Севда Мухтарова
Проект «Книжкина неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ»
Паспорт проекта
Адресация проекта : проект предназначен для детей второй младшей группы
Руководитель проекта : воспитатель Мухтарова С Д. Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников
Возрастная группа: 3-4 года
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Публикация «Проект „Книжкина неделя“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Неделя детской книги. Книжкины недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Уровень контактов: в пределах ДОУ
Итоговое мероприятие: досуг совместно с родителями «В гостях у сказки»
Актуальность. Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
В настоящее время современные информационные технологии, особым способом воздействуя на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней. Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Детская книга остается одним из главных средств воспитания детей. Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит обогатить знания и представления о книге, ее значимость, развить связную речь, творческие способности детей, а также расширит представления детей о произведениях детских писателей, развить связную речь, творческие способности детей. Необходимо опираться на самостоятельность, инициативу, активность и творчество самих ребят. Очень важно показать, что книга - верный друг.
Цель проекта формирование интереса у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта :
1. Развивать у детей устойчивый интерес к книге как к источнику знаний.
2. Расширять представления детей о многообразии форм книг, о том, как создаются книги.
3. Формировать у детей познавательные умения:
• умение наблюдать, сравнивать;
• творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию;
• самовыражаться в разных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение, любовь к книге.
5. Способствовать всестороннему развитию речи детей.
6. Формировать у родителей понятия важности их участия в формировании книжной культуры детей.
7. Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность воспитанников.
Планируемые результаты проведения «Книжкиной недели» :
- повышение интереса детей к художественной литературе;
- возрождение домашнего чтения;
- повышение культуры речи педагогов, родителей и детей
После завершения проекта педагоги смогут :
• повысить свое педагогическое мастерство, самообразование;
• обогатить развивающую среду дидактическими играми, наглядными пособиями по теме;
• расширить круг взаимодействия с родителями;
• испытать педагогическую радость от интересной, увлекательной совместной деятельности.
После завершения проекта дети смогут :
• понимать важность книги в жизни человека;
• бережно относиться к книге – источнику знаний;
• получить положительно эмоциональный отклик от общения с книгой.
После завершения проекта родители смогут :
• стать активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями: индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, игровая деятельность.
Развивающая предметно-пространственная среда для реализации проекта :
• Дидактические игры по теме: разрезные картинки, пазлы, лото.
• Детская художественная литература для чтения: сказки, энциклопедии и пр.
• Картины и иллюстрации к произведениям.
• Портреты детских писателей.
• Видеозаписи и аудиозаписи.
• Наборы разных видов театра (настольный, кукольный, на фланелеграфе).
• Маски сказочных героев, атрибуты для драматизации.
• Материалы для продуктивной деятельности.
Этапы проекта :
I Этап – подготовительный:
1. Определение цели и задач проекта.
2. Сбор информационного материала:
• изучение методических пособий и литературы по теме;
• подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки);
• изготовление дидактических игр по теме, наглядных пособий
3. Анкетирование родителей на тему: «Читаем вместе».
4. Привлечение родителей к участию в тематических выставках.
5. Составление перспективного плана мероприятий.
II Этап – основной (познавательно – развивающий) :
1. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта :
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• рассматривание картин, иллюстраций к сказкам;
• игры-драматизации;
• дидактические игры по сказкам;
• художественно-эстетическая деятельность (аппликация, рисование);
• тематические выставки
2. Итоговое мероприятие - совместный досуг с родителями «В гостях у сказки».
III Этап – заключительный:
1. Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
2. Фотоотчет.
3. Выставка детского творчества по теме проекта.
План реализации проекта.
I. Подготовительный этап) :
1. Подбор художественной литературы: сказки, стихи, загадки, рассказы).
2. Создание дидактических игр: «Угадай героя сказки», «Определи последовательность (по сказкам)», лото, разрезные картинки, пазлы.
3. Подготовка консультаций для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»;
4. Анкетирование родителей «Читаем вместе»;
5. Составление конспектов тематических занятий, разработка сценария досуга с родителями «В гостях у сказки».
6. Изготовление газеты «Книжкина неделя».
II. Основной этап
1. Тематические выставки: «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки», «Книга – мой лучший друг»;
2. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы, загадки);
3. Рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям;
4. Проведение дидактических игр: дидактические игры «Угадай сказку», «Узнай героя», «Составь сказку» (по картинкам, «Собери пазлы по сказке», лото, разрезные картинки по сказкам и т. д.
5. Беседы о правилах обращения с книгой, «Какие бывают книги», «Кто пишет книги», «Из чего сделаны книги», беседа о произведениях К. Чуковского и А. Барто,
6. Совместное творчество детей и родителей - книжки-самоделки;
7. Театрализованная деятельность;
8. Художественно-эстетическая деятельность: изготовление закладок для книг (аппликация, рисование любимых героев (в раскрасках).
9. Трудовая деятельность: организация «Книжкиной больницы» (ревизия и ремонт книг)
10. Конкурс чтецов по стихам А. Барто (доставить детям радость от конкурса, вспомнить стихотворения детских поэтов, развивать интерес к художественной литературе, развивать умение слушать своего товарища);
11. Взаимодействие с родителями: консультации для родителей: «Книжки в вашем доме» (советы по оформлению детской домашней библиотеки, «Сказкотерапия», «Что читать детям 3-4 лет»; досуг-развлечение для детей и родителей «В гостях у сказки».
III. Заключительный этап (1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Выставка результатов творчества детей.
3. Демонстрация результатов работы по проекту : фотоотчет
Роль родителей в реализации проекта :
1. Участие в выставке совместного творчества родителей и детей «Книжки-малышки».
2. Досуг с родителями «В гостях у сказки».
3. Индивидуальные беседы «Какие книжки читают дома», консультации.
Приложение к проекту «Книжкина неделя»
Понедельник
НОД Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева
«Забавные картинки для детей», профессия художник-иллюстратор детских книг.
НОД Беседа о творчестве В. Г. Сутеева;
* Чтение сказки «Под грибом»; «Палочка – выручалочка»; беседа с детьми по содержанию
* Рассматривание иллюстраций В. Г. Сутеева к сказкам;
* Ремонт «заболевших» книг в книжном уголке «Книжкина больница»
Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» (загадки про животных); «Доскажи словечко»; «Угадай сказку», «Из какой сказки эпизод?», «Сундук сокровищ», «Кто потерял этот предмет», пазлы «Сказки», «Найди ошибку художника», «Сложи картинку»
«Разрезные картинки» Словесная игра “Цепочка ассоциаций “
Подвижная игра «Кто быстрее под грибок!» ,
«Кто быстрее?»;
«Зайка серый умывается»; «Мы веселые ребята»; «Найди себе пару».
Взаимодействие с родителями:
создание совместной групповой книги сказок «Сочиняем сказки вместе» с иллюстрациями-рисунками детей.
Проект «Авторская семейная книга»
Папка-передвижка: «Советы по оформлению детской домашней библиотеки»
Консультация: «Сказкотерапия и развитие речи дошкольников», лепка «Мой любимый герой сказки»
Вторник
НОД «Откуда пришла книга»
Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
НОД Чтение А. Барто и Р. Сурьянинов рассказа «Откуда пришла книга».
НОД День любимых стихов С. В. Маршака, изготовление закладок для книг;
Тематические выставки «Любимые книги нашей семьи»
Знакомство с пословицами о книге
“Книга в счастье-украшенье, а в несчастье-утешенье”,
“Книга подобна воде -дорогу найдет везде”
“Книга для ума, что теплый дождь для всходов”,
“Не красна книга письмом, а красна умом”.
“Испокон века книга растит человека”,
“Хорошая книга ярче звездочки светит”
“Книга поможет в труде, выручит в беде”,
“Одна хорошая книга лучше многих сокровищ”
“Будешь много читать - будешь много знать”
Рассматривание выставки книг в книжном уголке.
Мы помним, как в детстве мы книги листали,
Под подушку сказки любимые клали.
Теперь наши дети, наши кровинки
Водят пальцем по строчкам и смотрят картинки.
В День детской книги пишу поздравленье,
Хочу, чтобы книга имела значенье
В наш трудный, в компьютеры загнанный век,
Пусть книги по-прежнему будут у всех!
Ситуативный разговор
«Нужно ли беречь книги?»
Рассматривание портретов детских писателей
Игровые ситуации по теме
«Отгадай, кто я?» Подбери правильно атрибуты любимых героев “
Рассматривание книг
НОД «В гостях у сказок С. Я. Маршака»
НОД Беседа на тему «Что такое библиотека?»
Экскурсия в детскую библиотеку № 13
Строительная игра «Строим библиотеку”»
Ситуативная беседа на проблемный вопрос: Что было бы без книг?;
Дидактическая игра:«Cобери сказку из кубиков”, «Собери сказку из пазлов» «Найди героев сказки»; «Угадай сказку», «Мешок со сказками» (сочинение сказок,«Чудесный чемодан», «Путаница», «Дерево загадок», «Волшебная дорожка».
Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».
«Лови – бросай – сказки называй!», «Бабка – Ёжка…», «Ручеёк», Прятки»
Пальчиковая гимнастика:
«Баба - Яга»
Спортивное развлечение:
«Мы не Емели – всё сами умеем!»
Среда
НОД Акция «Книга о родном городе», знакомство с детскими писателями,
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
В автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
(Н. Пикулева)
Изготовление книжки малышки своими руками «Расти с книжкой, малыш»
Викторина для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья»
Дидактические игры:
«Собери и угадай», «Исправь ошибку», «Узнай героя по описанию», «Доскажи словечко»; «Угадай сказку», «Сундук сокровищ», «Кто потерял этот предмет», «Сказки», «Найди ошибку художника», «Сложи картинку»
Словесная игра “Цепочка ассоциаций “
Подвижная игра «Кто быстрее под грибок!» ,
«Кто быстрее?»;
«Зайка серый умывается»; «Мы веселые ребята»; «Найди себе пару».
Игра на внимание “Телефончик“
Игра малой подвижности “ Мы не скажем, а покажем”
Четверг
ДеньРусский народный сказык,
НОД Беседа с детьми «Какие бывают сказки»
НОД Пересказ «Расскажи свою любимую сказку»
Литературные викторины
«Путешествие по любимым сказкам»,показ спектакель «Теремок»
НОД Составление сказки на предложенную тему;
Конкурс по изобразительной деятельности: лепке и аппликации
«Мой любимый сказочный герой».
Выставка:
«Музей сказочных предметов»
(веретено, горшочек, шапочка (красная, зеркальце, сапоги (с куклы - для Кота, хрустальная туфелька (сувенир, балерина (статуэтка,оловянный солдатик, скорлупа грецкого ореха (для Дюймовочки, золотой ключик, метла (для Бабы-Яги, горошина, статуэтка «Хрустальный лебедь», красивая палочка (для Феи, золотое яичко)
Внесение атрибутов к театрализованным играм «Герои детских сказок», «Мы сочиняем сказки»
Викторина «Авторские и народные сказки»
Дидактическая игра «Составь свою сказку и расскажи как сказочник»
Решение проблемных ситуаций: «Что делать, если книгу уже нельзя «вылечить» (починить, отремонтировать, заклеить?»
Дидактическая игра: «Угадай сказку», «Сундук сокровищ», «Кто потерял этот предмет», пазлы «Сказки», «Найди ошибку художника» ,«Из какой книги этот герой? (или этот предмет?»…
Сюжетно-ролевая игры: «Театр», «Библиотека», «Книжный магазин»,
«Делаем сами – своими руками!» (ремонт книг)
Изготовление подарка детям 1 младшей группы «Раскраски по сказкам»
Пятница Конкурс чтецов
«Что мне лето подарило»?»
НОД Час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворении;
Выразительное чтение любимых изученных стихов
Рассматривание иллюстраций к любимым произведениям
Презентация детьми авторских семейных книг, выставка авторских книг, поощрение авторов памятными призами
Дидактическая игра «Доскажи словечко» (загадки о героях сказок)
«Из какой сказки герой?»;
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Кубики, пазлы по сказкам А. С. Пушкина.
«Книжный магазин»
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»; «Найди и промолчи»;