Папки-передвижки

Проект «Лаборатория юного эколога»

Ирина Писарева
Проект «Лаборатория юного эколога»
▼ Скачать + Заказать документы

"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Сухомлинский В. А.

Опыт

это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Эксперимент

Публикация «Проект „Лаборатория юного эколога“» размещена в разделах

опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.

Направления опытно-экспериментальной работы.

- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

Участники проекта.

Дети, родители, педагоги.

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.

По содержанию: естественнонаучный.

По числу участников проекта: групповой.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.

Проблема

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Актуальность.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность.

Цель проекта.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта.

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Гипотеза.

Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

Основные этапы и сроки реализации проекта.

Подготовительный этап.

Изучение и подбор программно-методического материала по направлению работы.

Проведение диагностического обследования.

Основной этап.

Формирование представлений о живой и неживой природе посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей.

Совершенствование предметно-развивающей среды.

Методы и приемы.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы.

Беседы познавательного характера.

Дидактические и развивающие игры.

Прослушивание аудиозаписей.

Рассматривание картин.

Заключительный этап.

Проведение диагностического обследования.

Анализ полученных результатов.

Обобщение опыта работы.

Показ открытого мероприятия.

Выступление на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты.

Формирование у детей реальных представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы; основ экологической культуры.

Пополнение и обновление дидактического материала.

Создание в группе уголка для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Правила выбора темы.

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности (оригинальность в данном случае следует понимать, не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).

Особенности простейших опытов, проводимых в условиях детского сада.

1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

3. Безопасность.

4. Использование обычного бытового, игрового и нестандартного оборудования (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, природный и бросовый материал и др.).

Структура детского экспериментирования.

Постановка проблемы;

Поиск путей решения проблемы;

Проверка гипотез, предположений;

Обсуждение увиденных полученных результатов;

Формулировка выводов.

В результате проведенной работы у детей сформированы следующие интегративные качества.

Любознательный, активный:

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;

Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности;

В случаях затруднения обращается за помощью;

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Адекватно использует вербальные и невербальные средствами общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:

Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Публикации по теме:

Доклад на родительском собрании в старшей группе «Значение детского экспериментирования в развитии ребёнка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко». Доклад на родительское.

Это яркое, звонкое лето!Это яркое, звонкое лето! Детство – пора знакомства с миром. Первые чувства, возникающие от этого общения, не только формируют личность, но и наполняют душу, сопровождают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лаборатория юного эколога»
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 18:06
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Лаборатория юного эколога»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Писарева (УИ 97435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД