Наталья Шевчук
Проект «Я будущий школьник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Я будущий школьник»
Продукт: создание творческих альбомов «Я ученик будущего», «Сказки из портфеля» для детей младшего возраста в подарок.
Цель: содействие развитию интеллектуального потенциала детей и мотивационной готовности к школьному обучению
Задачи:
1. Побуждать желание детей узнавать о школе, о важности школьного обучения.
2. Развивать интерес к школьным традициям.
3. Воспитывать потребность обобщать и передавать имеющиеся знания младшим школьникам.
Публикация «Проект „Я будущий школьник“» размещена в разделах
Мотивационный этап:
Дети уходят из детского сада в школу, у них по сравнению с другими детьми больше представлений о предстоящей школьной жизни. О чём бы они могли сообщить младшим дошкольникам, чтобы вызвать у них желание пойти учиться? Какой подарок они могли бы сделать детям старшей группы, чтобы оставить о себе долгую память?
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Содержание работы Принятие решения о создании творческих альбомов «Я будущий ученик», «Сказки из портфеля», обсуждение с детьми их содержания.
Участники: Педагоги, дети, родители группы.
Организационный этап
Содержание работы Совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Обсуждение, как можно оформить работу, чтобы было понятно другим детям.
Сравнение школьной жизни родителей и настоящего времени, для прослеживания динамики развития обучения в школе, самостоятельных выводов.
Составление сообщений «Какой будет школа будущего», «Какими будут ученики будущего».
Проявление творчества детей при оформлении альбома «Сказки из портфеля» : составление сказок, загадок на тему: «Школьные принадлежности».
Участники: Педагоги, дети, родители группы.
Итоговый этап
Содержание работы Оформление творческого альбома «Я ученик будущего», который включает в себя рисунки детей на данную тему, рубрику «Сказки из портфеля», где оформлены сказки, загадки о школьных принадлежностях.
Участники:Педагоги, дети группы.
Содержание реализации проекта.
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности.
Игровая:
С. р. игры «Школа», «Магазин школьника», «Семья» :сюжет – первоклассник собирается в школу.
Д. игра «Кто работает в школе?», «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Мой путь в школу», «Школьные чувства», «Хорошо-плохо»
Коммуникативная, чтение худ. лит-ры:
Беседы: «В какой школе ты бы хотел учиться?», «Мои родители были школьниками».
Ситуации: «Ученик не должен», «Что было бы, если б не было школ…».
Чтение: А. Барто «В школу»,С. Маршака «Первое сентября», Л. Каминский «Опоздал».
Придумывание загадок на тему «Школа», разучивание пословиц и поговорок.
Познавательно-исследовательская
Экскурсия в школу – развитие интереса к школе, традициям школьной жизни, профессии учителя. Оформление карты маршрута «Мой путь в школу».
Обсуждения «Человек и его здоровье», «Здоровая пища»-понимать, что от здоровья зависит успешность обучения в школе.
Продуктивная:
Изготовление атрибутов к с. р играм.
Рисование «В какой школе я хочу учиться», оформление творческого альбома «Я ученик будущего»
Музыка:
Прослушивание музыкальных произведений про школу.
Организованная деятельность в режимных моментах
Утро:
Беседы с детьми «Что мы знаем о школе?», ситуативный разговор: «Что было бы, если б не было школ…», чтение А. Барто «В школу», С. Маршака «Первое сентября».
Индивидуальная деятельность: дид. игры «Собери портфель», «Мой путь в школу», «Кто работает в школе?»
Рассматривание картинок, фотографий о школе, альбомов «Человек и его здоровье», «Здоровая пища»
Прогулка:
Экскурсия в школу,
С. р. игры «Школа» : сюжет «Я иду в школу»,
С. р. игра «Шофёры школьного автобуса».
Д. игра «Дорожные знаки», «Перейди улицу».
Спортивное состязание «Кто первым дойдет до школы»
Работа перед сном:
Чтение произведений про школу по желанию детей,
Л. Каменского «Опоздал», разучивание ст-я А. Барто «В школу».
Разучивание пословиц и поговорок про учёбу в школе : «Ученье - свет, а не ученье – тьма».
Вторая половина дня:
С. р. игры «Магазин школьных принадлежностей», «Семья».
Д. игры: «Школьные принадлежности», «Школьные чувства», «Хорошо-плохо».
Оформление карты-маршрута «Мой путь в школу».
Изготовление атрибутов к с. р. играм.
Рисование «В какой школе я буду учиться».
Оформление творческого альбома «Я ученик будущего».
Прослушивание музыкальных произведений про школу.
Составление альбома «Сказки из портфеля».
Вечерняя прогулка:
Ситуации: «Ученик не должен».
С. р. игра, труд «Строим школу будущего».
Составление загадок на тему «Школа» С. р. игра «Магазин школьных принадлежностей» -формировать умения творчески развивать сюжет
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды
Рассматривание сюжетных картинок про школу, обмен эмоциями.
Оформление альбома «Сказки из портфеля».
Рассматривание фотографий родителей в школе, рассказ детей о школьном периоде жизни родителей. Рассказ родителей «Я ученик», познакомить со школьным периодом жизни; воспитывать положительные эмоции, желание идти в школу.
С. р. игра «Школа» : формировать умение создавать игровой сюжет о школьной жизни; вступать в игровое взаимодействие с партнёрами.
С. р. игра «Строим школу будущего».
Д. и. «Предметы из портфеля»- классификация школьных принадлежностей
Взаимодействие с родителями
Оформление стенгазеты «Когда мы были школьниками».
Сочинение родителями и детьми сказок, стихов и загадок о школьных принадлежностях.
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Творческий этап.
В процессе проекта проведена большая индивидуальная работа с детьми по составлению рассказов к рисункам, они давали описательные рассказы, какими они будут будущими учениками. Рассказы записывались и прикреплялись к рисункам, чтобы творческий альбом был не только иллюстрированным, но и познавательным.
На завершающем этапе дети готовят презентацию «Я ученик будущего». Подготовка презентации требовала участия взрослых, замысел презентации принадлежит педагогу и детям.
Совместная деятельность родителей и детей: «Сказки из портфеля».
Цель: содействовать развитию готовности к школьному обучению.
Задачи:
о. – сформировать представление о школьных принадлежностях, их значении для обучения в школе;
р. – развивать стремление к совместной деятельности;
в. – воспитывать желание учиться в школе.
Творческий этап.
Данный вид деятельности осуществляется при активном участии родителей. Детям и родителям предложено придумать сказки, стихи, загадки о школьных принадлежностях. В группе читаются и обсуждаются все авторские сочинения. Дети вместе с воспитателями и родителями рисуют иллюстрации и оформляют часть творческого альбома «Сказки из портфеля». Детьми и родителями изготавливаются атрибуты к с. р. играм «Школа», «Магазин школьника».
Результаты:
1. Сформированы знания о школьных принадлежностях. Эмоционально-положительное отношение к школе.
2. Родители - заинтересованные участники подготовки детей к школьному обучению.
Экскурсия в школу.
Задачи:
о – расширять знания о школе, профессии учителя, познакомить с помещениями школы, с некоторыми понятиями – «урок», «перемена»;
р – развивать желание учиться в школе;
в – воспитывать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.
Ход экскурсии.
Детей в школе встречает учитель. Воспитатель знакомит с ним, называет имя, отчество. Учитель проводит по всем помещениям школы, рассказывает об их назначении, задаёт вопросы детям.
Беседа с детьми во время посещения класса «Продолжи предложения» :
- здание, в котором учатся дети, называется (школа);
- комната, в которой учатся дети, называется (класс);
- дети, которые учатся в школе, зовутся (учениками);
- взрослого, который учит детей, зовут (учителем);
- все ученики в школе сидят за (партами);
- на стене перед учениками висит (классная доска);
- время занятий в школе называется (урок);
- время отдыха между уроками называется (перемена);
- для того чтобы знать, когда начинается и заканчивается урок, в школе звенит (звонок)
- кто сидит за учительским столом (учитель)
- как вы думаете, что делают ученики на уроке?
- как ученики должны приветствовать учителя и прощаться с ним? (вставая)
Рассказ «Школьная библиотека».
Школьная библиотека - это помещение, где находится много разных книг. Они хранятся на полках, которые называются «стеллажи». Ученики сами подбирают нужные им книги, иногда им помогает работник библиотеки – библиотекарь.
Для того чтобы удобнее было искать книги, их расставляют в строгом порядке. Литература в каждом разделе подобрана по фамилиям авторов в алфавитном порядке.
Нужно помнить, что книгами в библиотеке пользуются многие читатели, поэтому обращаться с ними надо бережно.
Рассказ «Медицинский кабинет».
В школе есть медицинский кабинет – комната, где работает медсестра. В случае необходимости она оказывает помощь: проводит осмотр, измеряет температуру, даёт лекарства и т. д. В медицинском кабинете стоит стеклянный шкаф, в котором хранятся лекарства, бинты, вата. Медсестра носит белый халат, в медицинском кабинете всегда чисто. На каждого ученика заведена медицинская карта, куда вносят сведения о состоянии его здоровья.
Рассказ «Школьная столовая».
В перерыве между уроками можно перекусить или пообедать в школьной столовой. Пищу для завтраков и обедов готовят повара. Ученики в столовой ведут себя как взрослые: они сами накрывают столы и убирают за собой посуду.
Рассказ «Школьный вестибюль».
Просторное помещение на первом этаже школы – вестибюль. Рядом находится гардероб, где ученики снимают верхнюю одежду и надевают сменную обувь. Для хранения одежды и обуви каждый ученик пользуется отдельной вешалкой в гардеробе.
Рассказ «Физкультурный зал».
Уроки физкультуры проходят в физкультурном зале – помещении, оборудованном различными спортивными снарядами.
Ученики здесь занимаются, выполняют различные спортивные упражнения, играют в спортивные игры, проводят соревнования.
Рассказ «Актовый зал».
В школе есть актовый зал – большое красивое помещение для торжественных случаев с настоящей сценой и занавесом, залом для зрителей. В актовом зале проходят школьные мероприятия, выступления. На сцене выступают ученики.
Дидактические игры на тему: «Школа».
Д. и. «Кто работает в школе?».
Цель: систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы.
Ход игры:
Дети рассматривают фотографии о школе, называют профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека. Рассказывают об особенностях профессии, называют предметы, соответствующие данным профессиям.
Д. и. «Школьные принадлежности».
Цель: дать представления о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание.
Ход игры:
Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идёт речь. Находят карточку картинку с изображением школьных принадлежностей, говорит об их назначении.
Д. и. «Мой путь в школу».
Цель: закрепить у детей умение ориентироваться в пространстве; содействовать формированию знаний детей о правилах дорожного движения; вызвать желание самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход игры:
Дорога в школу непроста и полна неожиданностей. Избежать опасностей сможет лишь тот, кто хорошо знает правила дорожного движения. Покажите на карте-схеме с помощью простого карандаша свой путь к школе. Пометьте опасные участки. Вспомните и назовите правила перехода улицы.
Д. и. «Школьные чувства».
Цель: дать понимание того, что люди испытывают разные эмоциональные и физические состояния; учить различать, называть эмоции человека, изображать их; напомнить правила поведения в школе.
Ход игры:
Ведущий показывает детям картинки с изображением эмоций (радости, страха, гнева, обиды). Детям необходимо придумать возможные ситуации в школе, в которых ученик может испытывать подобные эмоции.
Описываются различные ситуации из школьной жизни, которые могут происходить с детьми. Предлагается показать мимикой, жестами вызываемые чувства, эмоции.
Д. и. «Собери портфель».
Цель: обобщить знания детей о школе; вызвать интерес к школе, побуждать позитивное отношение к обучению в школе; воспитывать собранность и аккуратность.
Ход игры:
Из набора карточек ребёнок самостоятельно выбирает те предметы, которые необходимы для обучения в школе.
В игре участвуют два игрока. Один ребенок рассказывает о предмете, изображенном на карточке, другой должен узнать и назвать этот предмет, после чего кладёт его в портфель.
Д. и. «Путешествие в школу».
Цель: побуждать позитивное отношение к обучению в школе; продолжать развивать навыки игры в команде: отвечать на вопросы кратко; действовать по очереди и уметь ждать, не нарушая общего хода игры; помогать товарищу при затруднении.
Ход игры:
Дети, я приглашаю вас в путешествие по школе. Я хочу вас познакомить со школьными кабинетами и с тем, чем занимаются в школе ученики. Ходить по школе мы будем по плану.
Какие кабинеты и комнаты вы узнали на плане? (дети по схемам определяют, где находится класс, где столовая, где актовый зал, медицинский кабинет,
спортивный зал и т. д.). дети делают небольшое сообщение о каждом кабинете.
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Задачи: содействовать закреплению умения у детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней; расширять сферу социальной активности ребёнка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.
Предметно-игровая среда:
Школьные принадлежности; доска; журнал; указка; дневники; тетради; карандаши; ручки; предметы-заместители.
Примерные игровые действия:
Поступление в школу; подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей; 1 сентября – торжественная линейка; урок; перемена; уход домой.
Сценарий игры:
Подготовку к игре можно начать с беседы о том, что дети скоро пойдут в школу. Предложить детям сходить на экскурсию в школу.
После экскурсии рассмотреть с детьми в группе открытки, картинки, на которых изображена школьная жизнь, объяснить детям непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Предложить детям нарисовать рисунки на тему «Школа».
Совместно с детьми изготовить ряд вещей, атрибутов, нужных для игры: склеить пеналы, сделать маленькие тетради, альбомы для рисования ит. д. Рассмотреть школьные принадлежности, обсудить их назначение, чтобы процесс изготовления игровых предметов был осмысленным.
В начале игры предложить «построить» школу, организовать в ней класс и коридор, затем «оборудовать» класс, расставив в нём «парты» и «стол» для учительницы.
Затем распределяются роли между детьми, после этого начинается игра…
После окончания игрового процесса проводится обсуждение.
Сообщение детей «Мои родители тоже были школьниками».
Задачи:
Содействовать целенаправленному развитию у детей мотивации к обучению в школе; вызвать желание у детей к изучению школьной жизни родителей; стимулировать детей к самостоятельному выводу об изменениях, произошедших в школе за несколько лет.
Подготовительный этап:
Родители показывали детям школьные фотографии, рассказывали о своей школьной жизни;
Совместно воспитатель с детьми оформили стенгазету «Родители в школе», по фотографиям стенгазеты, дошкольники сделали сообщение о школьной жизни родителей. Они рассказали о школьных событиях, запечатлённых на фотографиях, ответили на вопросы сверстников. Сравнивали школьную жизнь родителей, с современными условиями. Было предложено задание, представить себя учеником будущего, подумать, какие изменения произойдут в школе. Нарисовать рисунок «Я – ученик будущего», сделать небольшое сообщение.