Ольга Клюшкина
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Проект «Ладушки-ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 4
Проект
«Ладушки-ладошки»
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Паспорт проекта
Цель: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать точность и координацию движений, ритмичность и гибкость рук.
3. Развивать творческое воображение детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, Проект „Ладушки-ладошки“» размещена в разделах
4. Развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога.
Вид проекта : групповой, игровой, долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации: учебный год (сентябрь-май 2017г.).
Место реализации проекта : структурное подразделение «Плодопитомнический детский сад» МБДОУ «Детство».
Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Ожидаемый результат
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличивается словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Родители получают необходимые знания по данной теме, и становятся информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
I. Подготовительный этап.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по данной теме.
2. Организация выставки пособий по развитии мелкой моторики рук.
3. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.
4. Подготовка методического материала по реализации проекта.
5. Оформление памяток, консультаций для родителей.
II. Основной этап реализации проекта.
Перспективное планирование работы с детьми
Месяц Содержание работы
Сентябрь Пальчиковые игры: «Домик», «Замок» «Котик».
Массаж и самомассаж «Перчатки».
Игры с прищепками. Воспитатели, помощник воспитателя (младший воспитатель, родители
Октябрь Пальчиковые игры: «Помощники», «Ягоды», «Сорока».
Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».
Игры с резиновыми игрушками.
Ноябрь Пальчиковые игры: «Капуста», «Дом», «Сливы». Массаж и самомассаж: «Игра с бумажными шариками».
Игры с бусами. Нанизывание крупных бусин на шнурок.
Декабрь Пальчиковые игры: «Белка». «Репка», «Пять пальчиков».
Массаж и самомассаж: «Игра с мячиками».
Игры с мозаикой.
Январь Пальчиковые игры: «Молоток», «Это я», «Пальчики».
Массаж и самомассаж: «Игра с шишками».
Игры с конструктором.
Февраль Пальчиковые игры: «Ну-ка, братцы, за работу», «Пальцы в гости приходили», «На полянке дом стоит»
Массаж и самомассаж: «Игра с орехами».
Шнуровка.
Март
Пальчиковые игры: «Дружная семья», «Повстречались», «Полетели птички».
Массаж и самомассаж: «Игра с карандашами».
Выкладывание фигурок из счетных палочек, спичек, камушек.
Апрель
Пальчиковые игры: «Про грибы», «Ноги ходят по дороге», «Шарик».
Массаж и самомассаж: «Перчатки».
Игры с крупой.
Май
Пальчиковые игры: «Прогулка», «Дождик, дождик», «Лошадки».
Массаж и самомассаж: «Игры с грецкими орехами».
Игры с пуговицами.
План работы с родителями.
№ Содержание работы Сроки
1. Родительское собрание. Мастер-класс: «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».
Оснащение предметно-развивающей среды : помощь родителей в создании базы для ручного труда из подсобного материала. Сентябрь
2. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей. Занятия, игры, упражнения». Октябрь
3. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».
Индивидуальные беседы «Речь и пальчики». Ноябрь
4. Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом». Декабрь
5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).
Оформление памятки для родителей.
«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат». Январь
6. Рекомендации по проведению индивидуальной работы с ребенком –дошкольником. Информационный материал в родительском уголке. Февраль
7. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей «Подарок маме» Март
8. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Апрель
9. Родительское собрание «По итогам учебного года».
Оформление выставки работ дошкольников. Май
III. Заключительный этап. Систематизация материалов, подведение итогов:
1. Проведение контрольного диагностического обследования в конце года.
2. Анкетирование родителей.
3. Итоговое занятие.
Результативность
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Атрибуты, имеющиеся в группе:
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;
• крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков;
• сетки для раковины и разноцветные ленточки;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);
• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей. В ходе данного проекта у детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.
Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
3. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-96с. -(Кабинет логопеда)
5. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
6. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
7. Интернет-ресурсы: Н. Гуляева. “Пальчиковый бассейн”.
8. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. -Автор – сост О. А. Зажигина-СПб:000 «Издательство «Детство – Пресс», 2014 – 96с. - (Кабинет логопеда).