Получи документы

Проект «Культура и быт Адыгов»

Екатерина Малышева
Проект «Культура и быт Адыгов»

Групповой детский творческий проект

«Культура и быт Адыгов».

Проект разработала : воспитатель первой категории Малышева Е. В.

Вид проекта : творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников.

Тема проекта : «Культура и быт Адыгов".

Актуальность темы:

Публикация «Проект „Культура и быт Адыгов“» размещена в разделах

Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

"Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность, вариативность использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта :

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта :

• Формировать у подрастающего поколения чувства национальной гордости за родной язык и культуру.

• Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

• Развивать у детей творческую познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

• Знакомство с адыгейскими народными играми.

• Приобщение детей другой национальности к адыгской культуре, традициям.

Интеграция образовательных областей:

Познание.

Художественное творчество.

Коммуникация.

Чтение художественной литературы.

Музыка.

Социализация.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта :

• Создание ситуации для мотивации начала проекта.

• Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

• Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

1. Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2. Расширение знаний детей об истории, традициях, культуре и быте народов.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта :

-фотоматериалы,

-видеоматериалы,

-проектная папка,

- выставка детских работ,

-создание картотеки предметов быта и материалов проекта.

Материал, используемый в проекте

1. Утренние беседы:

«Традиции и обычаи народа Адыгеи»;

«О нашей республике»;

«Природа Республики Адыгея»;

«Как мы встречаем гостей».

2. Экскурсия в музей адыгейской культуры.

3. Просмотр слайдов: «Достопримечательности нашей Республики».

4. Знакомство с поэтами и писателями РА.

5. Адыгейский фольклор : прослушивание песен на адыгейском языке : «Сихэку»,

«У Адыгов обычай такой»,

«Адыгэ ч1ыгу»,

«Шъукъеблагъ»,

«Синан».

6. Разучивание стихотворений писателей и поэтов Адыгеи :

И. Машбаша «Адыги», «Земля»,

Н. Куек «Я хочу услышать»,

К. Жане «Так в Адыгее говорят».

7. Викторина: «Кто больше вспомнит пословиц и поговорок о гостеприимстве».

8. Дидактические игры:

«Чудесный мешочек», «Семья», «Что лишнее», «Запомни предмет».

9. Сюжетно – ролевые игры:

«Кукла заболела», «Я встретил друга», «Телеграф», «Магазин».

10. Подвижные игры:

«Прятки», «Моток шерсти», «Подбрось шапку», «Катание колеса»,

«Отбирание головных уборов», «Скачки»

10. АППЛИКАЦИЯ

«Адыгейский флаг» (коллективная)

Цель: познакомить детей с символикой РА., учить ровно разрезать по сгибу; работать сообща; находить взаимопонимание.

Ход работы: Дети рассказывают, что представляет собой адыгейский флаг. Под песню А. Миш «Три стрелы 12звезд» выполняют коллективную работу.

«Роспись пояса» по мотивам адыгейского узора.

Цель: учить детей рисовать карандашом элементы адыгейского орнамента, состоящего из завитков. Учить правильно, подбирать цвет и размер детали. Рисовать аккуратно. Воспитывать интерес к адыгейскому орнаменту.

Реализация проекта

«Моя Адыгея»

Цель: познакомить детей с историей Адыгеи, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;

- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;

- учить сравнивать описывать, делать выводы.

«Адыги на земле моей живут»

Цель:

-познакомить детей с названием Адыгея, рассказать о людях разных национальностей, проживающих в нашей Республике; выделить столицу Адыгеи г. Майкоп;

-закрепить в речи новые слова;

- вызвать интерес к адыгейской сказке;

-воспитывать любовь к родному краю. Показать в рисунке цветовую гамму чувств.

Методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы, пояснения, чтение сказки, рассматривание цветных иллюстраций.

Оборудование: альбом с иллюстрациями, книга «Адыгейские сказки», альбомные листы, гуашь разного цвета, кисти.

Ход занятия: Учитель рассказывает стихотворение, о древней земле Адыгея, ее местонахождении и населяющих ее людях.

Дети задают вопросы. Учитель говорит об их фольклоре, читает сказку, рассматривают иллюстрации, переходят к рисованию.

«Знакомство с адыгейским национальным костюмом»

Цель: воспитывать у детей желание сохранять и продолжать традиции адыгейского народа; закрепить название и назначение отдельных частей костюма.

При знакомстве с национальной одеждой адыгов, я показываю национальные женские и мужские костюмы. У детей есть возможность, рассмотреть какие узоры, орнаменты вышиты на костюмах.

«Знакомство с адыгейской утварью»

Для знакомства детей с адыгейской утварью и другими атрибутами адыгов в ДОУ создали музей. Чтобы дети лучше закрепили и усвоили название всех вещей, которые находятся в нашем музее. Часто показываем занятие, в котором экскурсоводы-дети, переодетые в национальные костюмы, проводят экскурсию и рассказывают, что за предметы и для чего они предназначены.

ЛЕПКА

«Кувшин»

Цель: учить применять разные приёмы лепки из удлиненного цилиндра, ленты; познакомить с различными средствами выразительности при передаче образа.

Предварительная работа: дети рассматривают кувшины, прикасаются к ним руками, чтобы ощутить прохладу металла, углубление узора.

Ход работы.

Учитель проводит с детьми беседу и рассказывает, что такие кувшины для масла, вина и воды делали с давних времен. Кузнецы их ковали из серебра, меди. Мастера придавали сосудам плавные формы. Делалось это не только для красоты. Такие кувшины с широкой нижней частью, узким длинным горлышком, устойчивы, их удобно держать.

Дети берут плоскостные кувшины и под тихую музыку выполняют задания. В конце, анализируют работы, выбирают наиболее интересные сосуды.

«Жилище адыгов»

Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища адыгов, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту адыгов, познакомить из чего строили дома, что находилось во дворе, внутри дома. Развивать чувство симметрии, умение красиво и правильно оформлять постройку, создавать ее по схеме, воспитывать чувство коллективизма.

Материал: наглядный материал: фотографии, картины, эскизы жилища адыгов, соленое тесто, доски, салфетки.

Ход занятия: Учитель предлагает посмотреть иллюстрации с изображением старых построек. Адыги раньше жили вот в таких домах. Обычно строились они фасадом на юг. Жилище имело плетеные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух или четырехскатную крышу из плетня, покрытую соломой.

«Природа нашей Республики»

(Рисование)

Цель: учить детей с любовью относиться к своей земле, на которой они живут, знакомить детей, учить закреплять приемы рисования гуашью, краской, учить готовить оттенки.

Материал: краски, вода, кисти, салфетки, палитра, картины гор и рек.

Ход занятия: Дети смотрят видеоматериал с изображением гор и рек РА.

«Лучше гор могут быть только горы»- в этой народной мудрости можно еще раз убедиться, попав в горную Адыгею. Горы Адыгеи стоят того, чтобы их любили, воспевали, восторгались их сказочной красотой и суровостью.

«Орнаментальная культура»

Одним из замечательных видов народного искусства является орнаментальная культура, отображающаяся в своеобразных формах окружающую действительность.

Знакомство детей с культурой и бытом адыгов происходит во всех сферах деятельности детей. В том числе и через изобразительное искусство.

Самобытное национальное орнаментальное искусство адыгов развивалось тысячелетиями и использовалось для украшения одежды, обуви, посуды, орудий труда. Для ознакомления детей с адыгейским орнаментом пользуюсь картинками из книги «Адыгейский национальный орнамент

Публикации по теме:

Проект «Финансовая культура дошкольников» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Финансовая культура дошкольников» 1. Актуальность Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Фотоочерк «Индейская культура»Фотоочерк «Индейская культура» Людмила Рыбакова Фотоочерк «По ступенькам истории» (В очерке использованы фото выставки «Эльдорадо», проходившей в Москве в 2020г) ХV.

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Проект «Культура русского народа. Вербное воскресенье» в подготовительной к школе группе Паспорт проекта. Тема проекта:«Культура русского народа: «Вербное воскресенье»;Участники проекта: дети подготовительной группы, родители,.

Проект «Село родное — капелька России. Русская народная культура Алтайского края» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» Проект на тему: «Село родное – капелька России:.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Культура и быт Адыгов»
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 19:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД