Ольга Марьина
Проект «Кукла-оберег своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ : «Кукла оберег своими руками».
С детьми инвалидами и с детьми с ОВЗ.
ГБОУ Школа № 935
(совместный проект с родителями)
Учитель-логопед: Марьина Ольга Васильевна
Цель проекта :
Знакомство детей с народной куклой, через познавательную проектную деятельность
Сделать куклу оберег родителям, вместе со своим ребенком в традиции изготовления
Публикация «Проект „Кукла-оберег своими руками“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Знакомство детей с народной куклой, через познавательную проектную деятельность.
Актуальность:
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. В магазинах много красивых игрушек. А кукла руками мамы и ребенка с ОВЗ приносит радость, а радость в двойне, когда он помогает маме, выбирать выбирает материал, сворачивает, складывает, скручивает и обматывает. Такая совместная работа позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности. С другой стороны, использование такого проекта способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах детской деятельности.
Задачи проекта :
1. Познакомить с историей русских тряпичных кукол.
2. Обучить технике изготовления традиционной куклы
3. Проявить фантазию и творчество в изготовление куклы.
4. Развивать мелкую моторику детей с ОВЗ, обогатить тактильную и сенсорную сферу их деятельности
5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей над выбранной темой.
Образовательные области
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3 Речевое развитие;
4. Физическое развитие
Длительность: Долгосрочный
Вид проекта : Творческий
Этапы работы над проектом :
1. Исследовательская часть проекта
2. Практическая часть проекта
Участники проекта : дети, учитель-логопед, родители
Исследовательская часть проекта : Зная, что куклы бывают самыми разными, я спросила у детей. Из чего сделана кукла?
Оказалось что, дети совсем не знают, из чего же сделана кукла. Не знают основные виды русских народных тряпичных кукол, поэтому я выделила этапы работы над проектом.
Этапы работы:
Просмотреть с детьми книги по истории народной тряпичной куклы
Прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
Поговорить с родителями детей, что они знают о народной кукле.
Сравнить куклы из пластмассы и ткани.
Практическая часть проекта :
Образовательная деятельность по проекту :
Тема : «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями» (лен, хлопок, кумач, парча, холст, сатин.)
Цель: Познакомить с элементарными приемами работой с тканью, используя условную мерку, развивать сенсорные и тактильные способности при различии ткани.
Мастер-класс «Значение кукол в истории народов России. Изготовление куклы на основе традиционной технологии»
Цель:
1. Знакомство с историей куклы.
2. Выполнить куклу на основе традиционной технологии.
Задачи:
Воспитательные:
1. Прививать интерес к русской культуре, как виду народного творчества.
2. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Образовательные:
Знакомить детей со значением обрядовой куклы в жизни русского народа
Учить технике изготовления обрядовой куклы.
Развивающие:
Развивать интерес к русской кукле, как виду народного творчества.
Развивать навыки работы с различными материалами.
Оборудование: Шерстяные нитки,, белая и цветная ткань, ножницы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением кукол.
Ход образовательной деятельности.
I. Орг. момент.
Вводное слово логопеда.
Загадка про куклу.
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.
Ответ: Кукла
Логопед : Сегодня мы с вами поговорим об истории куклы.
II. Основная часть:
Рассказ логопеда об истории куклы.
Кукла – самая древняя и популярная игрушка, в виде фигурки человека. Куклы делятся на три большие группы: куклы – оберег, игровые и обрядовые. Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали оберег в виде кукол. Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Куклы не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчики. Их брали на посиделки, в гости. О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами.
Со временем люди научились делать куклы из соломы, дерева, ткани, глины. Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, цветёт румянцем. С появлением куклы «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.
А теперь физ. минутка!
Изображаем рисование.
Изображаем плаванье.
Умываемся.
Бег на месте.
Прыгаем.
Кружимся на месте.
Хлопки в ладоши.
Дети садятся на корточки.
Руки под щёку - засыпают.
III. Изготовление куклы-закрутки.
- Сегодня мы с вами сделаем куклу – оберег (вся работа, проводится вместе с родителями.)
Этапы работы:
1. Берём белый кусочек материала и скручиваем его в трубочку, фиксируем ниткой.
2. Берём кусочек синтепона
и скатываем его в шарик. Этот шарик кладём на кусочек белой ткани.
3. Прикладываем шарик на верхнюю часть трубки, фиксируем ниткой. Получилась голова.
4. Оттягиваем угол ткани в стороны, фиксируем ниткой угол. Это – «руки» .
5. Берём любую цветную ткань, складываем пополам и стягиваем нитку, положенную внутрь на пояс. Это получилась «юбка» .
Физ. минутка. Гимнастика для глаз.
Снятие напряжения для глаз.
Раз – налево, Два- направо
Три – вверх, четыре – вниз.
Теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
IV. Итог образовательной деятельности:
Логопед: Ребята, что сегодня вы узнали? Что было интересным? J
-Проведена консультация родителям о дальнейшей работе дома с ребёнком по изготовлению и изучению тряпичных кукол. Были даны рекомендации, какой литературой можно воспользоваться, какие видеофильмы просмотреть и в каких направлениях работать с детьми для достижения наилучших результатов в творческом и всестороннем развитии ребёнка.
Ожидаемый результат:
Сформировался интерес к тряпичным куклам.
Активизировался активный словарь у детей.
Результаты проекта
Созданные своими руками куклы - оберег.
Музей кукол.