Лучший педагог года

Проект коррекционной программы по улучшению взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях

Анна Говоркова
Проект коррекционной программы по улучшению взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях

Цель. Улучшение эмоционального состояния мальчиков старшего дошкольного возраста в неполных материнских семьях и улучшение эмоциональных связей между матерью и ребенком.

Задачи:

1. Осуществить психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросу важности учета особенностей взаимоотношений в неполных семьях.

2. Создать условия для улучшения эмоциональных отношений между матерью и ребенком.

Публикация «Проект коррекционной программы по улучшению взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях» размещена в разделах

3. Предоставить возможность осознать новые варианты взаимоотношений.

4. Помочь понять причины непродуктивности взаимоотношений

5. Создать благоприятную атмосферу для снятия эмоционального напряжения у ребенка

6. Помочь ребенку стабилизировать самооценку

Теоретическая база. Программа основана на теоретических взглядах современных психологов: Целуйко В. М., Фигдор Г., Алексеева Е. Е., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г. и др.

Методы верификации программы : исследование результативности программы проводится до начала курса игровой терапии и по его итогам путем сравнительного анализа результатов.

Коррекционная программа рассчитана на 12 встреч. Для повышения эффективности программы занятия должны проходить 1-2 раза в неделю.

Тематический план коррекционной программы

Содержание Время Общее время

Этап 1. Цель: информирование матери ребенка о возможных трудностях в воспитании ребенка в неполной семье.

1 занятие. Консультация с матерью ребенка об основных проблемах во взаимоотношениях. Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.

30-40 мин.

30-40 мин.

Этап 2. Цель: снятие эмоционального напряжения у ребенка

2 занятие.

Цель: повышение уверенности у ребенка

«Мышь и мышеловка»

«Кораблики»

«Качели»

«Неваляшка»

«Соломинка на ветру»

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

35 мин.

3 занятие.

Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта

«Походки». Автор Леви В.

«Послушай»

«Мои эмоции»

«Покажи настроение»

5 мин.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

35 мин.

4 занятие.

Цель: снятие эмоционального напряжения

«Ролевая гимнастика»

«Волшебный сон»

«Театр зверей»

«Мимическая гимнастика»

«Покажи настроение»

10 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

35 мин.

Этап 3. Цель: повышение уровня самооценки у ребенка

5 занятие.

Цель: помочь ребенку увидеть положительные стороны в себе

«Я»

«Что мне нравится в тебе?»

«Что я умею делать хорошего?»

«Я король!»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 мин.

6 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

«Главная роль»

• Рисование на тему «Я победитель»

«Пожелания»

«Мой подарок для тебя!»

5 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

35 мин.

7 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

«Я»

«Главная роль»

«Я король!»

«Пожелания»

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

25 мин.

Этап 4. Цель: улучшение взаимоотношений между матерями и сыновьями

8-12 занятия. Проведение семейной балинтовской группы.

Цель: стабилизация взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях

1 ЭТАП.

Занятие 1. Консультация с матерью ребенка об основных проблемах во взаимоотношениях. Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.

Беседа проводится с матерями мальчиков стершего дошкольного возраста из неполных семей.

2 ЭТАП.

Проводится с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.

2 занятие.

Цель: повышение уверенности у ребенка

«Мышь и мышеловка»

Ход. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (м. б., сеть). Водящий – в кругу. Его задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

«Кораблик»

Ход. Выбирается капитан, который должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

«Качели»

Ход. Один ребенок садится в позу «зародыша» : поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты.

«Неваляшка»

Ход. Двое детей встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

«Соломинка на ветру»

Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

3 занятие.

Цель: снятие состояния эмоционального дискомфорта

«Походки». Автор Леви В.

Цель:

а). Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

б). Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

«Послушай»

Цель: помочь детям обратить внимание на самого себя, на свои чувства и эмоции.

Ход. «Ребята, давайте мы сядем поудобнее и закроем глаза. Мы будем сидеть тихо и слушать, что происходит вокруг нас, внутри нас.

Попросите ребенка сесть поудобнее и закрыть глаза. Прислушиваемся к своим ощущениям.» Далее пусть ребенок поделится, что он чувствовал, чего хотел, что услышал.

«Мои эмоции»

Цель: умение чувствовать настроение окружающих, а также умения правильно передавать свои эмоции.

Ход. Ребенку предлагается нахмуриться, как рассерженный человек, как осенняя туча, позлиться, как голодный волк, как злая ведьма, испугаться, как зайчик-трусишка, как котенок, увидевший собаку, улыбнуться, как хитрая лисица, как счастливый ребенок, обрадоваться, как цветы солнышку, как птицы весне.

«Покажи настроение»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Ход. Взрослый сам показывает движение и просит изобразить детей настроение.

4 занятие.

Цель: снятие эмоционального напряжения

«Ролевая гимнастика»

«Волшебный сон»

Цель: снятие мышечного напряжения, успокоение, расслабление.

Ход. Дети ложатся на пол, руки вдоль тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Ребята, начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все чувствовать и слышать, но не будете разговаривать, двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте меня и повторяйте мои слова, про себя. Спокойно отдыхайте. Пусть каждому приснится хороший, добрый «волшебный сон».

«Театр зверей». Автор Лопухина И. С.

Цель: совершенствовать и развивать выразительность движений, научить управлять свои телом, раскрепостить детей.

«Мимическая гимнастика»

Цель: научить детей владеть мышцами лица, снимать мышечное напряжение

3 ЭТАП.

Проводится с мальчиками старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.

5 занятие.

Цель: помочь ребенку увидеть положительные стороны в себе

«Я»

Выбирается именинник. Ему задается вопрос от группы: «Какие у тебя есть хорошие качества?» Ответы записываются психологом. Далее ребенок залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я»

«Что мне нравится в тебе?»

Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа высказывается: «Мне нравится в тебе, …»

«Что я умею делать хорошего?»

Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.

«Я – король!»

Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы.

6 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

«Главная роль»

В условиях театрализации ребенку дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую по возрасту.

Рисование на тему «Я победитель!»

Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.

«Пожелания»

Каждый из участников высказывает что бы он пожелал другим от чистого сердца.

«Мой подарок для тебя!»

Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте. Что бы вы подарили друг другу. Нарисуйте свой подарок и подарите!»

7 занятие.

Цель: повышение уровня самооценки

«Я»

Выбирается именинник. Ему задается вопрос от группы: «Какие у тебя есть хорошие качества?»

«Главная роль»

В условиях театрализации ребенку дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую по возрасту.

«Я – король!»

Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы.

«Пожелания»

Каждый из участников высказывает что бы он пожелал другим от чистого сердца.

4 ЭТАП.

Проведение семейной балинтовской группы, направленной на стабилизацию взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях.

Провести семейную балинтовскую группу запланировано 5 раз.

Технология проведения семейной балинтовской группы.

1 этап. Определение именинника истории. Ведущий предлагает: «Кто сегодня хотел бы рассказать свою историю, сказку, которая произошла с вами или которую вы придумали?»

2 этап. Спонтанный рассказ. На данном этапе свою историю могут рассказать и взрослые, и дети. Очень важно соблюдать очередность.

3 этап. Вопросы. После рассказанной истории участники задают уточняющие вопросы.

4 этап. Распределение ролей. Рассказчику предоставляется почетное право распределения ролей. Участникам группы разрешается конкретизировать у рассказчика функции своей роли.

5 этап. Ролевая игра. На данном этапе важно оценить поведенческие проявления и эмоциональные реакции, которыми именинник сопровождал свой рассказ.

6 этап. Ответ. Проблемная ситуация может применяться ребенком в закодированном виде, например, в виде сказок.

7 этап. Обратная связь. Заявителю проблемы предоставляется право указать, кто из участников ему помог.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями. Средняя группа уважаемые коллеги, этот план был выполнен в виде таблицы. к сожалению он скопировался только в таком виде. думаю, что при желании можно.

«Гендерные технологии в физическом воспитании» Работая инструктором по ФК в ДОУ, я стала обращать внимание на то, что у мальчиков и у девочек старшего дошкольного возраста есть свои двигательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект коррекционной программы по улучшению взаимоотношений между матерями и сыновьями в неполных семьях
Опубликовано: 14 мая 2014 в 16:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД