;
«Хорошо – плохо».
Совместная деятельность с детьми :
Игры с водой; выставка работ «Вода бывает разной»; закрепление правил гигиены; чтение стихов, рассказов и сказок о воде; повторение пословиц; отгадывание загадок.
Май.
Наблюдение:
- Наблюдение за водой в окружающей среде и ее применением.
Опыты:
Что мы знаем о воде?
Занятие по ООМ: «Вода – начало всех начал»
Литература: А. И. Иванова "Наблюдения и эксперименты в детском саду" издательство "ТЦ",Москва 2004г.
А. Дитрих, Г. Юршин,Р. Кошурникова "Почемучка", Москва, "Педагогика" 1987г.
Н. Виноградова "Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой". Пособие для воспитателей детского сада. Издательство "Просвещение", Москва 1978г.
О. В. Мариничева, И. В. Ёлкина "Учим детей наблюдать и
ассказывать" Ярославль, Академия холдинга 2002г.