Анна Говоркова
Проект коррекционной программы по улучшению взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Улучшение эмоционального состояния мальчиков старшего дошкольного возраста в неполных материнских семьях и улучшение эмоциональных связей между матерью и ребенком.
Задачи:
1. Осуществить психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросу важности учета особенностей взаимоотношений в неполных семьях.
2. Создать условия для улучшения эмоциональных отношений между матерью и ребенком.
Публикация «Проект коррекционной программы по улучшению взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
3. Предоставить возможность осознать новые варианты взаимоотношений.
4. Помочь понять причины непродуктивности взаимоотношений
5. Создать благоприятную атмосферу для снятия эмоционального напряжения у ребенка
6. Помочь ребенку стабилизировать самооценку
Теоретическая база. Программа основана на теоретических взглядах современных психологов: Целуйко В. М., Фигдор Г., Алексеева Е. Е., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г. и др.
Методы верификации программы : исследование результативности программы проводится до начала курса игровой терапии и по его итогам путем сравнительного анализа результатов.
Коррекционная программа рассчитана на 12 встреч. Для повышения эффективности программы занятия должны проходить 1-2 раза в неделю.
Тематический план коррекционной программы
Содержание Время Общее время
Этап 1. Цель: информирование матери ребенка о возможных трудностях в воспитании ребенка в неполной семье.
1 занятие. Консультация с матерью ребенка об основных проблемах во взаимоотношениях. Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.
30-40 мин.
30-40 мин.
Этап 2. Цель: снятие эмоционального напряжения у ребенка
2 занятие.
Цель: повышение уверенности у ребенка
• «Мышь и мышеловка»
• «Кораблики»
• «Качели»
• «Неваляшка»
• «Соломинка на ветру»
10 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
10 мин.
35 мин.
3 занятие.
Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта
• «Походки». Автор Леви В.
• «Послушай»
• «Мои эмоции»
• «Покажи настроение»
5 мин.
5 мин.
10 мин.
15 мин.
35 мин.
4 занятие.
Цель: снятие эмоционального напряжения
• «Ролевая гимнастика»
• «Волшебный сон»
• «Театр зверей»
• «Мимическая гимнастика»
• «Покажи настроение»
10 мин.
5 мин.
10 мин.
5 мин.
5 мин.
35 мин.
Этап 3. Цель: повышение уровня самооценки у ребенка
5 занятие.
Цель: помочь ребенку увидеть положительные стороны в себе
• «Я»
• «Что мне нравится в тебе?»
• «Что я умею делать хорошего?»
• «Я король!»
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
20 мин.
6 занятие.
Цель: повышение уровня самооценки
• «Главная роль»
• Рисование на тему «Я победитель»
• «Пожелания»
• «Мой подарок для тебя!»
5 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.
35 мин.
7 занятие.
Цель: повышение уровня самооценки
• «Я»
• «Главная роль»
• «Я король!»
• «Пожелания»
5 мин.
5 мин.
5 мин.
10 мин.
25 мин.
Этап 4. Цель: улучшение взаимоотношений между матерями и сыновьями
8-12 занятия. Проведение семейной балинтовской группы.
Цель: стабилизация взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях
1 ЭТАП.
Занятие 1. Консультация с матерью ребенка об основных проблемах во взаимоотношениях. Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.
Беседа проводится с матерями мальчиков стершего дошкольного возраста из неполных семей.
2 ЭТАП.
Проводится с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
2 занятие.
Цель: повышение уверенности у ребенка
«Мышь и мышеловка»
Ход. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м. б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
«Кораблик»
Ход. Выбирается капитан, который должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
«Качели»
Ход. Один ребенок садится в позу «зародыша» : поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.
«Неваляшка»
Ход. Двое детей встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
«Соломинка на ветру»
Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
3 занятие.
Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта
«Походки». Автор Леви В.
Цель:
а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.
б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.
«Послушай»
Цель: помочь детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.
Ход. «Ребята, давайте мы сядем поудобнее и закроем глаза. Мы будем сидеть тихо и слушать, что происходит вокруг нас, внутри нас.
Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Прислушиваемся к своим ощущениям.» Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.
«Мои эмоции»
Цель: умение чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.
Ход. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.
«Покажи настроение»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Ход. Взрослый сам показывает движение и просит изобразить детей настроение.
4 занятие.
Цель: снятие эмоционального напряжения
«Ролевая гимнастика»
«Волшебный сон»
Цель: снятие мышечного напряжения, успокоение, расслабление.
Ход. Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».
«Театр зверей». Автор Лопухина И. С.
Цель: совершенствовать и развивать выразительность движений, научить управлять свои телом, раскрепостить детей.
«Мимическая гимнастика»
Цель: научить детей владеть мышцами лица, снимать мышечное напряжение
3 ЭТАП.
Проводится с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
5 занятие.
Цель: помочь ребенку увидеть положительные стороны в себе
«Я»
Выбирается именинник. Ему задается вопрос от группы: «Какие у тебя есть хорошие качества?» Ответы записываются психологом. Далее ребенок залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я»
«Что мне нравится в тебе?»
Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа высказывается: «Мне нравится в тебе, …»
«Что я умею делать хорошего?»
Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.
«Я – король!»
Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы.
6 занятие.
Цель: повышение уровня самооценки
«Главная роль»
В условиях театрализации ребенку дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую по возрасту.
Рисование на тему «Я победитель!»
Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.
«Пожелания»
Каждый из участников высказывает что бы он пожелал другим от чистого сердца.
«Мой подарок для тебя!»
Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте. Что бы вы подарили друг другу. Нарисуйте свой подарок и подарите!»
7 занятие.
Цель: повышение уровня самооценки
«Я»
Выбирается именинник. Ему задается вопрос от группы: «Какие у тебя есть хорошие качества?»
«Главная роль»
В условиях театрализации ребенку дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую по возрасту.
«Я – король!»
Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы.
«Пожелания»
Каждый из участников высказывает что бы он пожелал другим от чистого сердца.
4 ЭТАП.
Проведение семейной балинтовской группы, направленной на стабилизацию взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.
Провести семейную балинтовскую группу запланировано 5 раз.
Технология проведения семейной балинтовской группы.
1 этап. Определение именинника истории. Ведущий предлагает: «Кто сегодня хотел бы рассказать свою историю, сказку, которая произошла с вами или которую вы придумали?»
2 этап. Спонтанный рассказ. На данном этапе свою историю могут рассказать и взрослые, и дети. Очень важно соблюдать очередность.
3 этап. Вопросы. После рассказанной истории участники задают уточняющие вопросы.
4 этап. Распределение ролей. Рассказчику предоставляется почетное право распределения ролей. Участникам группы разрешается конкретизировать у рассказчика функции своей роли.
5 этап. Ролевая игра. На данном этапе важно оценить поведенческие проявления и эмоциональные реакции, которыми именинник сопровождал свой рассказ.
6 этап. Ответ. Проблемная ситуация может применяться ребенком в закодированном виде, например, в виде сказок.
7 этап. Обратная связь. Заявителю проблемы предоставляется право указать, кто из участников ему помог.