Папки-передвижки

Проект «Куклы наших прабабушек»

Наталья Потапова
Проект «Куклы наших прабабушек»

Паспорт проекта

Вид проекта : Творческо - информационный.

Продолжительность проекта : октябрь - май.

Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты.

Тематическое поле: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Публикация «Проект „Куклы наших прабабушек“» размещена в разделах

Актуальность темы: В старину говорили: «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает». Кукла была не просто игрушкой – это символ продолжения рода, счастья и благополучия. Кукла рассматривалась и как эталон мастерства. Это была уже не только игра, но и обучение рукоделию. Особое значение имел материал для изготовления куклы. Тряпичная кукла снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Через общение с куклой дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребёнку – дошкольнику, через «куклу наших прабабушек» познакомиться с историей и традициями на Руси, получить представление о разных видах старинных кукол и пережить отношение к ним в продуктивной и игровой деятельности.

Это даст возможность самого естественного разрешения психологических проблем ребё нка: страхов, заикания, нарушения речи, поведения и коррекция последствий психотравмирующих ситуаций, после которых дети получили эмоциональную травму.

Цели проекта :

• Разработка эффективной системы работы по развитию интереса детей к народной кукле;

• Приобщение детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам, через старинную куклу как этнографический источник;

• Углубление знаний, связанных с культурными и религиозными традициями русского народа;

• Через куклу обеспечение связи поколений и помощь ребёнку в выстраивании взаимоотношений с миром.

Задачи проекта :

• Познакомить детей с историей русской народной куклы;

• Учить мастерить традиционные куклы старинным бесшовным способом;

• Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки;

• Учить разыгрывать с помощью изготовленных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам;

• Познакомить с вариантами и технологией изготовления куклы – оберега, раскрыть символику;

• Формировать умение взаимодействовать и сотрудничать в процессе работы по реализации проекта;

Продолжать формировать трудовые навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание и др. ;;

• Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука»;

• Формировать познавательные интересы детей;

• Формировать систему знаний детей об изготовлении куклы из различного материала;

• Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство;

• Воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии

Роль родителей в реализации проекта :

Консультации: «Русская народная кукла в жизни ребёнка», «Старая кукла на новый лад» и т. д. ;

Подбор материалов и информации по теме: «Изготовление куклы для детей и вместе с детьми»;

Выставки совместных работ детей и родителей: «Куклы - самоделки», «Куклы наших прабабушек»;

• Участие родителей в заседаниях клуба «Мир семьи»;

Альбом-эстафета: «Старая кукла на новый лад».

Участие специалистов образовательного учреждения в осуществлении проекта :

• Совместная творческая деятельность детей и специалиста по изобразительной деятельности;

• Совместная деятельность детей и педагога, углублённо занимающегося музейной педагогикой;

• Занятия куклотерапией с педагогом – психологом;

• Музыкально – художественная деятельность с музыкальным руководителем.

Обеспечение проектной деятельности :

Методическое:

• О. А. Соломенникова «Радость творчества»;

• В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;

• Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»;

• С. Р. Николаева «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками»;

• Н. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;

• Н. А. Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;

• Л. В. Кокуёва «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»;

• И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;

• Е. Берстнёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок»;

• Г. Д. Дайн «Русская народная игрушка»;

• О. А. Цыгвинская «Мастерская народных кукол»;

• Материалы Интернета.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

Материалы: лоскутки однотонного и цветного ситца, солома, разноцветные нитки, салфетки, основа для наматывания ниток, вата, синтепон, крупа и т. д. ;

Инструменты: ножницы, стальные иглы, ;

• Образцы кукол из различных материалов;

• Схемы пошагового изготовления кукол;

• Подбор книг, альбомов с различными видами кукол;

• Коллекция кукол в русском народном костюме;

Продукт проектной деятельности :

• Коллекция русских народных кукол – новоделов;

• Дидактические игры по теме;

• Оформление выставки в дошкольном учреждении;

• Оформление технологических карт по изготовлению куклы;

• Фотоальбом;

• Выставка кукол, изготовленных детьми и родителями;

• Технологические карты построения образовательной деятельности;

• Подбор художественного слова по теме.

Этапы проведения и реализации проекта :

1. Информационно-накопительный:

• Изучение интереса детей для определения целей проекта;

• Подбор методической литературы, литературы для детей, материально-технических ресурсов;

• Информация для родителей «Участвуем в проекте «Куклы наших прабабушек»;

• Взаимодействие с родителями по реализации проекта;

• Определение тематики бесед;

• Тематическое планирование;

• Сбор информации;

• Подбор музыкального репертуара;

• Работа со специалистами.

Проблематизация:

Дети подготовительной группы задумались: во что играли дети в старину, ведь магазина «Игрушки» не было.

2. Организационно-практический:

Целеполагание:

Было предложено много вариантов ответов и чтобы найти верный дети приняли совместное решение узнать какие игрушки были у детей в старину.

3. Планирование:

В ходе обсуждения дети пришли к выводу что необходимо:

1. Найти информацию о старинных русских народных игрушках (обратиться за помощью к родителям, чтобы прочитать об этом в книгах, энциклопедиях, интернете);

2. Попробовать изготовить кукол самостоятельно (с небольшой помощью взрослого);

3. Организовать выставку русской народной куклы;

4. Рассказать о кукле другим детям и родителям.

5. Формы и методы реализации проекта :

Социально-коммуникативное развитие.

Игровая деятельность:

• Оформление центров игровой деятельности игрушками и атрибутами по теме.

• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Ярмарка»

Дидактические игры: «Что изменилось?», «Из чего сделаны», «Четвёртый лишний», «Подбери узор», «Путаница», «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию»;

• Обучение игровым действиям с русскими народными куклами;

Словесная игра: «Узнай по описанию».

Коммуникативная деятельность:

• Беседа «История появления куклы»;

• Беседа «Значение куклы в жизни русского человека»;

• Беседа «От семени до льняного полотна»;

• Беседа «По одёжке встречают»;

• Беседа «Растения, которые нас лечат»;

• рассказ о коллекции русской народной куклы в музейном уголке детского сада;

• Рассматривание альбома «Наряд для куколки»;

• Составление алгоритма «Как рождается кукла»;

• Рассказ о старинной русской народной одежде;

• Рассматривание картин «Лён цветёт», «Пряха»;

Художественно-эстетическое развитие.

Продуктивная деятельность:

Рисование:

• Рассматривание альбомов с различными видами кукол;

• Работа в альбомах-тренажёрах «Ярославские узоры»;

• Рисование «Моя любимая куколка», «Кукла в национальном костюме»;

• Рисование узоров на полосе для украшения куколки.

Лепка:

«Куколка»;

• Внесение различных дополнительных материалов для самостоятельной творческой деятельности.

Аппликация:

• выкладывание орнамента из круп, зерен;

«Оденем куколку» (работа с тканью и природным материалом);

• Внесение лоскутков ткани для подбора цветовой гаммы для аппликации.

Музыкальная деятельность:

• Восприятие русской народной музыки, ярославских мотивов;

• Слушанье русских народных колыбельных песен;

• Внесение в музыкальный уголок атрибутов для игр, хороводов.

Восприятие художественной литературы, фольклора:

Чтение:

- «О куклах-закрутках…»,

- «Кусочек ткани…»,

- «Вот для куколки подружки…»,

- р. н. с. «Василиса Прекрасная»,

-р. н. с. «Терешечка»,

-рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

• Внесение в книжный уголок иллюстраций к произведениям;

• Внесение в театральный уголок кокошников, сарафанов, рубах для ряженья.

Конструирование из разного материала:

• Конструирование из бросового материала;

• Работа в центре творчества;

• Изготовление детьми русских народных кукол.

Познавательное развитие.

Познавательно – исследовательская деятельность:

• Рассматривание кукол, определение этапов работы;

• Подбор материалов и инструментов, необходимых для работы;

• Знакомство с процессом изготовления народного костюма;

• Знакомство с лекарственными растениями нашей местности;

Опыты с соломой:

Изменение цвета под воздействием соляного раствора;

5. Презентационно-завершающий:

Развлечение с родителями и детьми: «Праздник куклы».

• Создание фоторепортажа по проекту;

• Оценка этапов реализации проекта.

6. Контрольно-рефлексивный:

• Подведение итогов.

• Беседа с детьми о том чему они научились и как они достигли поставленных целей.

Заключение: В данном педагогическом проекте представлена система работы по ознакомлению детей с русской народной куклой. В доступной детям форме проект знакомит их с характерными особенностями, видами и способами её изготовления. В результате реализации проекта :

• дети получили представление о русской народной кукле : о материале, из которого она изготавливается (солома, лён, лоскут, береста, нитки и т. д., об игровых действиях, которые можно совершить с ней;

• различают понятия «Бессонница», «Крупеничка», «Стригушка», «Кукла-скрутка», «Неразлучники», «Мартенички», «Кувадка», «Столбушка», «Купавка», «Берегиня»;

• знают и показывают некоторые приёмы изготовления русской

народной куклы;

• имеют простейшие представления о значении куклы в жизни наших прабабушек и современного ребёнка;

• дети познакомились с материалами и инструментами для изготовления различных видов кукол, у них выработались умения и навыки их практического использования;

• использование детьми результатов своей деятельности в качестве украшения, сувенира, создания игрового пространства;

• широкое включение выполненных детьми кукол в жизнь ДОУ;

• У детей появился интерес к истории и культуре своей родины;

• Дети применяют полученные знания в продуктивной деятельности.

Все эти умения и навыки, полученные детьми очень пригодятся в планировании и реализации следующего проекта «Фабрика игрушки», целью которого является изготовление игрушек для малышей, которые только пришли в детский сад.

Публикации по теме:

«Активизация включения родителей в образовательный процесс в ходе проекта «Куклы наших прабабушек».«Активизация включения родителей в образовательный процесс в ходе проекта «Куклы наших прабабушек». Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей опирается, в частности, на работу по патриотическому воспитанию детей. В настоящее.

Куклы наших прабабушек «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». М. Е.

Конспект беседы «Куклы наших бабушек» с последующим изготовлением куклы Цель: познакомить детей с русскими народными куклами, научить изготавливать детей куклу из ткани. Демонстрационный материал: куклы или картинки.

«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик»«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы «Колокольчик» Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность. Задачи: 1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;.

Мастер-класс «Куклы наших бабушек» Мастер - класс для родителей и детей средней группы Тема: «Куклы наших бабушек» Сегодня я хочу познакомить вас с одной замечательной игрушкой:.

Открытая совместная деятельность «Куклы наших бабушек. Изготовление куклы-хороводницы» старшая группаОткрытая совместная деятельность «Куклы наших бабушек. Изготовление куклы-хороводницы» старшая группа Вводная часть. Педагог приглашает детей в зал - Сегодня в нашем зале присутствуют гости. Посмотрите на них, давайте их поприветствуем.

Проект «Игры наших мам» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ Игры наших мам СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение Актуальность 2. Основная часть Целеполагание Задачи проекта Ожидаемый.

Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Проект «Куклы из бабушкиного сундука» Сидорова Т. Н., воспитатель высшей квалификационной категории Шуванова О. Е., воспитатель первой квалификационной.

Проект «Куклы наших прабабушек» 1. Содержание проекта Актуальность Игра и игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом куклы были необходимы, чтобы передать накопленный.

Проектная деятельность с детьми. Мини-музей «Куклы наших бабушек»Проектная деятельность с детьми. Мини-музей «Куклы наших бабушек» В процессе организации работы по проектной деятельности дошкольников, по ознакомлению детей с традиционной русской культурой, обрядовыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Куклы наших прабабушек»
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 08:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД