Елена Баулина
Проект «Кладовая здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Кладовая здоровья»
Оглавление
1. Актуальность проблемы ….стр. 3
2. Аналитическая часть…стр. 4
3. Этапы и сроки реализации проекта….стр. 6
4. Формы реализации проекта….стр. 7
5. Ожидаемый результат от реализации проекта…стр. 7
6. Выводы … стр. 7
7. Список литературы…стр. 8
8. Приложения…стр. 9
Актуальность проблемы
Много трав растёт полезных
На земле родной.
Помогают от болезней
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарство.
Публикация «Проект „Кладовая здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.
Если хочешь прожить долгую, здоровую жизнь, надо принимать меры к сохранению своего здоровья заблаговременно. Не дожидаясь, когда заболеешь. Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила. От многих болезней умели они лечиться травами, бережно собирая их и храня.
Фитотерапия – лечение лекарственными и пищевыми растениями – составляет часть древней и современной медицины. Она требует бережного отношения к целебным растениям. Ещё совсем недавно многие думали, что запасы лекарственных растений у нас неисчерпаемы. Наша природа действительно щедра своими дарами. С каждым годом в результате хищнического истребления дикорастущих лекарственных трав скудеют запасы природной кладовой. Известная хранительница опыта и знаний предшествующих поколений о целебности растений Ф. А. Геммерман писала: «Народная медицина исчезает, а с ней исчезает и многовековой народный опыт, нигде не записанный, устный, хранящий немало сокровищ».
Проблема: наблюдая и рассматривая растения на улице, на лугу, в лесу и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.
Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского дома в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают в лесу.
Цели: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи:
• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Аналитическая часть
Среди участников проекта необходимо провести анкетирование с целью выяснения актуальности предложенного проекта и отношения обучающихся к поставленной проблеме.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ:
Результаты анкетирования покажут, что не все обучающиеся могут знать:
- Какие лекарственные растения ты знаешь?
- Где они растут?
- Какую пользу они приносят?
- Что делать, чтобы эти растения не исчезали?
- Назовите известные вам рецепты приготовления фиточаев из лечебных трав?
Анкетирование детей
(начало проекта)
Обследовано 7 детей
Вопрос знают Не знают
Какие лекарственные растения ты знаешь? 3 4
Где они растут? 4 3
Какую пользу они приносят? 1 6
Что делать, чтобы эти растения не исчезали? 2 5
Назовите известные вам рецепты приготовления фиточаев из лечебных трав? 3 4
Анкетирование детей
(конец проекта)
Вопрос знают Не знают
Какие лекарственные растения ты знаешь? 7 -
Где они растут? 7 -
Какую пользу они приносят? 6 1
Что делать, чтобы эти растения не исчезали? 6 1
Назовите известные вам рецепты приготовления фиточаев из лечебных трав? 6 1
Проведение анкетного опроса
Чтобы провести исследование, выбран социологический метод, групповой анонимный анкетный опрос. Разработаны вопросы анкеты.
Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса. Я провела исследование, которое помогло бы определить, уровень знаний о лекарственных растений. В связи с этим, предложила ответить на вопросы анкеты. Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде.
Вопросы анкеты
1. Знаешь ли ты, что ромашка, подорожник, календула, одуванчик, мать-и-мачеха являются лекарственными растениями?
-Да
- Нет
- Не знаю.
2. В какую погоду лучше собирать растения?
- В ясную
- В пасмурную
- Не знаю
3. Бывают ли лечебные комнатные растения?
-Да
-Нет
- Не знаю
4. Из плодов этого растения можно заварить полезный чай?
- Шиповник
-Не знаю
В опросе участвовали 7 детей. В результате опроса было выявлено что,
- 3 воспитанников знают, что подорожник является лекарственным растением, 1 воспитанник знает, что ромашка является лекарственным растением, 3 воспитанников затруднились дать ответ на вопрос;
- 2 детей предпочитают собирать растения в ясную погоду, 2 детей предпочитают собирать растения в пасмурную погоду, а 3 детей не знают в какую погоду;
- 3 воспитанников знают комнатные растения (алоэ, герань, 4 воспитанников затруднились дать ответ на вопрос;
- 4 детей знают, что из плодов шиповника можно заварить полезный чай, 3 детей затруднились дать ответ на вопрос.
Социологический опрос показал, что дети мало знают лекарственных растений, которые находятся рядом с ними, и хотелось бы расширить знания о особенностях лекарственных растений.
Также мною были предложена памятка
«Как собирать лекарственные растения»
При заготовке лекарственных растений необходимо уметь точно определить растение, правильно собирать, сушить и хранить.
Для медицинских целей используют цветки, соцветия, листья, траву, плоды и семена, почки, кору, корни и корневища. Лекарственные растения собирают только в хорошую сухую погоду. Причем листья, траву, цветки и соцветия лучше собирать утром в солнечную погоду, после высыхания росы. Корни и корневища собирают ранней весной (апрель, май) или осенью (сентябрь, октябрь). Почки следует собирать ранней весной, кору деревьев в апреле, цветы в период появления бутонов (череда, тимьян, татарник колючий, в начале цветения (ромашка, роза). Плоды рекомендуют заготавливать в сухие прохладные дни.
Каждый вид лекарственного сырья собирается в отдельную тару. Собранные растения надо разложить, очистить от мусора, перебрать.
После сбора лекарственные растения необходимо высушить, и приступить к этому процессу надо как можно быстрее во избежание разрушающего действия ферментов и заплесневения спрессованных влажных растений.
Этапы и сроки реализации проекта
Продолжительность реализации проекта – декабрь 2019- декабрь 2020 года.
№ Название этапа Содержание деятельности этапов Ответственный Сроки реализации
I Подго-товитель-ный • Диагностика приоритетов деятельности участников проекта;
• определение направлений работы;
• определение структуры проекта;
• формирование команды для реализации проекта;
• оформление документации;
• составление плана работы. • Инструктор по труду Декабрь 2019г.
II Основной • Реализация основных направлений проекта;
• проведение мероприятий. • Инструктор по труду и дети Январь – октябрь 2020г.
III Заключительный • Подведение итогов работы;
• анкетирование участников проекта;
• анализ деятельности участников по данному проекту;
• прогнозирование деятельности обучающихся. • Инструктор по труду и дети Ноябрь – декабрь 2020г.
Форма деятельности с детьми
1. Занятие
«Лекарственные растения» Цель: Формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Дата проведения - 01.2020г.
2. Занятие
«Растения нашего края»
Цель: Закрепить знания на тему: «Лекарственные растения».
Дата проведения - 02.2020г.
3. Занятие
«Травяная аптека» Цель: Познакомить детей с назначением аптеки.
Дата проведения –05.2020г.
4. Занятие
«В царстве лекарственных растений» Цель: Ознакомить детей с разнообразием целебных растений нашего края.
Дата проведения –09.2020г.
5. Занятие по социально-бытовой ориентировке
«Витаминный чай» Цель: Познакомить детей с процессом приготовления витаминного чая.
Дата проведения –10.2020г.
Ожидаемый результат от реализации проекта
- понимание детьми значения «Лекарственный растений» для сохранения и укрепления здоровья,
- привить бережное отношение к лекарственным растениям,
- развитие познавательных и творческих способностей детей,
- повышение речевой активности, активизация словаря.
Выводы:
- Работая над данной темой мы поняли, что лекарственные растения могут помогать
при различных заболеваний. Если знать о пользе лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении различных заболеваний. Лекарственные растения необходимо применять с осторожностью. А также лекарственные растения в некоторых случаях могут заменить химические свойства.
Список литературы
1. Газета «Дружные ребята»
2. Газета «ЗОЖ»
3. Травник (золотые рецепты народной медицины). Москва 2007 г. 917 стр., А. Макарова.
4. Растительный мир Казахстана. 2004, изд. Алматыкітап.
5. Книга юного натуралиста. А. Шабаршов, издат. Москва, 1981 г.
6. Все о лекарственных растениях. Мамонтова М. Ф. 1992 г., 186 стр.
7. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и быту. Пастушенков А. Л., Пастушенков В. Л., 1990 г., 384 стр.
8. Начальная школа Казахстана 2003-2012 г.
9. Лекарственные растения, сборник 553 стр.
10. Познание мира. Учебник 2009-2011 г., Атамра.
11. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки 2005 г. Москва.
12. Журнал Юный натуралист № 1, 1992 г.